ВХОД
Вернуться
10 июля 2013, 08:40

Россия затянула решение вопроса об утилизационном сборе

Евросоюз начал разбирательство с Россией по вопросу утилизационного сбора на импортные автомобили. Украина, существенно пострадавшая от действий РФ, надеется, что ВТО добьется решения, устраивающего всех стран-членов организации. Протесты ЕС уже привели к тому, что платежи распространят и на российских автопроизводителей, но такой закон будет принят лишь осенью. Брюссель может обратиться в суд, чтобы «простимулировать» Россию поторопиться, пишет Коммерсант-Украина в статье «Евросоюз пригрозил Москве судом ВТО».

Евросоюз начал процедуру консультаций в рамках ВТО о несоответствии российского утилизационного сбора на импортные автомобили нормам организации, сообщила вчера Еврокомиссия. ЕС «неоднократно поднимал вопрос о сборе на двусторонних переговорах с Москвой» и использовал «все дипломатические каналы», но это не привело «ни к какому конкретному решению», говорится в заявлении. У ЕС нет «никакого иного выбора», кроме как «бросить вызов сбору». «Сбор несовместим с основополагающим правилом ВТО, запрещающим дискриминацию импорта вообще и каких-либо импортируемых товаров в частности»,— заявил еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт.

В минэкономики РФ, которое курирует переговоры с ВТО, подтвердили, что постоянное представительство России при ООН в Женеве получило запрос ЕС о начале консультаций. По словам замглавы департамента торговых переговоров министерства Екатерины Майоровой, в ЕС рассчитывали, что конфликтная ситуация вокруг сбора будет урегулирована до 1 июля — с принятием поправок к закону, уравнивающих условия взимания сбора с российских автопроизводителей и импортеров. Но, признает госпожа Майорова, к этому сроку поправки не были приняты, поскольку российская госдума ушла на летние каникулы.

Украина, чьи автопроизводители существенно пострадали от российского сбора, воздерживается от самостоятельных обращений в ВТО. «Независимо от того, какая страна будет оспаривать действие утилизационного сбора на российском рынке в ВТО, принятое организацией решение будет распространяться на всех членов. Поэтому Украине нет необходимости отдельно оспаривать этот вопрос»,— рассказал правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян. С момента действия сбора по апрель текущего года (последние данные Госстата) украинские компании сократили поставки на российский рынок автомобилей на почти 70%, до 6 тыс. единиц. Более того, в ответ на введение Украиной пошлины на импорт автомобилей Россия планирует применить к нам дополнительные экономические санкции (см. материал на стр. 1).

Первый зампред комитета госдумы России по промышленности Владимир Гутенев считает, что «сейчас тональность переговоров с ЕС о сборе не настолько острая, чтобы созывать внеплановое заседание думы во время каникул». «Законопроект, скорее всего, будет рассмотрен в первом чтении до конца сентября, а окончательно будет принят к ноябрю»,— предполагает он. По мнению господина Гутенева, спор с ЕС удастся «урегулировать в рамках консультаций, не доводя его до суда, и убедить ЕС в том, что сбор будет в любом случае распространен на всех автопроизводителей осенью».

Профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский считает, что, «скорее всего, ЕС потребует как на консультациях, так и в рамках судебных разбирательств устранения дискриминации, то есть расширения условий сбора на всех автопроизводителей». Но, говорит эксперт, теоретически ЕС может попросить и компенсации своим автопроизводителям за весь период действия сбора. В Еврокомиссии на вопрос о возможности компенсаций ответили лишь, что «надеются достичь решения, которое устранило бы несоответствие российской меры нормам ВТО». Из финансово-экономического обоснования к законопроекту о сборе следует, что годовые доходы бюджета от него составляют около 54 млрд руб. ($1,63 млрд). Но источники в российском автопроме считают, что «спор вряд ли закончится требованием компенсаций», так как «в практике споров между членами ВТО из-за дискриминационных мер в автопроме таких прецедентов не было».

По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», ЕС инициировал начало консультаций, «чтобы простимулировать процесс уравнивания условий и не допустить очередного переноса сроков внесения изменений в закон». Аналитик считает, что, видимо, условия сбора будут уравнены с 2014 года. При этом российские автозаводы вряд ли пострадают от этого, отмечает господин Беспалов, так как до конца года правительство постарается разработать для них механизмы компенсаций, в противном случае они просто станут убыточными.

Украинские заводы заняли выжидательную позицию. «Сейчас трудно говорит о том, как мы построим свой бизнес в России, потому что неизвестно, какие цены на автомобили будут у российских производителей после распространения на них сбора. Если местный автопром будет дотироваться государством, то наши автомобили по-прежнему будут неконкурентоспособными на этом рынке»,— говорит заместитель председателя правления по производству «Укравто» Олег Папашев. В любом случае, по его словам, производители будут продолжать просить правительство, чтобы оно добилось возврата свободной торговли между странами.

Опубликовано на minfin.com.ua 10 июля 2013, 08:40
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд