ВХОД
Вернуться
НДС на импорт: цена вопросов
Фото: 112.ua

НДС на импорт: цена вопросов

Самая большая статья расходов у импортеров – это не пошлины и не сборы на границе. Это – НДС на импорт. И потому торги по поводу определения таможенной стоимости – самая конфликтная сторона отношений между бизнесом и таможней.

Как заявил глава ГФС Роман Насиров, конфликты будут гасить путем автоматизации и единообразия в подходах. А вот сами подходы еще можно и нужно обсуждать.
Рубка вокруг налога на добавленную стоимость с импортируемых товаров по-настоящему вышла на передний план примерно тогда же, когда Украина вступила ВТО. Сейчас, когда идет подготовка к окончательному согласованию украинской системы импортных пошлин с нормами ЕС(в рамках Соглашения об ассоциации, которое вступает в силу с 1 января 2016 года), НДС оказывается главным фискальным инструментом по отношению к импорту. Эдакая священная корова, которую резать никак не позволят – из соображений стабильности поступлений в госбюджет.

Потому-то все выше и выше накал конфликтов и дискуссий по поводу определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Не секрет, что именно вокруг определения(читай – назначения) таможенной стоимости заваривалось подавляющее большинство громких коррупционных скандалов, включая тот, что закончился свежайшим решением Кабмина об увольнении главного таможенника — с более чем нелестными формулировками по поводу мотивов увольнения. 

Точно так же не секрет, что если в отношении одних импортеров позиция чиновников на той или иной региональной таможне может быть непреклонна(вот вам цена и попробуйте ее оспорить), то в отношении других импортеров того же товара – неприлично мягкой. И, естественно, мягкость вполне может оплачиваться встречными интересными предложениями – по крайней мере, об этом свидетельствуют многочисленные скандалы.

Новое руководство ГФС все эти истории, похоже, привели к единственному правильному выводу: во всей системе подходы ко всем импортерам должны быть максимально единообразны. Как в части таможенных стандартов, так и в части цен растамаживания. 

Логика простая: если везде все одинаково, прозрачно и понятно, то ликвидируется почва для коррупции при таможенном оформлении товаров. 
Поэтому 7 сентября глава ГФС Роман Насиров заявил о том, что служба предпринимает ряд шагов, направленных на устранение коррупционных составляющих при таможенном оформлении товаров и
совершенствование порядка определения таможенной стоимости товаров.

Конкретные меры, очевидно, будут обнародованы в ближайшую неделю-две, но уже известно, что ГФС будет ужесточать контроль над объективностью определения таможенной стоимости, в том числе – путем более детальной регламентации работы служащих таможен при принятии ими решений по корректировке таможенной стоимости.

Насиров также потребовал обновить критерии рисков в системе автоматизированного контроля за правильностью определения таможенной стоимости – так как в большинстве своем эти критерии не пересматривались с 2014 года.
Общее направление изменений вполне ожидаемо — минимизировать влияние человеческого фактора, чтобы создать единые равные условия для всех участников ВЭД. 

Ну и пряник для крупных и заведомо прозрачных импортеров: для них, как заявил Насиров, будет введен упрощенный порядок таможенного оформления товаров — если те ввозятся по прямым контрактам с производителями. 
И на следующий день после совместной пресс-конференции министра финансов Наталией Яресько и Романа Насирова ДФС опубликовала сообщение о том, что во исполнение поручения премьер-министра Украины относительно обеспечения единого подхода и стандартов в растаможивании товаров на всей территории Украины, Госфискслужба разработала проект новых «Методических рекомендаций по работе должностных лиц органов ДФС по анализу, выявлению и оценке рисков при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины». И тут же обещано, что будут разработаны и другие «методички» по поводу:

— правильности классификации товаров в соответствии с УКТ ВЭД;
— правильности определения страны происхождения товаров;
— соблюдения установленных в задекларированных товаров мер нетарифного регулирования, запретов и/или ограничений относительно перемещения через таможенную границу Украины;
— соблюдения законодательства по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности;
— достоверности декларирования.

Вот тут начинается для бизнеса самое интересное. Все эти проекты ДО введения в действие будут представлены на публичное обсуждение. И у бизнеса есть весьма серьезные шансы внести свои коррективы – конечно, ради снижения субъективизма и коррупции в отношениях с представителями таможни. Скорее всего, делать это все придется крайне оперативно и профессионально – чтобы шансы на учет интересов бизнеса были максимальны. Все эти документы публикуются в соответствующем разделе сайта ГФС. 

По состоянию на 12:00 10 сентября ни один из этих проектов пока там не опубликован, что ожидаемо – за один-два дня подготовить толковый документ малореально. 

Александр Крамаренко

Опубликовано на minfin.com.ua 10 сентября 2015, 15:15 Источник: Деньги
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд