Минфин - Курсы валют Украины

Установить
16 сентября 2013, 10:04 Читати українською

АМКУ намерен оштрафовать ритейлеров на сумму до 20 млрд гривен

Антимонопольный комитет обвинил крупнейшие украинские торговые сети в картельном сговоре. В списке — «АТБ-Маркет», «Фуршет», «Ашан» и еще полтора десятка ритейлеров. Предварительные выводы расследования ошеломляют.

АМКУ намерен оштрафовать ритейлеров на сумму до 20 млрд гривен.
Фото с сайта forbes.ua

По мнению Комитета, ритейлеры договорились об антиконкурентных согласованных действиях, результатом чего стало повышение цен на продукты питания в 2010-2011 годах. Ведомство намерено оштрафовать 18 компаний сразу по двум пунктам претензий, причем каждый из них может обойтись сетям в максимальные 10% от оборота за предыдущий год. Это — 13,4 млрд гривен в пересчете на финрезультаты лишь 6 крупнейших ритейлеров, и около 20 млрд гривен в целом. 

Предыдущий рекорд в так называемом «деле мебельщиков» — 419 млн гривен. 

Пункты претензий

Расследование о деятельности продуктовой розницы в Украине было начато Антимонопольным комитетом в мае 2012 года. По данным Госстата, в 2010-2011 годах индекс потребительских цен в Украине вырос на 13,5%, тогда как цены на основные продукты питания в розничных сетях Киева увеличились на 22-38%, а на некоторые продукты — на 50-70%.

Черный список: «Фоззи-Фуд», «Фора», «Фуршет» (и ряд дочерних предприятий) «Ашан Украина», «Фудмаркет», «АТБ-Маркет», «Эко», «Адвентис», «Билла-Украина», «Край-2», «Новус Украина», «Икс 5 Ритейл Групп», «Спар-Центр», «Бимаркет», «Метро Кеш энд Керри Украина и «АС Нильсен Украина»В ведомстве заподозрили, что причина — в том, что ряд крупнейших ритейлеров требовали от поставщиков отсрочки платежей (до 120 дней) и оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые достигают 5-10% от стоимости поставленного товара. Претензии выставлены лишь к компаниям, которые имеют магазины в столице, вне зависимости от расположения их центрального офиса.

Предварительные выводы расследования — более чем двухсотстраничный документ — были разосланы компаниям в начале прошлой недели. Ритейлеры подтверждают факт получения документов. «Мы выявили и разоблачили картель», — заявил в пятницу замглавы АМКУ Рафаэль Кузьмин.

По мнению специалистов ведомства, большие торговые сети нарушили антимонопольное законодательство сразу по двум параметрам. Во-первых, они согласовывали между собой формат работы с поставщиками, что ущемляло интересы последних.

«По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг. К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара», — подчеркивает партнер МЮФ Integrites Александр Алексеенко.

Наравне с розницей фигурантом расследования является исследовательская компания AC Nielsen. Вторая претензия АМКУ — 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится AC Nielsen. «Nielsen — якобы коммуникатор нашего сговора. Вы считаете это нормальным?» — удивляется основной владелец компании «Фуршет» Игорь Баленко.

Рафаэль Кузьмин поясняет: «Картель обменивается между собой информацией, что приводит к согласованию цен, и вследствие этого — к одновременному необоснованному повышению стоимости товаров». «Претензия к Nielsen состоит в том, что она собирает информацию с сетей, и без особой обработки рассылает эти данные по рынку. Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение», — констатирует Алексеенко.

По каждому из двух пунктов претензий АМКУ предлагает наложить на компании штраф в размере до 10% выручки за 2012 год. То есть всего до 20% от оборота каждого из фигурантов расследованияВ итоге по каждому из двух пунктов претензий АМКУ предлагает наложить на компании штраф в размере до 10% выручки за 2012 год. То есть всего до 20% от оборота каждого из фигурантов расследования.

Nielsen, в отличие от ритейлеров, финансовые санкции не грозят, по крайней мере, на текущем этапе. Ее АМКУ лишь планирует обязать «прекратить сбор и распространение информации, которая приводит к ограничению конкуренции на рынках Украины».

АМКУ выигрывает 90% судов

Точные суммы штрафов еще не ясны. Компаниям дано 10 дней на ознакомление с выводами расследования. «Сейчас мы ждем ответов субъектов хозяйствования о том, какие аргументы они могут противопоставить нашим выводам. Мы проанализируем эти аргументы, а затем будем выносить решение», — объясняет Кузьмин. Несогласные компании смогут подать на решение в суд. Но статистика судебных решений говорит, что Комитет выигрывает в 90% случаев, отмечает Алексеенко.

Он считает, что финальные суммы штрафов наверняка будут меньше 10% от оборота. Наложение штрафа в размере 10% от оборота в украинской практике — исключение, а не правило, подчеркивает он: в среднем финальный размер штрафа, по его словам, колеблется в пределах от 1% до 5% оборота.

Довольно часто компании изыскивают методы вовсе не платить начисленные АМКУ штрафы. К примеру, 90% всех штрафов, начисленных Комитетом в 2012 году, пришлось на три компании. Но в бюджет они ничего не заплатилиНо здесь возникает другая сложность. Законодательно не определено, от чего зависит размер штрафа, а потому сейчас в силу вступит способность убеждать АМКУ в своих аргументах каждой отдельно взятой компании. В Украине это означает высокие коррупционные риски.

К тому же, даже если АМКУ снизит предельный размер одного штрафа, скажем, до 3-5% от оборота, штрафов для каждой компании предполагается два — то есть все равно очень болезненно. При этом, если по первому пункту претензий Комитету будет сложнее выстроить адекватную юридическую защиту, то в вопросе маркетинговых наценок и бонусов его позиции в разговоре с розницей — куда более сильны, считает юрист.

Попали под трактор

С учетом всех этих факторов ритейлеры, каждому из которых грозит штраф от нескольких десятков миллионов до двух миллиардов гривен, настроены более чем пессимистично.

Высказываться официально большинство из них пока не хотят. В Fozzy Group отказались от комментариев. Жерар Галле, генеральный директор «Auchan-Украина», сказал, что не получал никаких предварительных выводов. Начальник отдела по связям с общественностью компании «АТБ» Анна Личман лишь уточнила, что компания осведомлена о существования расследования, и готова предоставить АМКУ запрашиваемые данные.

Но неофициально несколько собеседников в различных ритейлерах не сдерживают эмоций. «По Украине едет трактор, и сейчас ему под колеса попала наша отрасль. Если Комитет примет решение в его нынешнем виде, на следующий день все попавшие под удар торговые сети будут банкротами», — говорит на условиях анонимности топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.

По Украине едет трактор, и сейчас ему под колеса попала наша отрасль. Если Комитет примет решение в его нынешнем виде, на следующий день вся розница будет банкротом, — топ-менеджер одной из крупнейших сетейДоводы комитета убедительными им не кажутся. Торговцы признают, что цены на продукты в 2010-2011 годах росли, и довольно заметно, но отрицают свою причастность к их удорожанию. «Причина этого — в росте стоимости продуктов у производителя. Это можно легко проверить — динамика торговых наценок и маркетинговых платежей в тот период у нас не менялась, а, значит, не могла спровоцировать рост цен», — поясняет один из руководителей другого крупного ритейлера.

Если у международных компаний, таких как Metro, будет возможность компенсировать проблемы в Украине за счет других рынков, то украинские сети выхода просто не видят, говорит один из собеседников.

Еще один существенный повод для беспокойства компаний — «рассылка» АМКУ. Отправив ритейлерам общие предварительные выводы расследования, Комитет попутно «засветил» перед конкурентами ряд конфиденциальных финансовых данных, касающихся маркетинговой политики, расчетов с поставщиками и др.

Дарья Марчак, Анна Ковальчук

Комментарии - 1

+
+4
vikki
vikki
16 сентября 2013, 10:44
#
«Австрийский экономист фон Хайек, приводит другую аргументацию, и высказывает мнение, что проблемы картелей или монополий вообще не существует. Сверхвысокие картельные или монопольные цены посылают правильные сигналы другим экономическим агентам. Из-за высоких картельных или монопольных цен, данные отрасли становятся суперпривлекательными для других игроков или отраслей.

Теория, развиваемая Вирджинской школой Общественного выбора «Public Choice», утверждает, что государственный регулирующий орган имеет намного больше шансов вступать в сговор с картелями и монополиями, чем их контролировать.»

Вместо того чтобы создавать и развивать количество торговых сетей их давят катком, значит АМКУ пойдет по пути Вирджинской школы…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться