Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 ноября 2013, 8:30 Читати українською

Механизм прямого урегулирования по ОСАГО предложено внедрить через год

Новые правила на рынке «автогражданки» могут заработать уже в 2015 году: выплаты пострадавшим в ДТП предложено проводить за счет страховщика потерпевшего, после чего страховая компания получит компенсацию от страховщика виновника аварии. Поскольку прямое урегулирование должно ускорить страховые выплаты, его внедрение может помочь очистить рынок от неплатежеспособных компаний, надеются инициаторы реформы.

Механизм прямого урегулирования по ОСАГО предложено внедрить через год.
Фото с сайта positime.ru

Рабочая группа при Моторном (транспортном) страховом бюро (МТСБУ) подготовила поправки в закон об ОСАГО, которые предполагают введение с 2015 года прямого урегулирования страховых случаев по ОСАГО. Участие в нем будет обязательным для всех членов МТСБУ. «Введение этого механизма позволит страховщикам сократить общие затраты, упростить и удешевить процедуру регрессных выплат, сократить количество судебных исков от клиентов»,— считает руководитель рабочей группы при МТСБУ, вице-президент «АХА Страхование» Максим Межебицкий. 

О необходимости введения прямого урегулирования в начале года заявил генеральный директор МТСБУ, а ныне глава Нацкомфинуслуг Борис Визиров. «Решение о введении прямого урегулирования было поддержано общим собранием бюро в феврале»,— напомнил и. о. гендиректора МТСБУ Вадим Загребной. В установленные законом 90 дней, по его словам, урегулируют только 36% страховых событий. 

Предложенный подход урегулирования убытков по ОСАГО применяется во Франции, Бельгии, Италии. «В Швейцарии и ФРГ этот механизм не был внедрен, поскольку у них очень высокий уровень проникновения КАСКО, и возмещение по ОСАГО получает страховщик пострадавшего по регрессному иску к страховщику виновника ДТП»,— говорит господин Межебицкий. С 2009 года прямое урегулирование введено в России, а с 2010-го — в Белоруссии. 

Механизм прямого урегулирования предполагает, что при наступлении страхового случая (повреждение от третьего лица) клиент обращается в компанию, продавшую ему полис ОСАГО, которая и выплатит ему требуемое возмещение. Общаться со страховой компанией (СК) виновника ДТП пострадавший водитель не будет. При этом прямое урегулирование будет действовать только в том случае, если в ДТП участвовали только два транспортных средства, а убытки понесло только транспортное средство. При наличии пострадавших людей и при крупных ДТП сохранится нынешняя система урегулирования. 

После выплаты страховщик потерпевшего получит право требования этой суммы со страховщика виновника ДТП. Расчеты между страховщиками будут осуществляться через клиринговый центр, созданный МТСБУ и банком-партнером. «Необходимость оперативно и своевременно пополнять клиринговый счет станет лакмусовой бумагой для выявления неплатежеспособных компаний. Невыполнение этого условия будет основанием для автоматической остановки ассоциированного членства страховщика в МТСБУ и инициирования приостановлении его лицензии»,— пообещал Максим Межебицкий. При неплатежеспособности страховщика МТСБУ должно будет выплачивать деньги из фонда защиты потерпевших. 

Расчеты между страховыми компаниями предлагается проводить по бельгийской модели. Компенсация убытков на сумму до 25 тыс. грн будет рассчитываться с использованием среднего убытка за предыдущий период. При этом механизм не позволит СК прогнозировать эту цифру. Возмещение убытков на сумму от 25 тыс. грн до 50 тыс. грн будет осуществляться на основании фактических расходов. 

Страховщики согласны изменить систему урегулирования, но после доработки нового механизма. «Вопросы вызывает система взаиморасчетов между страховыми компаниями. В данный момент на рынке нет жесткой дисциплины относительно выполнения обязательств по взаимным претензиям страховщиков. Сложно работать по регрессным искам практически с 50% всех компаний»,— говорит глава правления страховой компании «PZU Украина» Мачей Шишко. 

Во время введения этого механизма в России сроки урегулирования не сократились, а наоборот выросли. «Некоторые компании отказывали в прямом урегулировании тем клиентам, у которых был крупный убыток. Зато они без проблем выплачивали по прямому урегулированию небольшое возмещение: за каждую выплату клиринговый центр перечислял им сумму в размере среднего убытка, так что СК оказывались даже в плюсе в прямом смысле слова»,— говорит директор департамента урегулирования убытков СК «Allianz Украина» Анатолий Климюк. Компенсация в РФ на основе средних убытков себя не оправдала: СК искусственно занижали выплаты, чтобы получить больше денег. «Такую практику использовали в Европе, когда еще не было компьютеров. Сейчас есть полностью функциональная система клиринга, которая с минимальными доработками позволит почти в режиме реального времени проводить взаиморасчеты между страховщиками»,— отметил председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться