ВХОД
Вернуться
24 марта 2014, 11:50
Секвестр: режим экономии и 4,5% дефицита.
Фото с сайта Thinkstock

Секвестр: режим экономии и 4,5% дефицита

Для того чтобы понять новую, послереволюционную налогово-бюджетную политику нового правительства на текущий год, нужно оценить основные макроэкономические показатели Украины, над переоценкой которых работал Минфин последние недели, пишет Forbes.ua.

И эта оценка производилась с учетом двух основных аспектов реального времени.

Во-первых, украинская власть перешла к другой форме сотрудничества с международными финансовыми институтами. Если еще два-три месяца назад украинские чиновники были абсолютно закрытыми для диалога и избегали встреч, не предоставляли оперативную информацию о состоянии дел в экономике и системе государственных финансов, не делились планами на будущее, то сейчас ситуация изменилась на 180 градусов.

Более того, сегодня взгляды относительно перспектив отечественной экономики украинских и западных экспертов почти совпадают.

Во-вторых, к сложному экономическому положению Украины добавилось резкое напряжение, мягко говоря, в отношениях с Российской Федерацией и дополнительные расходы бюджета, связанные с усилением обороноспособности, что требует значительных финансовых ресурсов.

Последние макропоказатели

Как свидетельствуют последние данные Госкомстата, индекс промышленной продукции в январе-феврале 2014 года, по сравнению с соответствующим периодом 2013 года, составил 95,8%. То есть в Украине продолжается длительный период экономического спада. Также негативным фактором является дальнейшее уменьшение объемов капитальных инвестиций. В течение 2013-го предприятиями и организациями освоено 247,9 млрд гривен, что на 11,1% меньше, чем в 2012 году.

В то же время среди показателей января-февраля текущего года есть и положительные. Это касается объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также добычи газа и нефти.

В распоряжении оказались макроэкономические прогнозы Кабмина, на основании которых рассчитывался обновленный бюджет.

По последним прогнозам Минэкономразвития, номинальный ВВП Украины к концу 2014 года может составить 1524,2 млрд гривен, хотя также существуют расчеты, по которым эта цифра равна 1574,3 млрд гривен.

Прогноз индекса промышленной продукции на 2014 год, просчитанный в марте, составляет 95%. Индекс потребительских цен в среднем по отношению к предыдущему году, по прогнозам ведомства, составит 108,5%, а декабрь к декабрю − 112,3%.

По сравнению с 2013 годом примерно на 10 млрд гривен могут вырасти убытки предприятий, они составят 247,2 млрд гривен, при этом прибыль предприятий до налогообложения прогнозируется на уровне 253,5 млрд гривен.

Осложнения в финансово-экономической области негативно повлияют на уровень безработицы. Так, уровень безработицы населения в возрасте 15-70 лет к экономически активному населению с 7,5% по итогам 2013-го возрастет до 8,2% к концу текущего года.

Дефицит платежного баланса в конце 2014 года может достичь $12,6 млрд, что, в свою очередь, будет давить на валютный рынок и резервы Национального банка. В то же время отрицательное сальдо будет меньше на $2,6 млрд по сравнению с итогами прошлого года.

Учитывая нарастающие противоречия с Россией, уменьшатся объемы внешней торговли Украины в целом. Так, импорт прогнозируется в объеме $95,3 млрд, а экспорт − $82,7 млрд.

В Кабмине прогнозируют среднегодовой курс гривны к доллару на уровне 10 гривен, а к концу 2014 года − 10,2 гривны. Следует отметить, что примерно на таком же уровне прогнозируют курс и эксперты МВФ: среднегодовой курс − 10,2, а к концу года − 10,5 гривны за доллар.

Разработанный правительством проект бюджета, который будет рассматриваться на этой неделе в парламенте, также учитывает изменения внешнеполитического курса Украины, что прежде всего отразилось в сфере государственного долга.

Так, проект бюджета на текущий год, подготовленный «попередниками», предусматривал приоритет для внутренних заимствований и учитывал лишь зыбкие договоренности с Россией о выкупе еврооблигаций на общую сумму $5,4 млрд. При этом удельный вес заимствований по общему фонду составил примерно 70%.

Сейчас ситуация изменилась кардинально. Украина за счет договоренностей с МВФ может рассчитывать на привлечение значительных финансовых ресурсов, которые в пересчете в национальную валюту составят примерно 80-85 млрд гривен.

Основными источниками поставок валюты в Украину будут Международный валютный фонд и Европейское сообщество. В итоге соотношение заимствований на внутреннем и внешнем рынках для правительства окажется на уровне 50 на 50.

Еще одним важным фактором для долговой и, соответственно, для бюджетной безопасности будет увеличение удельного веса средних и долгосрочных долговых инструментов.

Однако высокий удельный вес внешних заимствований или заимствований на внутреннем рынке, но в иностранной валюте, значительно увеличивают валютные риски.

Кстати, именно фактор роста прогнозированного официального обменного курса стал главной причиной для увеличения объема заимствований. Если объем заимствований по общему фонду еще в январе предполагался в сумме приблизительно 157,3 млрд гривен, то с учетом курсовых колебаний этот показатель может составить 171 млрд гривен.

Совершенно ясно, что кроме правительства, помощи от международных финансовых организаций требует и Нацбанк. Отсутствие ресурсов центрального банка негативно отражается на обменном курсе и увеличивает соответствующие риски в сфере государственных финансов. По данным, в переговорах с МВФ речь идет о сумме помощи, эквивалентной $5-7 млрд.

Основным риском нового законопроекта является наличие значительного дефицита. Согласно предварительным расчетам, его отношение к ВВП составляет 4,5%, и это всего лишь чуть меньше уровня, полученного по итогам прошлого года.

Для сокращения дефицита государственного бюджета налоговой службе придется увеличить объем налоговых поступлений. При этом на сегодняшний день ситуация не такая уж критическая. По данным, на протяжении первой половины марта значительно − по сравнению с аналогичным периодом прошлого года − выросла уплата налога на прибыль (примерно в 1,7 раза), но сократились поступления по налогу на добавленную стоимость и акцизному налогу.

При этом объем поступлений в общий фонд госбюджета уже превышает 20%. Однако в Минфине не рассчитывают на значительный рост налоговых поступлений, о чем свидетельствуют прогнозы роста убытков предприятий.

Об инициативах

Понятно, что секвестр бюджета − вещь для населения не очень понятная, и негативная реакция на эти явления вполне естественна. Ведь изменения приведут к сокращениям выплат в социальной сфере и усилению фискального давления.

Больше всего недовольство вызывает предложение о фиксации (вместо ожидаемого уменьшения) действующих ставок по налогу на добавленную стоимость и налога на прибыль. В Кабмине также предлагают перенести возмещения НДС при экспорте зерна до 2016 года.

Вместе с секвестром госбюджета правительство предлагает исключить из действующей редакции статью о применении финансовых казначейских векселей, которые применялись при возмещении НДС и оплате услуг по производству, транспортировке, поставке тепловой энергии и т.д.

Также в правительстве рассматривают возможность повышения ставок за недропользование при добыче угля и железной руды. Правительство ориентируется и на повышение ставки экологического налога.<

Среди различных вариантов по налоговым нововведениям наиболее резонансным может стать введение валютного налога. Ставка налога на валютные транзакции составит 0,5%, но его действие не будет затрагивать наличный валютный рынок, а касаться только операций на межбанке, поэтому населению волноваться по этому поводу не стоит.

Под придирчивым взглядом новый государственный бюджет на текущий год будет содержать немало просчетов и сложностей для многих секторов экономики. Однако все это будет нивелировано решением МВФ о предоставлении финансовой поддержки.

Возобновление сотрудничества с фондом даст толчок для иностранных инвесторов, что, учитывая значительные долговые риски, является очень важным. Приток прямых иностранных инвестиций не будет создавать новых государственных долгов, и при этом может стать спасением как для крупного, так и для малого бизнеса, что значительно снизит градус социальной напряженности в Украине.

Виталий Кравченко

Опубликовано на minfin.com.ua 24 марта 2014, 11:50
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд