ВХОД
Вернуться
Британия и США внедряют новые методы отъема корпоративных денег
Фото: liveplan.com

Британия и США внедряют новые методы отъема корпоративных денег

Проблема уклонения от уплаты налогов появилась не в Украине. Глобальные компании не менее активно используют свои методы оптимизации и прячут прибыли в зарубежных оффшорах.

Десять лет назад это мало кого волновало. Теперь общественное мнение меняется, и такие корпорации, как Google, Amazon и Starbucks, несут репутационные издержки, теряют клиентов и рискуют оказаться под огнем народного гнева.

Отказ делиться прибылью с государством директора компаний называют «налоговой оптимизацией», подчеркивая, что действуют в рамках закона и преследуют безобидную цель – уменьшить выплаты, а не отказаться от них. Однако в Великобритании уклонения от налогов достигли настолько поразительных масштабов, что этому явлению местные СМИ придумали более подходящее название – «бессовестное мошенничество».

Самыми злостными уклонистами являются крупные американские корпорации. По данным агентства BBC, сеть по продаже кофе Starbucks в прошлом году получила в Британии 400 млн фунтов стерлингов выручки, но не отчислила государству ни пенса корпоративных налогов. Часть прибыли она переправила в Нидерланды своей родственной компании под видом уплаты роялти за интеллектуальную собственность, остаток потратила на закупку кофейных зерен у своего филиала в Швейцарии и на погашение высоких процентных ставок по займам, взятым у аффилированных структур.

Немногим лучше выглядит интернет-гигант Amazon, выручивший в Британии 3,35 млрд фунтов в 2011 году и отчитавшийся о «налоговых расходах» в размере 1,8 млн фунтов. Британский филиал Google в 2011 году заплатил в государственную казну 6 млн фунтов стерлингов при обороте 395 млн фунтов.

По отношению к своей родине американские бизнесы тоже поступают непатриотично. Согласно оценке Белого дома, компании США, не желающие платить 35%-ный корпоративный налог, скрывают за рубежом около 2 трлн долларов прибыли (это примерно в 80 раз больше государственного бюджета Украины). По оценке исследовательской фирмы Audit Analytics, корпорация General Electric накопила на иностранных счетах 110 млрд долларов, Microsoft – 76 млрд долларов, Pfizer – 69 млрд долларов, Merck – 57 млрд долларов, Apple – 54 млрд долларов.

На прошлой неделе комитет по госбюджету парламента Великобритании опубликовал отчет о проблеме неуплаты корпоративного налога и способе ее решения. Также свой план борьбы с компаниями-уклонистами 2 февраля презентовал конгрессменам президент США Барак Обама.

Как же британские и американские власти собираются давить на корпорации, чтобы заставить их заплатить «справедливую цену»?

Английский подход: называть и стыдить

Вызвав «на ковер» представителей Starbucks, Amazon и Google и выслушав их оправдания, британские парламентарии выразили возмущение действиями этих компаний и заявили о необходимости «более агрессивно и напористо бороться с уклонением от уплаты налога на прибыль».

«Starbucks рассказал нам, что нес убытки на протяжении 14 из 15 лет работы в Британии, и лишь в 2006 году получил небольшую прибыль. Сложно поверить, что торговая сеть с рыночной долей 31% почти все время торгует в убыток… Нас расстроил представитель Amazon, который говорил витиевато и не смог ответить на вопросы о структуре компании и географии ее экономической деятельности», – говорится в отчете комитета по госбюджету парламента Британии.

Аналогичная ситуация сложилась и с Google.

«Google в письменном ответе объяснил, как минимизирует налоги, используя свободные экономические зоны или налоговые гавани… Google согласился с тем, что налог на прибыль компания должна уплачивать в тех юрисдикциях, где она генерирует эту прибыль. Но он настаивает, что его основообразующая экономическая активность исходит из инновационной программной технологии интернет-поиска Google, создаваемой в США. Мы считаем, что компания противоречит сама себе, так как она направляет все собранные за пределами США прибыли не в США, а на Бермуды», – отмечено в отчете.

Примечательно, что Британия сама помогает международным уклонистам скрывать прибыли в оффшорах, расположенных на британских Виргинских островах, и закрывать «налоговые гавани» не собирается.

Депутаты в своем отчете подчеркнули, что не хотят ужесточать законодательство, «чтобы Соединенное королевство оставалось привлекательным местом для ведения бизнеса».

Рычагом давления на тех, кто не платит налоги Лондону, станут потребители – британские парламентарии дали понять компаниям, что могут настроить общественное мнение против них.

«Starbucks, Amazon и Google согласились, что восприятие этичности поведения корпораций может повлиять на поведение потребителей. Уплата компаниями справедливой налоговой доли становится все более важной для их клиентов», – говорится в отчете британских законодателей.

Британские депутаты пригрозили, что могут огласить с трибун парламента «справедливые» суммы налоговых отчислений, которые должна заплатить стране каждая компания. Эксперты убеждены, что это нанесет двойной удар – и по выручке, и по бренду. Ухудшение репутации обернется для компании потерей клиентов и падением рыночной стоимости.

У потребителей очень долгая память, как утверждает Сью Бриджвотер, эксперт по маркетингу бизнес-школы Уорика. Их негативное эмоциональное отношение к бренду может сохраняться годами. Еще страшнее для современных компаний коммуникация клиентов в социальных сетях, где небольшое количество людей может активировать процесс отторжения бренда и катализировать этот процесс в других группах.

«До вчерашнего дня я не думал, что истории о налоговых уклонениях имели большой эффект. Я по-прежнему думаю, что компании продолжат делать то, что делали раньше, но теперь будут оглядываться на репутацию. Starbucks, вероятно, будет говорить, что не считает себя должным ничего доплачивать государству, но все-таки доплатит. В этом случае компания сохранит доброе имя, чего не скажешь о налоговой системе – нам бы не хотелось, чтобы налоговая система была добровольной», – рассуждает налоговый эксперт бизнес-школы Саида при Оксфордском университете Майкл Девере.

Подход США: взывать к экономическому патриотизму и принуждать

Чтобы убедить корпорации переместить накопления из оффшоров в США, Барак Обама предложил радикальный шаг – взыскать у каждой американской корпорации 14% прибылей, полученных и хранящихся за рубежом. Этот налог Белый дом планирует потребовать независимо от того, собирается компания возвращать прибыль в Штаты или хочет оставить ее за пределами государства.

По прогнозу, госбюджет США сможет заработать на 14%-ном единоразовом сборе 238 млрд долларов. Еще 240 млрд долларов американские власти рассчитывают собрать в течение последующих шести лет, установив налог на собираемую за рубежом прибыль на уровне 19%.

«Отжатые» у корпораций деньги – 238 млрд долларов сразу и еще 240 млрд долларов в течение шести лет – власти США привязали к проектам общественных работ по развитию инфраструктуры. Все средства предложено вложить в развитие национальных дорог, мостов, портов и общественного транспорта. Эта инициатива, по словам американского президента, поможет уменьшить разрыв между богатыми и бедными, так как перераспределит денежные ресурсы в пользу среднего класса.

Барак Обама присоединился к публичному осуждению скрывающих прибыли американских компаний в прошлом году, объявив их «корпоративными дезертирами» и призвав испытать «новое чувство экономического патриотизма».

В том, что 35%-ный корпоративный налог пора снижать, с американским президентом согласны все законодатели – и демократы, и республиканцы, и независимые конгрессмены.

«Если мы серьезно хотим восстановить исчезающий средний класс, нам нужно создать миллионы прилично оплачиваемых рабочих мест, поднять зарплаты, сделать доступным высшее образование и потребовать, чтобы наиболее прибыльные корпорации начали платить справедливую долю налогов», – высказался в поддержку инициативы Барака Обамы независимый сенатор Берни Сандерс.

Республиканцы в прошлом году предлагали более радикальный подход – ввести «налоговые каникулы», дав возможность компаниям репатриировать прибыли с уплатой 8,75% для наличности и до 3,5% для других активов.

Предложенный Обамой 14%-ный сбор все еще выше, чем в таких юрисдикциях, как Ирландия или Бермуды, где налог на прибыль составляет 10%. Поэтому принуждение американских корпораций к его уплате может привести к тому, что они потратят накопления в других странах или тщательнее спрячут средства.

«Перераспределение капитала сверху вниз не будет работать. Я думаю, то, что делает президент – это попытка в очередной раз сыграть на зависти людей к богатству», – высказал опасение республиканец Пол Райан, возглавляющий бюджетный комитет Палаты представителей США.

Денис Закиянов 

Опубликовано на minfin.com.ua 7 февраля 2015, 13:43 Источник: Forbes-Украина
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд