Минфин - Курсы валют Украины

Установить
2 февраля 2017, 12:08 Читати українською

Гонтарева о банках

Стратегию развития госбанков перепишут. ПриватБанк продадут частным инвесторам. У финучреждений с российским капиталом в Украине нет «светлого будущего». Но кто еще уйдет с банковского рынка — уже неважно. Глава НБУ рассказала в интервью Лиге о главных событиях на финансовом рынке. «Минфин» выбрал главное. 

«Вселенная» Коломойского

У нас не было задачи национализировать ПриватБанк. У нас была цель расчистить и докапитализировать банковскую систему. 

В начале февраля 2016-го акционеры ПриватБанка подписали программу докапитализации. Нам предоставили гарантийные письма, график погашения инсайдерских кредитов. Мы работали с Приватом, как и со всеми остальными банками. Но мы понимали, что они могут не выполнить все требования, и уже тогда начали готовиться к возможной национализации. 

У ПриватБанка были проблемы плохого качества активов, отсутствия залогов и cash flow (движения средств. — Ред.) для обслуживания этих кредитов. Кредитный портфель, несмотря на все запреты НБУ, продолжал увеличиваться, мы называли это «расширяющаяся вселенная». То, что у нас на момент вывода банка был недостаток капитала 146 млрд, а на момент стресс-теста 113 млрд грн, не говорит о том, что они что-то выводили в это время. Они, например, могли просто не обслуживать ранее выданные кредиты, а перекредитовывать их на новые с учетом начисленных процентов.

Мы еще не видели программу реструктуризации кредитов, но они дали гарантийное письмо, у них есть 6 месяцев.

Там много залогов, есть реальные предприятия, но их названия мы не комментируем. Из 19 млрд кредитов рефинансирования на момент вывода банка в ФГВФЛ просрочены были 14 млрд. Практически на все есть персональные гарантии Коломойского, поэтому мы будем следить, как он реструктуризирует свои кредиты.

Продажа Привата и стратегия госбанков

Мы обсуждали этот вопрос с министром финансов Александром Данилюком. Сначала должна быть принята стратегия управления госбанками. Старая стратегия, которую мы писали еще с Натальей Яресько (предшественницей Данилюка. — Ред.), после национализации ПриватБанка устарела. Сейчас государство контролирует 50% банковского рынка.

После того как будет принята общая стратегия госбанков, новый менеджмент ПриватБанка разработает свой план действий. Там собралась очень сильная команда в набсовете — представители от государства, ЕБРР, Всемирного банка. Нет сомнений, что они подготовят качественную программу.

На сегодняшний день у ПриватБанка хороший баланс. Некачественный кредитный портфель полностью зарезервирован. Если экс-акционеры реструктуризируют его, то нынешний уровень капитала будет даже избыточным, и деньги будут возвращаться государству. Банк реально продать с хорошим для государства мультипликатором, но, возможно, на это придется потратить 3-4 года. ЕБРР уже пригласили участвовать в капитале. Верю, там будет success story (история со счастливым концом. — Ред.).

Госбанки

Мы за этими банками очень внимательно следим. Вместе с Укргазбанком они были капитализированы на общую сумму 34,6 млрд грн начиная с 2014 года. Их балансы полностью соответствуют всем нормативам. Сейчас они проходят аудит финансовой отчетности, в том числе на предмет соответствия 351-му постановлению НБУ (ужесточившему правила оценки кредитного риска банков. — Ред.).

Российские «дочки»

Банки с российским капиталом хорошо докапитализированы, даже у ПИБа проблем с ликвидностью нет. Но мы не считаем, что у них есть светлое будущее в Украине. Их доля рынка уже уменьшилась с 15 до 8,8%. Если найдут покупателей на свои активы, мы будем только рады.

Продажа активов банков-банкротов

В последнее время работа улучшилась в разы. У них работает большая команда консультантов из US Treasury, они наняли профессионального менеджера в консолидированный офис продаж — Юлию Берещенко, которая 20 лет в Лондоне работала. Сейчас все процессы выстроены, начались продажи имущества через ProZorro, ведутся переговоры еще с двумя американскими биржами. Нельзя сказать, что все идет, как по маслу, но метаморфозы происходят, мы это видим по своему портфелю. Фонд не может выставлять наши залоги на торги без согласования с Нацбанком, и если раньше расхождения в оценках стоимости были существенные, то сейчас оценки на 90% совпадают.

Они много чего продают, но нет платежеспособного спроса. В Фонде активов номинально на 400 млрд грн, а реально — на 100 млрд. Но даже на эту сумму найти покупателей нереально, поэтому они и хотят завести американские площадки. Плюс к этому постоянные суды.

— Мы хотим продать через ProZorro все наши крупные активы. Недавно согласовали с Фондом условия продажи права по кредитам ТРЦ Республика, также будем выставлять на торги права требования к МАУ. У нас был очень негативный опыт с Сетамом (государственная система торгов, которую запустил Минюст. — Ред.), там сразу же произошло мошенничество с Рокитнянским сахарным заводом (имущество продали за бесценок. — Ред.).

Валютная либерализация

Первое, что мы сделаем, — разрешим выплату дивидендов за 2016 год. Пока разрешено за 2014-2015 годы. Дальше — исходя из рыночных условий. У нас дорожная карта валютной либерализации привязана не к датам, а к наступлению определенных условий. Когда достигаем определенного уровня стабильности, тогда и снимаем ограничения. В прошлом году мы повысили срок возврата выручки до 120 дней, следующий шаг — 180. Но одномоментно разрешать выплату дивидендов и снимать другие ограничения очень опасно.

Если валютный курс будет не коррелировать с нашими ожиданиями по инфляции, нас это не устроит. Но наш базовый сценарий не подразумевает шоковых потрясений. У нас отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса (соотношение экспорта-импорта товаров и услуг. — Ред.), мы даже ухудшили наш прогноз с -$2,9 млрд до -3,5 млрд. Но это не страшно, у нас хороший экспорт, цены на сырье растут. Экспорт если и не увеличится, то останется на прежнем уровне. Импорт растет, но это инвестиционный импорт. Бизнес покупает машины и оборудование. А это будущий рост ВВП. И мы точно знаем как будем закрывать этот дефицит: прямые инвестиции, международные заимствования. По итогам года наш платежный баланс будет в профиците.

Кто еще уйдет

У нас 40 банков по активам составляли 97% всей системы. Из первой двадцатки вы уже видели, кто не выжил. Вторая двадцатка сдала тест 1 января 2017 года. Ушли Платинум и Фортуна-Банк. Остались банки, которые составляют 3% от активов системы. Сколько из них обанкротится — разница не критическая. Никакого влияния они на рынок не окажут.

Кредитование

Вы же понимаете, что банки не кредитуют не потому, что нет ликвидности. В прошлом году она достигала 100 млрд грн, а на сегодняшний день еще больше. Свободной долларовой ликвидности в системе больше $5 млрд, банки размещают их на западных корсчетах почти под нулевые проценты. Но они не хотят кредитовать. И дело не столько в учетной ставке НБУ и высокой стоимости ресурса, хотя мы намерены снижать ее. Дело в нашей судебной системе и отсутствии правосудия в стране. Если Национальный банк не может получить ни копейки своих денег, бесконечно судится с такими, как Бахматюк, Жеваго, Климов, Лагун, то как банкам вернуть свои деньги? Почему им нужна такая большая докапитализация? Потому что им не возвращают кредиты! Посмотрите на портфели госбанков. Доля просроченных кредитов в их портфеле была около 50%. Мы весь прошлый год ждали принятия закона о защите прав кредиторов, а его в итоге сняли с рассмотрения. Так что приоритет номер один — перезапуск судебной системы. Вот нам говорят, что сейчас будет порядок в исполнительной службе, потому что с 1 января ее функции могут исполнять не только государственные, но и частные исполнители.

История с Платинум Банком

Платинум проходил диагностическое обследование в первой половине 2016 года, так как этот банк не из первой двадцатки. В июне 2016 года мы утвердили необходимый объем докапитализации. Если бы акционер не вносил капитал, то банк не дожил бы даже до стресс-теста.

Еще в прошлом году Платинум показывал в своей финансовой отчетности отрицательный капитал. А почему так? Чтобы инвесторов пугать? Нет, это Нацбанк заставил его показывать. А если вас интересует, как он выжил в 2016 году, то это произошло за счет поддержки акционеров. Они влили в банк 1 млрд грн., снизили задолженность перед НБУ с 600 до 247 млн грн. Дальше, как и все банки второй двадцатки, банк проверялся на достижение нулевого капитала на 1 января 2017 года. Когда банк на отчетную дату не выполнил этот норматив, мы его вывели с рынка.

По депозитам (Платинума — «Минфин») не было реального прироста. В 2016-м портфель рос за счет курсовой переоценки и процентов, которые начисляются, но не платятся. Более того, задолженность перед госкомпаниями Платинум сокращал по графику. Правда под конец они перестали это делать, видимо, зная, что не выполнят требования по капиталу.

Да, там были средства госпредприятий — суммарно около 500 млн грн. Даже перед самым банкротством туда заходили государственные деньги, хотя мы запретили привлекать их.

«Записи Рожковой»

Скажу так: если кто-то сильно захочет манипулировать записями ваших разговоров, то он это сделает.

Это обычные разговоры, как со всеми банками. Вам же не показали, с кем еще Рожкова вела такие разговоры. Вам показали только банки Платинум, Михайловский. Если вы достанете мои разговоры с Коломойским, разрешаю их распечатать. Хотя он обычно не телефоном пользовался, а мессенджерами — WhatsApp и Viber. Послушали бы, как мы его заставляли реструктуризировать кредиты.

«Дела олигархов»

Финучреждения Бахматюка уже почти два года как выведены с рынка: сначала ушел VAB, потом Финансовая инициатива. За это время VAB не погасил практически ничего. Нацбанку — точно ни копейки. Фонду гарантирования вкладов (ФГВФЛ) от Финансовой инициативы «перепала» лишь небольшая часть процентов по кредитам. Более того, бизнесы Бахматюка еще и госбанкам не возвращают кредиты. А если к этому добавить еще и его долги иностранным кредиторам, от общей суммы волосы встанут дыбом.

Долг Бахматюка по кредитам рефинансирования НБУ составляет 10,9 млрд грн. При этом на сумму 8,5 млрд грн у нас есть его персональная гарантия, личное поручительство. Человек в здравом уме поручился всем своим имуществом — не только Укрлендфармингом, но и своим домом, машиной, часами...

Лагун (экс-собственник Дельта Банка — «Минфин») получал рефинанс под залог бумаг Государственного ипотечного учреждения с госгарантией. Так что такой персональной гарантии, как у Жеваго, Климова, Бахматюка и Коломойского, у Лагуна больше не было. По кредитам Дельты на 8,6 млрд грн, которые были выданы до июня 2014 года, в залоге имущество как банка, так и имущественных поручителей, с которыми мы судимся.

Задолженность Имэксбанка Леонида Климова перед НБУ — 3,4 млрд, Фонд гарантирования выплатил его вкладчикам 4,16 млрд грн. За мою каденцию мы выдали банку только 350 млн грн на перекрытие оттока депозитов в суммах, которые гарантируются государством. Выдали под качественные залоги и персональное поручительство Климова, но пока взыскать их не получается. У нас с Климовым два судебных процесса, судимся по его личным гарантиям.

Комментарии - 8

+
+43
Maleficarum
Maleficarum
2 февраля 2017, 12:18
#
«У нас дорожная карта валютной либерализации привязана не к датам, а к наступлению определенных условий. Когда достигаем определенного уровня стабильности, тогда и снимаем ограничения.» Ги-ги… Всё по рошеновски… Без дат- а с условиями… ( Раз звёзды не так встали на небосклоне-нет и условий для либерализации) Но воровать всё это время можно и нужно… Хорошая позиция… Как петя всё продумал… Воруй- и ни за что не отвечай… Как там у классика? «Точно… Слабохарактерный. Стырил общие деньги и на таксиста свалил»
+
0
Ukrmercy
Ukrmercy
2 февраля 2017, 20:43
#
Угу) ждет его судьба одно известного дядьки, только с золотой конхфетой и бидэ.
+
+7
MaxTirpiz
MaxTirpiz
2 февраля 2017, 12:24
#
Гарантийное письмо от банка — это бумажка для клозета.
+
+7
Наталя Ех
Наталя Ех
2 февраля 2017, 13:27
#
Біда, що всі документи від банку — це та сама бумажка, бо йдуть «по безпределу», а потім шукай правди перекриваючи Хрещатик…
+
0
radnet
radnet
2 февраля 2017, 21:50
#
Все время говорят о персональных гарантиях… не пойму это в налоговом кодексе или в гражданском? где глава НБУ взяла это понятие?
+
+32
Павел Давыдов
Павел Давыдов
3 февраля 2017, 22:49
#
Видела вижу и ржала — ржу! Стыд глаза не ест и по кошелькам не лазит! Гонтарева…
+
0
vit555z
vit555z
5 февраля 2017, 11:13
#
««Банки с российским капиталом хорошо докапитализированы, даже у ПИБа проблем с ликвидностью нет… Их доля рынка уже уменьшилась с 15 до 8,8%.»»
Все время муссировалась цифры о Доле российских банков, что она с 12% выросла вплоть до 40%. Все политики с антироссийской риторикой пиарились на этих цифрах, кричали Караул и Зрада.
А тут оказывается, что Доля УМЕНЬШИЛАСЬ до 8,8%.
Так «Перемога» получается???
+
0
SAndreyS
SAndreyS
5 февраля 2017, 12:38
#
А сами бы посчитали долю, это несложно. Вся статистика есть.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться