Минфин - Курсы валют Украины

Установить
17 марта 2015, 16:08 Читати українською

Как правильно организовать тимбилдинг?

Для достижения высоких целей в бизнесе, компаниям сегодня необходимы трудоспособные сотрудники, сплоченный коллектив. Взаимоотношения между людьми на работе важны для того, чтобы каждый из специалистов в компании смог использовать свои деловые качества эффективно.

«Минфин» спросил представителей больших компаний, работающих в Украине, об их культуре построения команды и о том, как и зачем они проводят тимбилдинги.

Анна Логвиненко

Комментирует Анна Логвиненко, руководитель департамента развития персонала Киевстар:

Команда и отношения внутри коллектива играют ключевую роль в эффективности компании в целом и каждого отдельного сотрудника в частности. Это подтверждают и результаты исследований. Почти треть востребованных профессионалов Украины указывают «негативный климат в коллективе» как причину увольнения (исследование Ernst&Young «Best Employer among Professional Candidates 2013»). Потому построение команды всегда было нашим приоритетом.
 
Что является ключевым показателем, который позволяет утверждать, есть команда или нет? «Сплочённость» — это прекрасная характеристика, но этого недостаточно в бизнесе. Группа может быть единым целым, но не достигать результатов. Это, скорее кружок по интересам, чем команда, способная достигать и побеждать вместе. Поэтому лично я больше анализирую и оцениваю показатель «взаимодействие». Это более широкое понятие, которое включает в себя целый набор элементов и характеристик.
 
Традиции взаимодействия формируются и закладываются лидером на первом этапе развития команды и поддерживаются на последующих. Это задача руководителя. И на этом я хочу сделать акцент, т.к. тимбилдинг начинается с лидера. Это главный наш рецепт. Никто не отменяет совместных событий, которые у нас в стране принято называть тимбилдингом, — но это лишь элемент в системе построения команды и ежедневной работы управленца. Мероприятие позволяет решать прикладные задачи, например, на этапе формирования новой команды, или если необходимо разрешить какую-то определенную ситуацию и так далее.
 
Второй важный момент: нужно помнить, что построение команды – это процесс. Поставив себе задачу создать крепкую, эффективную команду, у вас не может быть какого-то глобального дедлайна, после которого вы можете себе сказать: все, хватит, можно расслабиться. Даже самая классная команда должна развиваться, должна двигаться вперед. Постоянная, регулярная работа управленца со своей командой в целом и индивидуально с каждым её участником– вот, наверное, второй наш рецепт.
 
 Каковы цели тимбилдинга в компании Киевстар?

Сначала «кто», а затем уже «что». Руководители великих компаний не задавались вопросом, куда им плыть, чтобы потом подобрать людей под выбранное направление. Нет, они сначала удостоверялись, что все нужные люди на борту, и только потом решали, куда же им плыть. Это слова Джима Коллинза, которые как нельзя лучше, отражают значение команды и нужных людей для бизнес-успеха любой компании.
 
Поэтому цель всегда одна – помочь лидеру в формировании высокоэффективной команды. А задачи могут быть разными. Например, создается новое подразделение. И здесь важно создать традиции, атмосферу доверия и открытости, познакомиться друг с другом. Если же в команде начали происходить сбои во взаимодействии, то это уже совершенно другая история.

Исходя из нашего многолетнего опыта, я могу выделить такие основные правила эффективного построения команды:

1. Начинайте с лидерства. На этапе, когда команда только формируется, лидер должен задать ключевые ориентиры и ценности, главные принципы, которые дают ответы на вопросы: « В чем наша цель?», «Что мы ценим?», «За что мы поощряем?», и что не мене важно – «Что мы запрещаем?» и «Чего мы не допустим никогда?». Убедитесь, что эти принципы четко сформулированы, понятны и известны всем сотрудникам. Именно на этом фундаменте и будет строиться ваша будущая команда.

2. Построение команды – это процесс. Не переставайте работать над развитием и укреплением коллектива, даже когда, казалось бы, все работают отлично. Даже самые крепкие команды нуждаются в регулярном внимании и поддержке.

3. Вместе работайте над вызовами. Я верю, что один из лучших способов поддержать команду на этапе ее формирования или развития – совместное решение значимых для членов команды задач, в которых есть вызов. Это может быть комбинация совместной работы команды и совместного отдыха. Формат и наполнение зависят от условий и сложностей, с которыми сталкивается конкретная команда. Например, формат открытого диалога о проблемных вопросах и совместный поиск пути их решения – это то, что поможет восстановить доверие внутри команды. Я достаточно часто сталкиваюсь с тем, что руководитель пытается найти решение в непростой ситуации самостоятельно. Я всегда рекомендую – спросите свою команду. Устройте мозговой штурм, обсудите, продумайте вместе план действий. Это лучший тимбилдинг. Если взаимодействие необходимо наладить между кроссфункциональными командами, то мы приглашаем профессионального фасилитатора, роль которого — помочь команде оставаться в рамках конструктива. А в завершение – совместный отдых с пользой для дела и души. Например, тот же кулинарный вечер или мастер-класс от сомелье.

4. Подбирайте инструмент под конкретную задачу. Возникшие сложности во взаимодействии не решаются  спортивными играми в лесу или совместным застольем. Уверена, каждый из нас вспомнит историю, где коллеги дружелюбно общаются за чашечкой чай, обсуждают совместные интересы, семью, детей и т.д., а потом возвращаются в комнату переговоров и больше часа не могут договориться о рабочем вопросе. Решение должно быть эффективным для конкретной ситуации, конкретной команды. Так, для нового поколения сотрудников ключевым мотиватором к действию является смысл и значимость того, чем они занимаются. С ними уже не работает «ну все же идут» или «шеф пригласил, отказаться нельзя». Ключевые вопросы: «Зачем мне это?», «Что мне это дает?»

5.       Фокусируйтесь на  работе с первопричинами, а не последствиями. Чаще всего лидер, обращаясь за поддержкой, описывает последствия. Я же призываю задавать вопросы. Почему это произошло? Что стало причиной? Общаясь с управленцем я всегда прошу его/её приводить примеры. Это помогает перейти от общих суждений к реалиям и конкретики. Из опыта могу сказать, что очень часто по итогам разговора цель будущего мероприятия меняется кардинальным образом. В моем арсенале есть еще один волшебный вопрос «А что Вы, как лидер этой команды, уже пробовали и делали для решения ситуации?» .

Дмитрий Калита

Комментирует Дмитрий Калита, директор Intel в Украине, Беларуси и Молдове:

Мы используем различные методики и за более, чем 20 летнюю историю в Украине испытали разные подходы к командообразующим мероприятиям: от совместных игр на природе — до небольших совместных праздников «своими руками» на офисной кухне.

Рецепт построения эффективных команд в нашем случае – это поиск взаимодополняющих членов команды, а не одинаковых людей-механизмов. Часто руководители, с течением времени, подбирают в коллектив себе подобных – это неоптимальная практика, которая в процессе не способствует повышению эффективности команды. Работа над общей задачей, взаимопонимание и полное понимание того, что требуется от сотрудников, желание работать вместе решают вопрос различности индивидуальностей. Каждый член команды должен дополнять друг друга, а не дублировать.
 
Можно придумать много правил тимбилдингов, но есть одно очень важное и необходимое условие. Все участники должны хотеть принимать активное участие и реально участвовать в активностях. Все остальное – это варианты реализации и стремление организаторов достигать нужных целей. И, конечно, нельзя провести мероприятие для коллектива только один раз и забыть периодически их повторять. Особенно это актуально для сотрудников, которые не работают в одном офисе и не могут лично видеться и общаться по рабочим вопросам.

Перед руководителями компании стоят разные цели по формированию трудоспособного и эффективного коллектива. Обычно им нужно сплотить, мобилизовать, просто наладить или поддержать неформальные связи. Наша специфика – территориальная удаленность сотрудников и виртуальное общение. Поэтому личное участие в совместных активностях – это отличный способ дать возможность людям увидеть реальные лица сотрудников, голоса которых они слышат по телефонных или IP линиям.

Подготовила Кристина Болотова

Комментарии - 3

+
+4
vasylruban
vasylruban
17 марта 2015, 23:56
#
Достаточно просто установить worms armageddon и играть в них длинными зимними вечерами со своей командой.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
18 марта 2015, 2:07
#
На киевстаровский мастер класс от сомелье согласен…
+
0
regulator
regulator
20 марта 2015, 23:16
#
Прикольно! Куда скриншот прислать?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться