ВХОД
Вернуться
7 августа 2013, 12:26
Онлайн кредиты: что предлагают украинцам интернет-магазины

Онлайн кредиты: что предлагают украинцам интернет-магазины

Торговля в Украине, следуя мировым тенденциям, постепенно уходит в онлайн. И пусть пока доля интернет розницы в общих объемах розничных продаж невелика (не более 5%), но темпы роста рынка стремительны. По экспертным оценкам, в 2012 году он вырос на 30-50% и достиг показателя в 1,6 млрд. долларов.

Вместе с торговцами в сеть уходят и банкиры. Их симбиоз выливается в развитие, по сути, нового для украинских потребителей сервиса — онлайн-кредитования. Портал «Минфин» выяснил, насколько востребован данный сервис среди украинцев, и что ждет его в обозримом будущем.

Причины взлета

Потребительский «зуд» не чужд пользователям всемирной паутины. Начиная с 2012 года, интернет-магазины совместно с банками начали активно продвигать кредитование покупок своих товаров, и спрос на новый продукт не заставил себя долго ждать.

«Продажи в кредит-онлайн в среднем составляют 5-10%. Если учесть то, что услуга совсем новая, то показатель довольно таки впечатляет», — отметил в беседе с «Минфином» менеджер проекта внедрения дополнительных сервисов интернет-магазина Protoria Эдуард Ананенко.

Подтверждают эти цифры и в банках. По оценкам начальника департамента продажи продуктов потребительского кредитования Укрсиббанка Владимира Радина, если доля покупок в интернете составляет около 10%, то приблизительно 7% из них - через онлайн-кредиты.

Покупателей в онлайн кредитах привлекает более низкая цена в сравнении со стационарными каналами продаж, а также экономия времени. «Вам не нужно идти в отделение банка за кредитом наличными, а оплату картой онлайн принимают не все магазины», — объясняет совладелец Rozetka.ua Владислав Чечеткин.

Именно получение товара в кредит по схеме «лежа на диване» наиболее соответствует ожиданиям потребителей. Правда, немногие банки готовы идти на дом к заемщику для оформления кредита, но минимум пять-шесть банков, как выяснил «Минфин», в этом сегменте уже конкурируют.

«Аудитория в интернете хочет покупать проще и с минимальным количеством оффлайн-контактов. По нашему опыту, именно в таком случае кредитование покупок в интернет востребовано и обеспечивает интернет-магазину ожидаемый рост продаж», — говорит начальник отдела интернет-продаж банка «Ренессанс Кредит» Максим Зарудний.

В банках и интернет-магазинах «Минфину» сообщили, что наиболее часто за кредитами-онлайн сегодня обращаются молодые люди до 30 лет. Чаще это мужчины с высшим образованием, при этом многие из них с высоким уровнем достатка в 8000- 13000 гривен.

Барьеры на пути

Бурному развитию онлайн кредитования препятствует ряд факторов. По словам Владислава Чечеткина, большую роль играет тот факт, что в интернете потребитель может более рационально взвесить условия кредитования после изучения договора и отказаться от дорогостоящего займа.

Владислав Чечеткин
Владислав Чечеткин
 

«Люди, покупающие в онлайне и в оффлайне, сильно отличаются. Прежде всего тем, что отсутствует давление, и есть возможность подумать, здраво подойти к вопросу. В рознице это сделать тяжело — нужно остановиться, отогнать от себя продавца — кредитного эксперта, который уговаривает, недоговаривает», — говорит эксперт.

Но основная проблема — в отработке технических нюансов в схеме взаимодействия «потребитель-банк-продавец». «Для всех игроков это новая сфера, которая требует значительных усилий по интеграции ИТ-систем банка и партнера.», отмечает зампред совета директоров «Дельта Банка» Светлана Чирва.

Основные неудобства, добавляет она, лежат в операционной плоскости: магазин должен вначале подтвердить наличие товара, и только после этого клиент может брать кредит. Но в некоторых интернет-магазинах подтверждение наличия товара происходит «вручную», что усложняет и удлиняет процесс покупки.

Поэтому для полноценного запуска услуги необходимы немалые затраты. «Запуск подобных услуг обязательно связан с дополнительными IT-разработками на стороне ритейлера и банка, а также с перестроением операционного процесса обслуживания клиентов», подтверждает Владимир Радин.

Для потребителя сервис не причиняет никаких неудобств: товар и кредитный договор в большинстве случаев доставляют на дом. Но читать его рекомендуется оформления заказа. 

Риски мошенничества при онлайн кредитовании также можно считать более высокими. «Одним из основных рисков, является очень большое количество мошенников, мы не видим клиента, а доверяем только его документам. Но от этого никуда не деться, нужно принимать это как должное», — говорит Эдуард Ананенко.

Что касается самого потребителя, то при условии оформления кредита на дому, сервис вообще никаких неудобств не причиняет. Главное — не полениться внимательно изучить договор. За рекламой выгодного кредита могут скрываться большие комиссии, и тогда реальная ставка будет соответствовать типичному потребительскому займу (40-60%).

«Интернет-магазинам рекомендуем выставлять типовые кредитные договора на сайте. А покупателям нужно изучать условия кредитных договоров до подписания, так как беспроцентных кредитных договоров не предусмотрено действующим законодательством», — советует партнер юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Максим Болдин.

Будущее за кредитами «на диване»

Эксперты, опрошенные «Минфином», подтверждают, что, несмотря на все описанные выше барьеры, сегмент онлайн-кредитования будет бурно развиваться. Причем в этом заинтересованы все три стороны: покупатели, банки и интернет магазины.

«Каждый месяц мы получаем 1-2 предложения от банков для сотрудничества в этом направлении, хотя пока не все готовы реализовать данный процесс. Могу с уверенностью сказать, что будущее онлайн кредита — это «кредит на диван», — отмечает Эдуард Ананенко.

Об услуге знают еще не все потребители, и некоторые интернет-магазины не спешат активизироваться в данном направлении. Однако это, скорее, дело времени. Хорошая динамика оффлайн рынка потребительского кредитования будет перемещаться в сеть.

«Не все игроки понимают выгоды от сотрудничества с банками, ведь оборот пока невелик, а клиенты интернет-магазинов еще не знакомы с данной услугой. Точно так же в свое время развивался рынок потребительского кредитования в розничных магазинах и крупных национальных сетях», — напоминает Максим Зарудний.

При этом если обороты в оффлайн рознице выросли за прошлый год только на 30%, то в интернет магазинах рост составил до 50%, что стимулирует банкиров к активизации, говорит Владимир Радин. «Настоящий бум на рынке онлайн-торговли Украины начнется через год-полтора», — добавляет он.

Крупнейшие игроки рынка электронной коммерции, предвосхищая будущую популярность сервиса, уже сейчас находятся на стадии разработки серьезных платформ. Для реализации проекта они покупают специальные ИТ-модули и нанимают квалифицированный персонал.

Технологическую сторону отрабатывают и банкиры. «Мы разрабатываем новую технологию онлайн-кредитования, которая позволит получать кредит мгновенно в режиме реального времени. Она будет предложена интернет-магазинам уже в сентябре», — сообщил руководитель бизнеса по работе с торговыми предприятиями ПриватБанка Роман Негинский.

Игроки рынка также рассчитывают на быструю отдачу от капиталовложений в построение новых платформ для онлайн-кредитования. Ожидается рост рынка онлайн-кредитованияс нынешних 7 процентов до 10 и выше. «По нашим прогнозам, в следующем году до 10% крупной бытовой техники и электроники, покупаемой в Интернет, будет оформляться в кредит», — прогнозирует Светлана Чирва.

На каких условиях предлагают кредиты украинские интернет-магазины

Магазин Банк Первый взнос Срок кредитования Минимальная сумма кредита Ежемесячная комиссия Ставка, год
Rozetka Дельта Банк отсутствует от 3 до 36 мес. 300 грн. 2.5%  отсутствует
Укрсиббанк 10% от стоимости товара от 3 до 24 мес. 300 грн. 1.50% 0,01% 
Protoria Дельта Банк отсутствует от 3 до 24 мес. 300 грн. 2.5%  0.01%
Comfy Дельта Банк 1/10 от стоимости товара от 3 до 36 мес. отсутствует 1.60% отсутствует
Укрсиббанк 1/10 от стоимости товара от 3 до 36 мес. отсутствует 1.90% отсутствует
Technos Ренессанс Кредит отсутствует от 3 до 36 мес. 500 грн. от 1% от 0% годовых
ОТП Банк первоначальный взнос по желанию от 3 до 36 мес. 300 грн. 1.50% 0,01% 
 Эльдорадо  Альфа Банк отсутствует от 3 до 24 мес. 500 грн. от 0% до 2% 0.01%
 
МОБИЛЛАК
Дельта Банк отсутствует от 3 до 36 мес. 300 грн. 3 меc. — 0%, 4-36 мес. — 2,5% 0.01%
Сокол Укрсиббанк от 10% от стоимости товара от 3 до 24 мес. 2 тыс. грн. 1.50% 0.01%
ОТП Банк информация отсутствует от 3 до 24 мес. 2 тыс. грн. 1.50%  отсутствует

Данные: call-центры интернет-магазинов

Ольга Левкович
 

Опубликовано на minfin.com.ua 7 августа 2013, 12:26 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
0
Николай Чумак
Николай Чумак
7 августа 2013, 12:52
#
Интересно, а идентификацию клиента при ПОЛУЧЕНИИ кредита уже отменили? То есть реально можно лежа на диване оформить и никуда не вставать? Не нужно подписывать документы? Просто, если идентификация физическая (не через сайт) нужна, то это уже не онлайн-кредит, а обычный потреб-кредит с заполнением заявки на сайте.
По-моему, лучше направить ресурсы на IT банков и т.н. онлайн-ритейлеров в сторону, чтобы можно было платить картами, электронными деньгами, просто по безналу с расчетных счетов. Вот там — гигантский пласт клиентов. Фактически, нет у нас онлайн-магазинов, потому что деньги онлайн они не принимают, покупка происходит за наличный расчет с курьером. Давайте по-честному: Розетка и другие — классные парни, спору нет, но пока они — это веб-сайт с электронным каталогом и курьерской доставкой. А магазин — это там, где покупают — Ebay, Amazon, а не просто картинки смотрят.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд