ВХОД
Вернуться
23 сентября 2013, 17:31
8 советов по привлечению инвестиций за счет краудфандинга.
Фото с сайта i-g-t.org

Как украинскому стартапу привлечь инвестиции с помощью краудфандинга

Первые краудфандинговые платформы (платформы добровольного коллективного инвестирования) были созданы в США еще в 2006-2007 гг. Одной из самых популярных на сегодня является американская платформа Kickstarter. С помощью этой платформы за прошлый год было собрано 800 млн долларов. В Украине же краудфандинг является совсем новым и пока непривычным способом найти инвестиции для реализации проекта.

Портал «Минфин» решил облегчить задание украинским стартаперам и выяснил, какие тонкости краудфандинга они должны учитывать, если все-таки захотят воспользоваться сервисом того же Kickstarter. В этом нам помогли сооснователь и операционный директор iblazr Олег Маленков (привлек на Kickstarter 150 тыс. долларов) и основатель стартапа Gutenbergz Владимир Усов (готовит проект к выходу на платформу).

Олег Маленков
Олег Маленков
сооснователь и операционный директор iblazr
 

О преимуществах платформ краудфандинга 

Главный плюс платформы — это шанс получить недостающую сумму в относительно краткие сроки, не продавая долю в компании и не беря кредитов под большие проценты. Но кроме денег Kickstarter дает еще и шанс объективно оценить свой проект и понять, насколько удачна идея. Также платформа дает шанс привлечь к проекту повышенное внимание СМИ, и формирует лояльность интернет сообщества. Успешный проект на Kickstarter — это готовый бизнес-план, который можно использовать, как для поиска инвесторов, так и для дальнейшего стратегического планирования бизнеса.

О процедуре выхода на Kickstarter

Для выхода на платформу Kickstarter необходимо иметь счет в банке США, SSN или EIN, и физ. адрес. SSN — это так называемый «номер социального обеспечения», который предназначен для налогового и пенсионного учетов на территории США. SSN сейчас как паспорт в Украине, который считается универсальным документом, подтверждающим личность. EIN (Employer Identification Number) — номер налогоплательщика для юридического лица.

Если этих документов нет, то их можно получить, побывав в США. EIN можно получить по телефону, находясь заграницей, но SSN выдается только по прибытию. Для получения денег необходимо иметь банковский счет и пройти регистрацию на Аmazon payments. Если сделать документы самостоятельно нет возможности, то можно найти доверенное лицо. Лучше всего, чтобы это был кто-то из участников проекта, или хотя бы ваш хороший знакомый. Но если такой возможности нет, то можно обратиться к компании-посреднику.

О посредниках

Чтобы принять участие на Kickstarter можно заручиться поддержкой юридической компании, либо отдельного юриста, который возьмет на себя обязательства по приему платежей на свой банковский счет и оформит все документы на себя. Как правило, зарубежные посредники берут от 1% до 3%.

С отечественными посредниками лучше и вовсе не связываться. Примите во внимание, что совсем недавно администрация Kickstarter ужесточила правила по работе с посредниками, которые используются в качестве финансового шлюза. Фактически, платформа запретила проведение любых финансовых операций через посредников, но никто, по сути, не мешает сделать посредника частью вашей команды.

О критериях отбора

Процедура отбора на Kickstarter достаточно сложная и запутанная. Каких-то конкретных критериев отбора нет. Отбирают проекты, которые не нарушают правила, прописанные в гайдлайне. В основном выбирают те команды, которые лучше подготовлены. Поэтому перед выходом на Kickstarter необходимо подготовить видео и фото, описание проекта, FAQ, product timeline (конкретные даты, когда был сделан первый прототип, когда было написано программное обеспечение, когда будет произведен запуск серийного производства и т.д.). Еще один важный пункт — «Риски и проблемы», в котором нужно описать все возможные риски при запуске серийного производства и разработке устройства.

Владимир Усов
Владимир Усов
основатель Gutenbergz

О подготовке

Готовитьпроект до выхода на Kickstarter нужно начинать задолго до непосредственного запуска. Надо приложить максимум усилий для того, что б до выхода на краудфандинговую площадку ваш проект уже имел определенное количество поклонников на различных сайтах и в соцсетях

Facebook — одна из главных платформ, где можно найти поддержку. Там очень много людей, которые лояльно относятся и к Kickstarter, и к проектам, которые появляются.

Также важно наладить контакты с представителями СМИ. Чем больше информации о проекте будет появляется на тематических сайтах, тем больше вероятность собрать необходимую сумму на Kickstarter.

О рисках посредничества

Если вы работаете через посредника, то сначала все средства (в случае успешной кампании) попадают на его счет через Amazon Payments, а потом пересылаются на ранее оговоренный счет. Этот процесс занимает около двух недель. Как и в любой схеме, здесь тоже есть риск мошенничества со стороны компании-посредника, поэтому предварительно проконсультируйтесь с другими опытными юристами при формировании договора, и заранее обсудите все гарантии и другие интересующие вопросы. Так же обязательно держите руку на пульсе, следите за всем, что происходит. Если компания-посредник не правильно заполнит какую-то форму, в следующий раз попасть на Kickstarter очень сложно.

О презентации проекта

Для презентации своего проекта на платформе важно подготовить хорошее видео. Это, конечно, можно сделать на любительском уровне, на камеру мобильного телефона, например. Но такой подход значительно уменьшит шансы на победу. Фильм обязательно должен рассказать, почему вы решили запустить свой проект и почему именно сейчас. И главное, почему вам нужна помощь именно Kickstarter. К созданию видео надо подходить с фантазией и креативностью. Мы сняли около 3 часов материала, а фильм вышел всего на 5 минут. Отдельно мы разработали систему вознаграждения и визуализировали ее, чтобы человек мог понять, что он получит за вложенные им деньги.

О привлеченных деньгах

Важная особенность Kickstarter в том, что если проект поставил цель собрать, например, 10 тыс. долларов за месяц, но недобрал, хотя бы 1 доллар, все собранные средства возвращаются назад к отправителям. Срок, на который можно разместить проект на платформе, колеблется от 1 до 3 месяцев. Поэтому стоит трезво и объективно оценивать свои шансы.

Также стоит учесть тот факт, что всех, кто поверил в проект и отправил деньги, нужно отблагодарить. Для этого требуется разработать либо систему скидок, если проект связан с производством, либо различные подарки, если это технологический проект. Сумму, которая будет затрачена на поощрения «вкладчиков», стоит просчитать сразу, чтобы потом не попасть впросак. Логистикой платформа тоже не занимается, все вопросы по доставке перекладываются на создателей проектов, и эти затраты нужно также сразу просчитать.

Татьяна Кривенко 

Опубликовано на minfin.com.ua 23 сентября 2013, 17:31 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд