Минфин - Курсы валют Украины

Установить
2 сентября 2015, 13:27 Читати українською

ГФС: чиним моторы в летящем самолете

ГФС запускает реформу. Говорят, что это примерно как чинить двигатели и прочие агрегаты в летящем самолете. Это в принципе – возможно?

ГФС: чиним моторы в летящем самолете
Фото: 24tv.ua

В предпоследний день августа Арсений Яценюк заявил, что правительство вместе с Минфином нашли 10 миллиардов гривен на увеличение зарплат бюджетникам, стипендий, социальных пособий и пенсий, то есть на повышение социальных стандартов. При всем уважении к критикам этого шага, он был неизбежен – уж очень круто росли цены в первой половине года. Так что тут, к превеликому сожалению для налогоплательщиков, спорить особо не о чем. Но именно история с «найденными» десятью миллиардами говорит об очень многом. 

Начнем с того, что эти деньги на повышение стандартов – это есть не подарок извне, не результат переговоров о реструктуризации внешнего долга. Вот те самые 10 миллиардов  гривен для повышения социальных стандартов – они могли появиться из единственного источника. От налогоплательщиков. При участии Государственной фискальной службы, которая вот все эти налоги, сборы и пошлины с нас собирает. Версия «напечатали пустых бумажек» — не пройдет. Этого не позволяют наши обязательства перед МВФ. 

Буквально через два дня после заявления о повышении соцстандартов Госказначейство сообщило, что правительство имеет по состоянию 1 сентября на казначейском счете около 45,8 млрд гривен. 45 миллиардов – это почти пятинедельный бюджет всей страны. Или больше половины того, что запланировано в текущем году на оборонные нужды.  

45,8 миллиардов  - это результат того, что мы действительно стали платить больше налогов. Напомню, что в начале августа уже был достигнут исторический максимум остатков на едином казначейском счету. И потом в начале сентября предыдущий показатель был превышен. Лето. Воюющая страна. Падение ВВП. И рекордные суммы на счетах казначейства. 

Конечно, имеет место высокая инфляция, которая всегда помогает правительству и фискальной службе выполнять планы по доходам госбюджета. Но ГФС собирает налоги весьма эффективно – 115 млрд гривен за май-июль в общий фонд госбюджета. Да, нам, как налогоплательщикам, аплодировать таким достижениям не сильно охота. Но они, тем не менее, налицо. Хотя есть и такое, чему и поаплодировать не грех – ГФС заявила о том, что бизнесу вернули 866 млн грн переплаченного налога на прибыль. 

Сбором налогов и всего остального заняты по всей стране более 50 тысяч человек, работающие в структурах ГФС. Там приличный процент коррупционеров, неумех и просто лентяев. Это тоже факт. И есть жесточайший запрос  гражданского общества на быстрые и эффективные налоговые реформы. В первую очередь – в части отношения к налогоплательщику. И в части преобразования репрессивного аппарата в сервисную государственную структуру – о чем говорили еще задолго до Революции Достоинства, которая, кстати, была и против фискального рэкета тоже. 

И одновременно с реформами вот эта махина по имени ГФС должна выполнять свою функцию контроля за сбором и начислением налогов. Реформы + рост поступлений в бюджеты всех уровней от налогов и сборов. Одновременно. Как ни крути, а происходящая в ГФС реформа сравни капитальному ремонту всех узлов, двигателей, систем управления в летящем самолете. Я не представляю даже, что именно двигало Романом Насировым, когда он взялся за эту задачу. Наверное, он что-то знает, раз взялся. 

Сейчас на него сыплют тонны упреков и критики, но факт остается фактом – второй и начало третьего квартала ГФС отработала  - если судить по объемам поступлений – на пределе возможного. Меня последние полгода очень интересовала ситуация вокруг системы электронного администрирования НДС (СЭА НДС) — уж очень чувствительный этот налог для бизнеса. Мне попали в руки немножко цифр, которые довольно внятно показывают, что же именно творилось с НДС предыдущие три месяца(аналогичная полная августовская статистика пока доступна лишь частично):
 


 В общем, если перевести цифры на обычный язык, то примерно со второй половины июня ГФС закрывала свои старые долги перед плательщиками НДС по возмещению этого налога. И особенно – с июля, с того месяца, когда полномасштабно начала работать СЕА НДС. 

Да, есть масса нареканий на то, как работает эта самая система СЕА, я сам слыхал довольно объемный список претензий на недавнем Всеукраинском налоговом форуме. Это означает, что есть очевидная проблема, которую нынешнее руководство ГФС признает и пытается решить. Это означает, что нужны реформы.

Но, стоп, нужны же и деньги на счетах казначейства. И вот те самые 50 тысяч сотрудников ГФС этот самый денежный поток на казначейские счета как раз и обеспечивают. Мы жалуемся на многих из них, но система обеспечивает финансовую плавучесть воюющего государства. 

Не сильно модно вспоминать всуе Иосифа Сталина, но иногда крайне полезно. Вскоре после завершения Второй Мировой этот «корифей всех наук» в ответ на жалобы Александра Фадеева по поводу пьянства и разврата в писательской среде заявил ему — главе Союза Писателей, что «У меня нет для Вас других писателей».

Вот так и Насирову приходится работать преимущественно с теми, кто есть. 
Хотя, чистка – довольно бодрая — идет:  с мая по июль из ГФС было уволено около 1400 человек. При этом более трети уволенных – это руководители разного уровня. Поэтому в течение тех же трех месяцев было назначено примерно полтысячи человек: 17 — в центральном аппарате, 332 – в региональных налоговых органах, 100 —  в налоговой милиции и 48 — на таможне.

Очевидно, налицо сопротивление кадровым чисткам, вплоть до саботажа, выбросов подковерных скандалов в медийное пространство. И надо понимать, что такого шума будет тем больше, чем более широкий круг коррупционеров будет ощущать зыбкую почву под ногами. 

Нравится ли нам темп обновления ГФС? Нет, конечно. Хочется быстрее и больше. Эффективнее. Но, к сожалению, сопротивление среды – просто неимоверное. Во-первых, есть оппозиция внутри – на среднем и выше среднего уровне. И на уровне второго эшелона – тоже имеется. И союзники снаружи есть у противников чистки ГФС. Не секрет же, что имеются случаи нежной дружбы иных региональных руководителей с региональными же боссами фискальной службы. Эти дружбы складывались годами, им не особо мешала даже внедрявшаяся  с давних времен практика ротации руководителей. Так что система сопротивляется изобретательно  и жестко. 

Интересно, что Насирова в этой драке поддержал… МВФ. А точнее – техническая миссия Фонда, которая в июле 2015 года согласовала пакет рекомендаций по реформированию ГФС.  Рекомендации были довольно компактными, но вполне ожидаемыми. Во-первых, сфокусироваться на работе с крупными налогоплательщиками. И ГФС, кстати, отдает сейчас приоритет быстрой перетряске и расширению сети офисов по работе с крупными налогоплательщиками. Во-вторых, кадровая работа: скрининг(проверка компетентности и уровня коррумпированности) персонала. В-третьих, снова кадровая работа: реформа системы оплаты для принимаемых на работу повторно, после глубокой проверки. 

В ближайшие дни мы увидим презентацию налоговой реформы. Скорее всего, будут и отчеты главы ГФС Романа Насирова по поводу  первых итогов работы  - ему ж вообще ставили чуть ли не трехмесячный срок на реформу всея ГФС. И наверняка будет больше говорить о реформах и реакции на жалобы налогоплательщиков Тарас Качка – бизнес-омбудсмен при ГФС. И мы точно будем недовольны темпами и глубиной реформ. Что нормально. Потому что мы видим и ощущаем на себе действия конкретных сотрудников ГФС даже тогда, когда их боссы о том понятия не имеют.
И, на мой взгляд, реально разумный и результативный путь таков – раз поставили новую команду, дать ей проработать минимум год, но при жестком гражданском контроле и наличии обратной связи. Первые реальные сдвиги в НБУ, к примеру, мы увидали примерно на 8-9 месяцах работы Валерии Гонтаревой. 

Насчет жесткого гражданского контроля фискальных органов – это вообще больная тема. Примерно 20 лет пишу об украинском бизнесе, почти столько же редактирую тексты коллег о нем же. И постоянно сталкиваюсь – до сих пор! – с тем, что налоплательщики банально боятся предъявлять претензии и свидетельствовать о случаях фискального рэкета. По одной простой причине – у предпринимателя либо руководителя компании нет возможности больше не встречаться с теми, на кого они жалуются. 

Для того и нужен бизнес-омбудсмен, чтобы жалующиеся могли не опасаться за себя и свой бизнес. Но одного Тараса Качки маловато будет – нужны десятки таких людей, если не сотни – в региональных налоговых и таможенных  органах. Потому что где-то в глубинке данная проблема в разы болезненней, чем в столице, где и на ТВ достучаться не есть большая проблема. Да и редакции деловых изданий под боком – звони, не хочу.

В общем, принятый Минфином и ГФС при участии МВФ  план институциональных реформ ГФС – это замечательно, но нам нужно еще быстрее и еще эффективнее. И единственный шанс получить это самое «быстрее и эффективнее» — только при наличии сильной обратной связи от налогоплательщиков: крупных, средних, мелких, а также физлиц — непредпринимателей. Иначе ремонт в летящем самолете не потянем.

Александр Крамаренко

Комментарии - 3

+
+5
HYPERNOVA15
HYPERNOVA15
2 сентября 2015, 18:57
#
Ничего нового. Сначала ограничили расходы бюджета, народ пожил за счет жировой прослойки, потом часть отдали народу (+пиар на выборы).
В итоге по балансу, правительство в плюсе (и условия МВФ выполнили) и народ как бы есть. :)
+
+13
Kotleopold
Kotleopold
2 сентября 2015, 19:39
#
Если задерживать финансирование всего и вся, то на счетах в казначействе можно и 100млрд. накопить — не показатель!
Статья явно заказная.
+
+1
vlad9486
vlad9486
2 сентября 2015, 21:11
#
Судя по статье финансирование не задерживается, а накопление образовалось за счет инфляции и отсутствии индексации.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться