ВХОД
Вернуться
13 сентября 2013, 12:04
История одного бизнеса, или путь от хобби к венчурным инвестициям

История одного бизнеса, или путь от хобби к венчурным инвестициям

Портал «Минфин» узнал, как основатели стартапа Microtenders получили первую предпринимательскую закалку, и откуда взялась идея для их главного на сегодняшний день бизнеса, которым уже заинтересовались венчурные инвесторы

Проба пера

Предприниматели Евгений Ильченко (справа на фото) и Юрий Полюхович (слева на фото) познакомились при подаче документов в Киевский Политехнический Университет. Как оказалось позже, они поступили на один факультет. Университетскую дружбу испытало время. Даже после окончания вуза товарищи не обрывали связь, хотя их карьерные тропы разошлись. Евгений начал работу в банковском деле, а Юрий — в IT-консалтинге.

Работать «на дядю» очень скоро надоело и тому, и другому. Абсолютно спонтанно родилась идея совместного бизнеса. Как-то вечером Юрию захотелось приготовить суши в домашних условиях. К большому его разочарованию, это оказалось не так просто. И дело было вовсе не в кулинарных способностях.

«Тогда в 2007 году японская кухня (суши) только набирала популярность. Захотелось приготовить новинку дома. Но вышло, что поиск всех ингредиентов занял несколько дней. Так родилась идея создания интернет-магазина по продаже ингредиентов для японской кухни», — вспоминает Полюхович.

По первому времени предприниматели работали над проектом вечерами после основной работы. Через пару месяцев был запущен сайт, и стартовали первые продажи. Дела пошли на ура, и окрыленные предприниматели решили посвятить себя делу всецело. На волне успеха Ильченко и Полюхович даже открыли четыре офлайн магазина. Но конкуренты долго не дремали.

«Очень быстро начали появляться конкуренты, которые попросту копировали нас, и отбирали часть рынка. Но самой большой проблемой стало то, что продукты для японской кухни стали появляться в супермаркетах, что значительно размыло рынок. Уже в 2011 мы понимали, что это приведет к охлаждению интереса к нашим магазинам и начали искать новые ниши», — рассказывает Евгений.

К 2012 году, когда интерес аудитории к их первому бизнесу ощутимо упал, у предпринимателей уже был запущен новый проект. Суши бизнес был продан, а его место занял проект в смежной области. Предприниматели решили далеко не ходить и продолжить работать с теми же поставщиками и клиентами, но под другим углом. Они начали заниматься доставкой блюд азиатской кухни.

«На тот момент этот рынок был достаточно подогрет. Доставка японской кухни была популярна, но почему-то еды в картонных боксах, как в американских фильмах, в Украине не было до 2011. Тогда параллельно запускались несколько компаний, мы стали одними с первых. Только мы сразу делали акцент на доставку тайской, китайской и японской продукции в картонных боксах», — рассказывают бизнесмены.

Однако и здесь конкуренция ужесточилась в самые короткие сроки. Кроме того, из-за выросшей популярности сервиса, приходилось покрывать большее количество точек по всему Киеву, а это требовало новых и новых вложений. Денег на развитие не хватало, а поэтому Ильченко и Полюхович вскоре продали свой второй бизнес. Деньги от продажи бизнесмены рискнули поставить на очередную свою бизнес идею.

Озарение №3

Идея третьего по счету бизнеса пришла также спонтанно, как и две предыдущих. А подсказкой выступила простая рабочая ситуация. Все началось с того, что своим сотрудникам необходимо было заказать брендированные футболки. Прозвонив несколько фирм, предприниматели получили приблизительно одинаковый ценовой ориентир, и полиграфии запросили детальное описание принта по электронной почте.

«Вот тут-то и произошло самое интересное. Кто-то с поставщиков случайно ответил не только нам, а всем, кто был в рассылке. Результат нас приятно удивил: между поставщиками началась настоящая борьба, и в итоге мы получили цену значительно ниже, той, которую нам предлагали в начале. Это натолкнуло нас на мысль, что так может быть не только с футболками», — вспоминают Ильченко и Полюхович об истоках проекта Microtenders.

Что же получилось из этой идеи? А получился интернет-сервис для представителей малого и среднего бизнеса, который позволяет быстро найти поставщиков тех или иных товаров или услуг. Выглядит это следующим образом. Заказчик размещает заявку в соответствующей категории, а поставщики делают свои предложения, которые видят все участники процесса, при этом кто именно сделал предложение, видит только сам заказчик. Это создает конкурентную среду и стимулирует поставщиков делать более выгодные предложения.

Боятся ли сами предприниматели конкуренции на этот раз? Пока, говорят они, прямых конкурентов у них нет. «Каталоги All.biz и Prom.ua мы не считаем конкурентами. Они направлены на компании с большими оборотами, а мы делаем акцент на малом и среднем бизнесе. Мы ориентированы на простоту, понятность, однозначность и скорость. Создать свой тендер клиенты могут за 2 минуты и в течение одного-двух дней получить предложения от поставщиков», — отмечает Юрий.

На пути к венчурным инвестициям

Для того, что бы эта идея приобрела более четкие формы и стала работающей моделью, Евгению и Юрию понадобилось полгода. Портал для нового проекта был разработан на аутсорсинге. Также были четко разграничены функции учредителей: Евгений взялся за маркетинг, рекламу, связи с общественностью, Юрий занимается техническими вопросами и контролирует бизнес-процессы. Стратегия разрабатывается совместно.

В новый проект предприниматели уже вложили около 20 тысяч долларов, заработанных за счет предыдущих бизнесов. Более половины этой суммы пошла на разработку, часть на маркетинг и первичное продвижение (наработку начальной клиентской базы). С помощью сервиса было проведено более 80 тендеров, а клиентская база расширилась до 500 компаний.

«Главной трудностью на нашем пути стала привычка украинских предпринимателей договариваться с поставщиками по телефону. Иногда нас удивляет, что мы предлагаем поставщикам готовый заказ от клиента, а им лень написать несколько строк что бы ответить на заявку. А потом им приходится искать клиентов по телефону, совершая холодные звонки. Но со временем этот барьер будет преодолен. Потому что в нашу модель заложена эффективность. Там, где бизнес может экономить, а поставщики проще и быстрее находить клиента, там точно будет аудитория», — говорят предприниматели.

Однако для развития проекта вновь потребовались инвестиции. Microtenders оказался на «демо дне» бизнес инкубатора Happy Farm, и там им заинтересовались. Сейчас предприниматели находятся в поисках инвестора, который вложит в проект 50-60 тыс. долларов. Инвестиции требуются для устранения тех недостатков сервиса, которые были выявлены уже на первых порах. Часть средств будет потрачена на техническую доработку как клиентской (интерфейс), так и внутренней части продукта (формирование релевантных баз данных по клиентам, и т.д.). Еще одна часть денег пойдет на тестирование маркетинговых каналов для определения самых эффективных методов продвижения сервиса и привлечения клиентов.

Как именно собираются зарабатывать Ильченко и Полюхович на своей идее? Сейчас рассматриваются несколько путей, но предприниматели о всех вариантах монетизации умалчивают. Возможно, одним из них будет введение платных аккаунтов с дополнительным функционалом. Когда сервис «обкатают» на украинском рынке, то планируется выйти в Россию и Белоруссию. Следующий шаг — Европа. 

Автор: Татьяна Кривенко

Опубликовано на minfin.com.ua 13 сентября 2013, 12:04 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
0
Prado
Prado
14 сентября 2013, 00:05
#
Платный аккуша? А есть ли просчет на счет того, что аккаунт в будущем может трансформироватся в иной продукт? И как правило новый продукт для пробы запускают на безоплатной основе, ну скажем на 3 года минимум, с целью приучить клиента к услуге, чтобы он не пугался, и для созыва большего числа клиентуры и покрытия маштабирования. Нужен детальнейший просчет по этому поводу.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд