ВХОД
Вернуться
Кассовая угроза: мифы и реальность введения РРО для «единщиков»
Фото: shutterstock.com

Кассовая угроза: мифы и реальность введения РРО для «единщиков»

С 1 июля вступают в силу изменения в законодательство, внесенные еще в конце декабря при принятии так называемой налоговой реформы. Один из самых актуальных и болезненных вопросов для бизнеса — необходимость плательщикам единого налога (ЕН) 3-й группы использовать со второго полугодия кассовые аппараты (РРО).

Напомним, с начала года изменился состав групп плательщиков ЕН. К первой отнесены физлица-предприниматели с доходом до 300 000 грн в год, ко второй — с доходом до 1,5 млн грн в год, к третьей — до 20 млн год. Именно этой группе с 1 июля нужно использовать РРО.

Политики и налоговики объясняют данный шаг чрезмерно большой долей теневого рынка в стране — более 60% ВВП — и необходимостью ужесточить контроль за обращением наличной гривни. Также, по задумке чиновников, это позволит сократить объемы контрабанды: многие предприниматели торгуют контрафактной продукцией, не отображая ее в отчетности, и если проводить ее через кассовый аппарат, то придется объяснять происхождение товара.

Аргументы бизнеса, противящегося введению РРО, столь же традиционны: по их мнению, это дискредитирует саму идею упрощенной системы, усиливает фискальное давление и влечет за собой высокие дополнительные расходы на сумму более 40 млрд грн. За последние полгода предприниматели неоднократно протестовали против внедрения РРО и добились определенных послаблений. 

Журналисты разбирались, что из заявлений политиков и бизнесменов касательно РРО — популизм и мифы, а что — реальность.

1. РРО нужны всем плательщикам ЕН. Миф 

На самом деле с 1 июля кассовые аппараты необходимы только «единоналожникам» 3-й группы, то есть физлицам, чей годовой доход составляет от 1,5 млн до 20 млн грн. Это довольно многочисленная, но не самая массовая группа предпринимателей: львиная доля бизнесменов довольствуется меньшими оборотами.

Во-вторых, РРО не требуются для плательщиков, торгующих за безналичный расчет, на рынках или в передвижных торговых точках. Еще одна оговорка — кассовый аппарат не нужен, если предприятие продает товар собственного производства с оформлением приходного кассового ордера.

У какого количества предпринимателей с сегодняшнего дня должны быть установлены кассовые аппараты, похоже, достоверно не знает никто. Так, по подсчетам главы Государственной регуляторной службы (ГРС) Ксении Ляпиной, кассовые аппараты необходимы 55 000 предпринимателям — плательщикам ЕН 3-й группы. 

Замминистра финансов Елена Макеева считает, что под действие закона попадет почти 100 000 бизнесменов. 

А Наталья Рубан, директор департамента налогового и таможенного аудита Государственной фискальной службы (ГФС), уверена, что РРО потребуются значительно меньшему количеству предпринимателей — около 8000.

Подсчеты усложняются тем, что у части бизнесменов РРО уже установлены. Скорее всего, истина где-то посередине: в налоговых инспекциях Киева подтвердили, что количество заявок на регистрацию РРО выросло, но колоссального наплыва желающих в последние дни июня не было.

Изменения в закон, принятые Верховной Радой
1 июля 2015 года:
Кассовые аппараты не будут введены для предпринимателей І группы и предпринимателей — физических лиц II и III группы с доходом до 1 млн гривен. Также отменяется положение о применении штрафов к таким предпринимателям [ред. — Минфин].

 

2. Покупка, установка и обслуживание РРО обойдутся очень дорого. Миф

В середине июня ГРС, возглавляемая Ксенией Ляпиной, опубликовала расчеты, согласно которым весь комплекс действий по установке и обслуживанию кассового аппарата в первый год обойдется предпринимателю в 71 000 грн. Объективность этих расчетов вызывает сомнения. 

Во-первых, сам РРО можно купить гораздо дешевле, чем считает глава ГРС: новый аппарат стоит от 3500 грн, а на рынке хватает и техники б/у, которая еще дешевле. Во-вторых, более половины расходов Ксения Ляпина отвела на наем бухгалтера, хотя у большинства единщиков 3-й группы подобный человек есть в штате или предприниматель сам может готовить отчеты.

Несправедлива и оценка расходов на обслуживание РРО и обучение персонала. Опрошенные производители кассовых аппаратов и сервисные центры ответили, что первичное программирование техники, пломбировка и обучение включаются в стоимость РРО при заключении годового договора на обслуживание. Средняя цена месячного абонемента без излишеств — от 250 грн/мес. При этом оборудование для передачи данных в режиме онлайн производитель также может включить в стоимость или предоставить со значительной скидкой. 

3. При первой проверке за неиспользование РРО вообще не будут штрафовать. Миф 

Распространенное заблуждение. Как разъяснили в одной из ГНИ Киева, на самом деле не будут штрафовать только за первую выявленную операцию без использования кассового аппарата. То есть если в ходе первой проверки выявят несколько случаев продажи товара без РРО, будет применен алгоритм: первая сделка — штраф 0 грн, вторая — штраф 100% от суммы продажи, третья и последующие — 500% от прошедших «мимо кассы» денег. Проверка может выявить десятки и сотни проведенных вне РРО операций. 

1. РРО нужны при покупке через интернет. Реальность 

Это правда: теперь при заказе товара в интернет-магазинах или оплате на сайте придется применять кассовые аппараты. В самой налоговой утверждают, что это сделано не только для контроля за налогоплательщиками, но и для защиты прав потребителя: при наличии чека он сможет вернуть товар интернет-магазину. Как объясняют в ГФС, чек должен выдаваться курьеру при доставке заказа или клиенту при получении товара. Интернет-магазины, зарегистрированные за рубежом и обслуживающие клиентов из Украины, не подпадают под этот закон.

2. РРО нужны обменным пунктам и при принятии налички для дальнейшего перевода. Реальность

На самом деле агентским обменным пунктам — то есть фирмам, работающим от лица финучреждений — РРО нужны были всегда. Сейчас их придется установить и в кассах банков, чего раньше не требовалось. Аналогично и с принятием наличных денег для дальнейшего перевода. Но этот пункт вызывает наибольшее количество споров и неясностей: нужны ли, к примеру, РРО для терминалов самообслуживания пополнения мобильных телефонов или оплаты других услуг? Пока что налоговая этот вопрос не прояснила.

3. При установке РРО предприниматель получает иммунитет от проверок до 1 января 2017 года. Реальность

Действительно, все плательщики, начавшие использовать кассовые аппараты до 1 июля, освобождаются от проверок. Но только проверок кассовой дисциплины — на другие виды контроля это не распространяется. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы освободить от проверок и бизнесменов, заключивших до 1 июля договор на поставку РРО с производителем. Но пока это лишь предположения.

Иван Зайцев

Опубликовано на minfin.com.ua 1 июля 2015, 14:55 Источник: ЛIГАБiзнесIнформ
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд