ВХОД
Вернуться
19 сентября 2013, 09:09
АМКУ установил причины повышения цен в розничных сетях.
Фото с сайта sled.net.ua

АМКУ установил причины повышения цен в розничных сетях

По мнению Антимонопольного комитета (АМКУ), крупнейшие игроки розничного рынка смогли пойти на картельный сговор благодаря тому, что пользовались услугами исследовательской компании AC Nielsen. Заместитель председателя АМКУ Рафаэль Кузьмин сообщил, что, покупая информацию у исследователя, 18 крупнейших сетей смогли согласовывать ценовую политику и добились повышения розничных цен в своих магазинах на 20-35%. Общая сумма штрафов для сетей может достичь 10 млрд грн. Однако в АМКУ готовы ограничиться меньшими санкциями, если ритейлеры признают свою вину. Впрочем, даже в таком случае компании не собираются сдаваться без боя, пишет Коммерсант-Украина в статье «Покупки привлекли внимание».

Как сообщил заместитель председателя Антимонопольного комитета Рафаэль Кузьмин, согласно предварительным результатам расследования ситуации на розничном рынке, торговые сети использовали данные исследований AC Nielsen в целях координирования ценовой политики в отношении продуктов питания. Эти данные также позволили увеличить количество дополнительных услуг, которые им предоставляют поставщики, с 7 до 26 пунктов. «В итоге мы имеем повышение цены на 20-35%»,— заявил господин Кузьмин.

Расследование было начато АМКУ еще в мае прошлого года. Основанием для его проведения послужило повышение цен на продукты питания в 2010-2011 годах в Киеве. В АМКУ установили, что в розничных сетях столицы цены на товары за указанный период увеличились на 22-38%, в то время как индекс потребительских цен, по данным Госстата, вырос только на 13,5%. В ходе расследования ведомство запросило документы у сетей «Сильпо» и «Фора» (обе входят в Fozzy Group), «АТБ-маркет», Auchan, «Фуршет», Metro C&C, Novus, «Караван», «Велика кишеня» и других. Всего на долю 18 компаний, в отношении которых велась проверка, приходилось 80% розничного рынка Киева (данные на сентябрь 2011 года). Были запрошены документы также у Nielsen и Украинской торговой ассоциации (членами которой являются крупные продуктовые розничные сети). В начале этого месяца ведомство разослало торговым сетям и АС Nielsen предварительные выводы расследования, занявшие около 200 страниц.

В АМКУ выявили, что около трех лет назад Nielsen начала предоставлять несколько новых исследований и определенные программы, позволяющие сетям отслеживать их результаты в онлайн-режиме. Например, предоставлялись рекомендации, каким образом расположить тот или иной товар на полке, как лучше продвигать товар и прочее. Рафаэль Кузьмин рассказал, что заказчику также предоставлялся мониторинг цен конкурентов в конкретном регионе за конкретный промежуток времени. Первое исследование такого рода касалось цен на бутилированную газированную воду. «Определенный уровень прозрачности розничного рынка был достигнут благодаря совместным действиям сетей и Nielsen. Между сторонами существовали формальные и неформальные договоренности, касающиеся обмена информацией, в том числе и конфиденциальной. Это позволило сетям понимать текущую деятельность конкурентов и стратегические планы,— объясняет господин Кузьмин.— В сетях говорят, что на повышение цен повлияло изменение уровня закупочных цен. Но мы с ними говорим о разных вещах». Он добавляет, что участники рынка, не пользующиеся данными Nielsen, оказались в менее выгодном положении, и за счет них крупные сети улучшают свои позиции.

В компании AC Nielsen заявили, что не видят оснований для каких-либо обвинений со стороны АМКУ. «Поскольку юридический процесс еще не завершен, мы не можем обсуждать текущую ситуацию. Мы обязательно вернемся к вам в ближайшее время с нашей официальной позицией»,— добавили в компании. Официально претензии АМКУ в розничных сетях пока не комментируют. Однако в неофициальных беседах их представители говорят, что не видят ничего противозаконного в своих действиях. «Увеличение количества дополнительных услуг поставщиков никак не касается того, в чем нас обвиняют. Комитет же сделал вывод о схожести действий, а где здесь схожесть, если у разных сетей разное количество дополнительных услуг от поставщиков?» — отмечает топ-менеджер в одной из крупных сетей. В другой сети топ-менеджер заявил, что «уровень наценок ритейлеры не меняли», а повышение цен связано с изменением закупочной цены у производителя.

Собеседник привел в качестве примера ситуацию, когда один крупный производитель соков в Украине повысил цену на один из своих продуктов, и практически через неделю аналогичное повышение осуществил ближайший конкурент. «Одновременное поднятие цен на определенную группу товаров тоже зависит от поставщика. Как правило, поставщик одновременно высылает всем сетям предупреждение, что на его продукт цена будет изменена через несколько недель. Естественно, у всех цена поднимается одновременно»,— объясняет топ-менеджер одной из продуктовых компаний.

AC Nielsen не в первый раз становится объектом внимания антимонопольных органов, отмечают юристы. «Схожая ситуация стала причиной начала расследования финским конкурентным ведомством в 2007 году действий участников розничного рынка и Nielsen PLC. Компании осуществляли обмен информацией при помощи системы, оператором которой являлась исследовательская компания. По результатам расследования, действия участников рынка и Nielsen PLC, учитывая законодательство ЕС в сфере защиты конкуренции, были квалифицированы как антиконкурентные согласованные»,— рассказывает партнер юридической фирмы Integrites Александр Алексеенко. По его словам, информация, которой обменивались участники рынка с помощью системы Nielsen PLC, позволяла им менять свое поведение на рынке.

Опубликовано на minfin.com.ua 19 сентября 2013, 09:09
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд