Минфин - Курсы валют Украины

Установить
17 октября 2013, 8:30 Читати українською

Корпоратизация «Укрзализныци» отложена на неопределенный срок

Запланированное на октябрь создание акционерной компании на базе «Укрзализныци» откладывается на неопределенный срок из-за того, что Кабинет министров не принимает соответствующее постановление, заявили вчера в госмонополии. Акционирования может не быть вплоть до 2015 года — правительству невыгодно проводить реформу накануне выборов. Нерешение этого вопроса может сказаться на доверии банков, для которых реформа была принципиальным условием дальнейшего финансирования проектов железной дороги, пишет Коммерсант-Украина в статье «».

Корпоратизация «Укрзализныци» отложена на неопределенный срок.
Фото с сайта nikcity.com

Акционирование «Укрзализныци» (УЗ) откладывается, заявила вчера заместитель генерального директора УЗ Оксана Плотникова (отвечает за реформу монополии) в кулуарах Украинского форума транспортной инфраструктуры, организованного Институтом Адама Смита.

«Правительство не подписало необходимое постановление, поэтому процесс не запущен. Вероятно, у Кабмина есть какие-либо аргументы и основания для этого. Мне не известно, когда это будет»,— добавила госпожа Плотникова.

В Кабмине и Мининфраструктуры официальных комментариев вчера не предоставили. Однако источник в министерстве, знакомый с ситуацией, говорит, что на сегодняшний день не существует единого пути, по которому будет развиваться железная дорога после акционирования: «Мы хотим полностью изменить систему, но для этого необходимо согласовать более 100 подзаконных актов со всеми министерствами, многие из которых просто не соглашаются с нашими предложениями». По его словам, министерство не хочет повторить ошибок соседних государств. Он привел пример России, где реформа железных дорог привела к тому, что грузовые вагоны были переданы частным компаниям, которые стали выбирать, какие типы грузов и чьих компаний перевозить. Между тем в Польше дали возможность зайти перевозчикам из других стран, которые просто вытеснили местных.

Кабмин должен был подписать постановление об акционировании «Укрзализныци» в апреле этого года, а в октябре планировалось зарегистрировать акционерное общество «Украинские железные дороги». До сих пор постановления нет.

Высокопоставленный источник, близкий к руководству Мининфраструктуры, утверждает, что акционирования не будет ни в этом году, ни в следующем: «Пока нет политической воли, чтобы запустить этот процесс, и, думаю, до выборов никто на это не решится. Но в сложившейся ситуации я и сам не хотел бы, чтобы акционирование произошло так быстро. Сейчас это может многим развязать руки в части грузового подвижного состава. Предпосылки для таких опасений есть».

Акционирование ассоциируется у людей с приватизацией, а лишние волнения власти сейчас не нужны. Кроме того, реформа потребует от государства взять на себя ответственность за пассажирский сектор перевозок, а в правительстве к этому не готовы, считает источник в УЗ.

Законопроект о создании на базе «Укрзализныци» акционерной компании со 100% в госсобственности принят в 2012 году. Планы правительства публично поддержали Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк и Citigroup. Акционерное общество «Украинские железные дороги» должно быть создано на базе шести существующих железных дорог. В него передадут предприятия и государственные доли в предприятиях, чья деятельность связана с железными дорогами. То есть в компанию войдут государственные вагоноремонтные и электровозоремонтные заводы, которые сейчас не подчиняются УЗ напрямую. Непрофильные активы передаваться не будут.

На проведении реформы настаивали международные финансовые организации, а ее затягивание может повлиять на получение средств от финучреждений. Несколько лет назад один из крупных кредиторов в украинскую инфраструктуру ЕБРР заявил, что до тех пор пока реформа не начнется, банк не выделит монополии ни копейки. А железные дороги срочно нуждаются в инвестициях в подвижной состав. Если в течение следующих пяти лет «Укрзализныця» не будет закупать по 500 пассажирских вагонов в год, от ее парка ничего не останется, поскольку 95% вагонов будут подлежать списанию. На закупку такого объема вагонов потребуется 6 млрд грн бюджетных средств. В этом году в правительстве пообещали выделить деньги для закупки 248 пассажирских вагонов, но до сих пор, как и в прошлые годы, этого не произошло. Та же ситуация наблюдается и в секторе грузовых вагонов.

ЕБРР замораживал финансирование УЗ по новым проектам, в результате чего правительство стало спешно готовить железную дорогу к реформе. Вчера старший банкир ЕБРР Марк Магалецкий заявил, что ему не известно о том, насколько затягивается процесс.

«По факту этого (постановления и акционирования) не случилось. Хотя по президентскому плану реформы это должно было произойти в апреле. Затягивание влияет в первую очередь на перспективы финансирования банком новых проектов УЗ»,— подчеркнул господин Магалецкий.

По мнению старшего аналитика ИГ «АРТ-Капитал» Алексея Андрейченко, нерешение вопроса с акционированием УЗ чревато тем, что заемные средства будут привлекаться под очень высокие процентные ставки и в меньших объемах, чем необходимо.

Впрочем, глава представительства Morgan Stanley в Украине Игорь Митюков считает, что задержка с акционированием существенно не повлияет на возможность УЗ выпустить еврооблигации в 2014 году: «Сегодняшняя структура железной дороги, как мы видим, достаточно работоспособная. Но принятие правительством постановления только улучшит позиции „Укрзализныци“». По его словам, в 2014 году у УЗ есть шансы осуществить еще один выпуск еврооблигаций на $500 млн, если рынки нормализуются. «У УЗ есть все возможности, чтобы выйти на рынок как минимум с аналогичным объемом операций. Дальше все будет зависеть от того, как будет развиваться долговой портфель монополии.

Главное — как можно быстрее закончить процесс реформирования УЗ. УЗ как акционерное общество могла бы выйти в качестве единого юридического лица на рынок заемного капитала, а не так, как это было в нынешнем году — за счет взаимного поручительства шести объединенных дорог»,— отмечает господин Митюков. «Нынешняя структура УЗ усложняет юридическую работу перед выпуском бумаг и требует дополнительной работы с инвесторами, чтобы объяснить, почему у УЗ такая достаточно сложная и громоздкая модель. Но прецедент создан, и рынок поверил»,— сказал он.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться