ВХОД
Вернуться
18 октября 2013, 12:43
Как украинский бизнес приобщается к факторингу

Как украинский бизнес приобщается к факторингу

Популярность факторинга среди украинских предпринимателей плавно увеличивается. Причем невзирая даже на тот факт, что цена факторинговых услуг зачастую ощутимо выше ставок по традиционным кредитам. Портал «Минфин» узнал, что происходит на этом рынке, и какие преимущества извлекают бизнесмены от услуги факторинга.

На подъеме

Рост популярности факторинга обусловлен постоянным увеличением объемов торговых сделок с отсрочкой платежа, предприятия нуждаются в оборотных средствах. Факторинг же служит дополнительным, а нередко и основным, эффективным беззалоговым источником ресурсов.

«На сегодня популярность продукта не так велика, как ее потенциал — многие клиенты предпочитают пользоваться уже проверенными инструментами пополнения оборотных средств — различными видами кредитования. Зато предприятия, которые проверили в работе эффективность факторинга — пользуются этой услугой этой услугой в полном объеме», — отмечает и.о. зам. начальника отдела кредитования предприятий промышленности и сферы услуг кредитного департамента АБ «Пивденный» Марина Касатова.

Самым распространенным видом данного финансирования в Украине является регрессный факторинг. На его долю приходится порядка 95% всех факторинговых операций. Факторинг с регрессом дает фактору право требования обратного выкупа дебиторской задолженности клиентом по истечению отсрочки платежа, указанной в договоре поставки между клиентом и дебитором, что в свою очередь уменьшает риски финансовой компании в отношении погашения задолженности.

Чаще всего бизнес использует услугу факторинга, когда предприятие выходит на новые рынки, выводит новый продукт и намерено наращивать объемы продаж, но при этом не обладает достаточными финансовыми возможностями. В таком случае для увеличения сбыта бизнесу не обойтись без предоставления своим клиентам товарного кредита. Как правило, факторингом пользуются предприятия-производители и предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле.

«Бизнес использует факторинг, когда количество договоров выросло настолько, что намного проще и дешевле отдать их на аутсорсинг, получив взамен «живые» деньги уже сегодня», — рассказывает директор по корпоративному бизнесу банка «Надра» Татьяна Кононова.

Также факторинг является способом сокращения кассовых разрывов между отгрузкой и оплатой товара. Потому этот вид финансирования оптимален для компаний, занимающихся производством и оптовой торговлей.

В будущем число заявок на эту услугу будет расти, так как основные ее потребители- предприятия торговли, а этот сегмент активно развивается. Кроме того, банки и факторинговые компании могут предлагать и дополнительные услуги, например, совместную с клиентом систему документооборота, а также различные виды факторинга, которые на сегодняшний день слабо представлены в Украине.

На каких условиях

Стоимость услуг факторинга состоит, как правило, из стоимости ресурсов банка и различных комиссий, вследствие чего эффективная ставка достигает 20-22% годовых в банках, и на уровне 22-25% годовых в факторинговых компаниях. В основном стоимость таких услуг вирируется, но цена всегда будет индивидуальна. Высокая цена этого финансирования объясняется сложностью учета продукта внутри банка или факторинговой компании.

Сроки финансирования разнообразны и в среднем составляют 30-90 дней. Чаще всего это краткосрочное финансирование (как правило — в рамках жизненного цикла договора поставки) — до 120 дней у банков, и более лояльные — у факторинговых компаний.

Факторингом могут воспользоваться малые, средние и крупные предприятия-поставщики, дистрибьюторы и производители продуктов питания, бытовой химии, электротоваров, продуктов легкой промышленности, услуг и т.д., которые предоставляют своим клиентам (предприятиям) товар или услуги с отсрочкой платежа.

Основные требования к бизнесу — положительная кредитная история и прибыльность бизнеса. Также необходимыми условиями для получения факторинга является ведение деятельности на протяжении не менее 6 месяцев, наличие действующих контрактов на поставки с отсрочкой платежа.

В чем выгода

«Используя факторинг, компания превращает дебиторскую задолженность в свободные оборотные денежные средства, увеличивает объемы продаж и, соответственно, прибыль. А с улучшением ликвидности появляется возможность получения скидок у своих поставщиков»,- отмечает Дмитрий Гусев, директор факторинговой компании «Факторинг Финанс».

Ключевое преимущество факторинга — это простота и скорость принятия решения, а также отсутствие необходимости предоставлять залог. Также среди преимуществ факторинга следует отметить возможность финансирования оборотного капитала без обеспечения, и превращение дебиторской задолженности в «живые» деньги — до 95% процентов от суммы поставки.

«Данный вид финансирования предоставляется в большинстве случаев на бланковой основе, что делает его максимально привлекательным для бизнеса и часто используемым», — резюмирует ведущий экономист отдела факторинговых операций «Аккордбанк», Марьяна Шкурупий.

Также при таком финансировании снижаются риски неоплаты поставки покупателем. В случае применения факторинга фактор следит за тем, чтобы дебитор заплатил по истечению отсрочки платежа, как и зафиксировано в контракте, высылает уведомления о переуступке платежа в пользу факториновой компании.

А точно зная объем и дату средств, которые поступят на счет от фактора, предприятие может более четко планировать денежные потоки. Знание объема оборотного капитала в свою очередь позволяет предприятию торговаться с поставщиками и получать дополнительные скидки, больший объем поставки, более широкий ассортимент товара или сырья.

Что предлагают банки по услуге факторинга 

Название банка

Размер авансового платежа, %

Комиссии, %

% ставка, годовых

Максимальный срок, дней

Наличие залога

Аккорд

 95

от 0,5

индивидуально

120

без обеспечения, с регрессом

ВБР

90

5, 04 от транша (при максимальном сроке 90 дней)

5,2

90

двойное покрытие

Надра

максимум 10 тыс. грн/день

70 грн

индивидуально

120

двойное покрытие

Пивденный

90

Единоразовая — 0,1 +при каждом авансе 0,1

21

120

-

Банк «Финансы и кредит»

90

единоразовая - 2

19-23

120

-

Хрещатик

100

20

-

60

двойное покрытие

Райффайзен Банка Аваль

80

индивидуально

от 12-25

90

индивидуально

Данные: колл-центры банков

Автор: Татьяна Кривенко

Опубликовано на minfin.com.ua 18 октября 2013, 12:43 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
0
visitor
visitor
3 января 2015, 19:31
#
Здравствуйте! Хорошо бы добавить обзор индикативов по небанковским финансовым учереждениям — факторинговым компаниям!

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд