ВХОД
Вернуться
14 мая 2014, 10:40
Бизнес осваивает новые правила работы на юго-востоке страны
Фото: retina.news.mail.ru

Бизнес осваивает новые правила работы на юго-востоке страны

Напряженная ситуация в юго-восточных областях Украины оставляет отпечаток на бизнесе
Компании приспосабливаются к новым условиям ведения бизнеса в проблемных регионах. Поставщики ощущают дискомфорт от наличия так называемых блокпостов на дорогах, продавцы топлива работают в крайне напряженной обстановке. Эксперты по этому поводу дают осторожные прогнозы. Об этом пишет газета «Капитал».
В Донецке вооруженные люди кавказской национальности захватили две фуры крупнейшего производителя кондитерских изделий корпорации Roshen, сказано в официальном сообщении компании.
«Группировка, которая несанкционированно разместила блок-пост по улице Стратонавтов Донецка, в лице своего представителя, представившегося как Ахмет, потребовала выкупа в размере 30 тыс. долларов за каждую машину», — говорится в заявлении.
В Roshen подозревают, что эта группировка создала так называемый коммерческий пост по сбору денежных средств для финансирования террористических операций в регионе. Как рассказала изданию пресс-секретарь компании Инна Петренко, сейчас представители компании пытаются уговорить захватчиков вернуть машины, но пока безуспешно.
Roshen — не единственная компания, которая столкнулась с нападением вооруженных людей в Донбассе. Но еще неделю назад активисты самопровозглашенной Донецкой народной республики пытались захватить грузовые автомобили не с целью вымогательства, а для укрепления баррикад.
«Нам простреливали колеса, не пропускали машины. Вооруженные люди в форме и масках запугивали водителей», — рассказывает директор поставщика мороженого в регионе ФОП «Метасова» Евгения Метасова.
Инцидент произошел на прошлой неделе во время боевых действий в Мариуполе.
Две недели назад, перед активизацией действий украинской армии, вооруженные люди в Славянске захватили грузовой автомобиль с алкоголем одного из крупнейших продовольственных ритейлеров. После переговоров автомобиль ритейлеру вернули, но без груза. «Охранники баррикады всю ночь праздновали удачный захват. А утром эту баррикаду без особых проблем заняли украинские силовики», — с юмором вспоминает представитель пострадавшего ритейлера, пожелавший сохранить анонимность.
Продовольствие в норме
Издание обзвонило всех крупнейших продовольственных ритейлеров и поставщиков продуктов питания Донбасса. Собеседники заверили издание, что вооруженные нападения носят пока единичный и локальный характер. Но небольшие проблемы с поставками продукции есть, и характерны они исключительно для донецкого региона.
«Поставщики отказываются доставлять некоторые товары (требующие специальных условий хранения) в проблемные регионы», — говорит совладелец продовольственной сети «Фуршет» Игорь Баленко.
Например, производитель пива «Carlsberg-Украина» остановил поставки своей продукции в самых «горячих» городах — Краматорске и Славянске. Но такие меры, по словам руководителя пресс-службы компании Светланы Веселовской, приняты на опережение с целью безопасности работающих в этих городах сотрудников.
Большинство опрошенных изданием производителей продуктов питания заявили, что работают без сбоев. О штатном режиме работы сообщили производитель курятины «Мироновский хлебопродукт», молочной продукции «Данон Украина», поставщик мяса и колбас «АПК-Инвест». Нет уже проблем и с поставками хлеба, заверили издание в пресс-службе крупнейшего производителя хлеба в регионе группы Lauffer. С 8 мая возобновил свою работу и Славянский хлебозавод, который останавливался на два дня с целью безопасности.
Производители пива и алкоголя также сложностей не испытывают. «Возим, все в порядке, вчера без проблем отправили машины», — говорит директор по маркетингу компании «Артемовск Вайнери» Евгения Стадник.
В штатном режиме работают и производители крепкого алкоголя — компании «Национальные алкогольные традиции», Nemiroff, Global Spirits. О бесперебойной работе заявили также пивовары «Эфес Украина» и «Оболонь».
В продовольственных сетях «АТБ», Varus, «Амстор» подтвердили, что дефицита товаров нет. Начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анна Личман говорит, что в Славянске и Краматорске наблюдался повышенный спрос на товары длительного хранения: макаронные изделия, муку, консервы, масло и пр.
«Из-за этого некоторые товары на полках наших магазинов найти было сложно. Предприятием выполняются необходимые действия для того, чтобы товары доставлялись своевременно», — говорит она.
Поставщики ощущают некий дискомфорт от наличия так называемых блокпостов на дорогах. Но на качество и количество поставок это не повлияло, добавили в PR-департаменте компании «Смарт-холдинга», которая управляет продовольственной сетью «Амстор».
По данным исследовательской компании GT Partners Игоря Гугли, на конец 2013 г. в восточном регионе страны (Днепропетровская, Донецкая, Харьковская, Луганская, Запорожская обл.) работало 1,238 тыс. продовольственных сетевых магазинов.
Удар по непродовольствию
Непродовольственная розница стала вести бизнес осторожнее. Например, сеть по продаже бытовой техники и электроники «Фокстрот. Техника для дома» поставляет ограниченный ассортимент товаров в донецкий регион.
«Во-первых, продажи упали, а во‑вторых — непонятно, что будет с донецким регионом дальше», — говорит глава наблюдательного совета сети Валерий Маковецкий.
Генеральный директор сети по продаже бытовой техники и электроники «Эльдорадо» Сергей Цыбульский добавляет, что многие перевозчики, которые доставляют продукцию со складов компании в магазины, отказываются ехать в некоторые города Донецкой области.
«Это приводит к перебоям с поставками товаров», — говорит он.
Практически остановились поставки автомобилей в Донбасс. По словам генерального директора автоцентра «Автотрейдинг» Максима Лагутеева, продаж в регионе практически нет. С 8 по 12 мая многие автосалоны были закрыты, а сейчас работают по сокращенному рабочему дню. Ранее Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и автодилеров (ВААИД) заявила, что с начала мая из автосалонов Донецкой и Луганской областей было похищено более 30 автомобилей. По словам директора консалтинговой компании AUTO-Consulting Олега Омельницкого, на Донецкую и Луганскую области в структуре продаж новых автомобилей приходится 20‑23 %. По итогам прошлого года в Украине было продано 201,6 тыс. автомобилей.
Многие несетевые магазины, которые продавали дорогие товары в Донецке, сейчас закрыты, а их продукция вывезена, говорит генеральный директор группы компаний «Ультра» (торговые марки Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. Проблем с доставками товаров в магазины сети нет, но продажи в регионе стремительно падают.
«С 1 по 11 мая в Донецке было продано на 40 % меньше изделий, чем в других регионах страны», — говорит он.
Отчасти на это повлияло и то, что самый популярный донецкий торговый центр «Донецк-Сити» был закрыт с 9 по 11 мая.
Топливные бои
Продавцы топлива в Донбассе работают в крайне напряженной обстановке. 5 мая в Славянске взорвалась безбрендовая несетевая станция, расположенная вблизи завода «Химпром». Под обстрел попали заправки, принадлежащие компаниям «Аси-Ойл» и «Параллели». Игроки рынка часто сталкиваются с вымогательством в Донецкой и Луганской областях.
«Местные бандформирования отжимают топливо без денег везде, где найдут», — говорит один из операторов, пожелавший сохранить анонимность. В Краматорске были экспроприированы два бензовоза, принадлежащих «Галнафтогазу».
Под влиянием событий некоторые операторы перестали осуществлять поставки в регион. По словам директора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, сети ОККО, WOG и «Укрнафта / Авиас» работают в режиме продажи остатков. Сеть АЗС «Параллели» уже закрыла четыре станции, расположенные в Донецкой области.
По данным Куюна, в сутки в этой области в среднем продают 1,92 т топлива, а в Луганской — 1,73 т. Он отметил, что после активизации боевых действий продажи топлива резко снизились.
По данным Государственной службы статистики, в Донецкой области по итогам марта работали 662 АЗС, в Луганской — 340, а в Днепропетровской — 436.
Бизнес будет держаться
В Днепропетровске сейчас стабильность, поэтому никаких проблем у ритейлеров не возникает и они будут продолжать работать. По Луганской и Донецкой областям эксперты дают осторожные прогнозы.
«События в Крыму показали, что украинские сети могут найти общий язык с любыми властями. Скорее всего, они будут работать, если не начнутся массовые грабежи», — говорит говорит управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий.
Продовольственные сети будут стараться работать в прежнем режиме, а непродовольственная розница продолжит сокращать поставки в соответствии с падением спроса.
Большинство операторов топливного рынка допродадут то, что есть на АЗС, и будут закрываться, прогнозирует Куюн. «Никто не хочет рисковать персоналом — это главная мотивация», — заключает эксперт.
Дарья Кутецкая, Мария Бровинская, Александра Некращук
Опубликовано на minfin.com.ua 14 мая 2014, 10:40
Следить за новыми комментариями

Комментарии (5)

+
+2
Donkey
Donkey
14 мая 2014, 10:54
#
Так, а в чем собственно «новые правила»?
+
0
Гордон Гекко
Гордон Гекко
14 мая 2014, 11:32
#
Суть не в введении новых правил, а в быстром избавлении от старых и скатывании в беспредел.
+
+24
Donkey
Donkey
14 мая 2014, 11:36
#
Нам ли быть в печали от беспредела? Мы в нем 22 года прожили, а в последние 5 так вообще… У нас иммунитет на беспредел. Мы особенные. Мы Россию развалим. Мы и Америку развалим со временем. Тупо забъем на все и развалим.
+
0
Natalie11
Natalie11
14 мая 2014, 11:49
Наталья, Одесса
#
Просто одной силой мысли развалим :) Одним желанием и позитивным настроем :)
+
0
vikki
vikki
14 мая 2014, 12:15
Запорожье
#
Элементарно, Ватсон. Каждый покупатель на свой страх и риск покупает и доставляет себе сам из-за пределов нестабильного региона…

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд