ВХОД
Вернуться
20 мая 2013, 13:17
Открытие интернет-магазина: на что обратить внимание.
Фото с сайта hombiz.ru

Открытие интернет-магазина: на что обратить внимание

В современном мире законодательство, как правило, не успевает за возникновением новых форм деятельности, и следовательно не всегда позволяет их урегулировать в соответствии с действующими правовыми нормами, рассказывает Нина Михальская, юридический консультант по вопросам хозяйственной деятельности.

Особенно это касается интернет-торговли, и в большинстве случаев это происходит из-за того, что отечественное законодательство пытается загнать существующую практику делового оборота, которая уже была сформирована западным законодательством и прижилась в качестве отечественной, в тесные рамки украинской фискальной действительности.

Среди существенных последствий такой ситуации можно выделить наличие всего лишь одного (и общеизвестного каждому владельцу интернет-магазина) нормативно-правового акта, регулирующего создание и работу интернет-магазина — Правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденных приказом N 103 Минэкономики от 19.04.2007 г.

То есть Интернет рассматривается законодателем как виртуальная площадка, которая обеспечивает демонстрацию товара, а также как средство, способствующее донесению информации о заказе до продавца товара. Следовательно, функционирование интернет-магазина начинается с регистрации юридического лица или его владельца в качестве физического-лица предпринимателя.

При регистрации юридического лица или себя в качестве ФЛП, владелец может избрать систему упрощенного налогообложения и платить единый налог. Также согласно ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», все ФЛП, избравшие упрощенную систему налогообложения (единый налог), обязаны уплачивать единый социальный взнос (за исключением законодательно установленных льготных категорий населения).

Новый Классификатор видов экономической деятельности выделяет специальный подкласс 47.91, который позволяет осуществлять розничную торговлю, выполняемую фирмами почтового заказа или через сеть Интернет. Иными словами, подкласс 47.91 включает в себя деятельность по розничной торговле, где покупатель осуществляет свой ​​выбор, основываясь на рекламных объявлениях, каталогах, информации сайтов или любой другой рекламной продукции, и осуществляет заказ по почте, телефону или через Интернет (обычно с помощью специальных средств, размещенных на веб-сайте). Дополнительно, рекомендуется зарегистрировать виды деятельности, которые характеризуют предмет торговли.

В свою очередь, Минэкономразвития разъяснил некоторые особенности осуществления торговли через интернет в своем письме N 3502-05/43517-14, а именно о необходимости заключения договора при совершении интернет-покупки.

Собственно, исходя из логики данного письма Министерство руководствуется несколькими убеждениями:

  • определение интернет-торговли следует из заголовка приказа и включает в себя продажу товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений;
  • основой правового регулирования интернет-торговли является защита прав потребителей, следовательно правила осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров должны распространяться и на интернет-торговлю;
  • документом, подтверждающим факт осуществления купли-продажи, является договор.

Следуя логике субъекта законодательной инициативы Законом Украины «О защите прав потребителей» предусмотрено заключение договора на расстоянии. Договор, заключенный на расстоянии, — договор, заключенный продавцом с потребителем с помощью средств дистанционной связи, к которым, в частности, относится и сеть Интернет.

Таким образом, делает вывод Минэкономразвития, а вслед и за ним Государственная служба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, что по сути Приказ №103 регулирует отношения между потребителем и субъектом хозяйствования — продавцом товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений на основании договора купли-продажи, заключенного на расстоянии или вне торговых или офисными помещениями, а также регламентируют требования в соблюдении прав потребителей относительно надлежащего качества, безопасности и надлежащего торгового обслуживания.

Согласно Правилам продажа товаров на заказ — вид торговли, при которой потребитель заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии с помощью средств дистанционной связи или осуществляет их предварительный заказ непосредственно у продавца.

Следовательно, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю с помощью сети Интернет, должны не только руководствоваться требованиями указанных Правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, но и учитывать нюансы законодательства, регулирующего подобные отношения (правила торговли, законодательства о защите прав потребителей, сертификации и т.д.).

Последнее дает основания для контролирующих органов требовать от предпринимателей наличие заключенных договоров купли-продажи товаров. Исходя из этого, судебная практика в таких спорах частично противоречива из-за отсутствия единой сформированной практики. В основном, в зоне правового риска находятся плательщики НДС, так как налоговая часто ссылается на отсутствие письменного договора и/или расчетных документов, подтверждающих товарность и факт осуществления торговой операции в Интернете.

Таким образом, при осуществлении покупок в Интернете юридическому лицо нужно обращать внимание на п. 1.14, 1.18 Правил, которым предусмотрено, что расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться наличными и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в соответствии с законодательством.

Иной вопрос возникает, если потребитель желает рассчитываться за покупку электронными деньгами. Позиция налоговой в данном вопросе однозначная.

На вопрос «могут ли плательщики единого налога второй группы получать оплату за свои услуги электронными средствами», налоговая отвечает следующее. Электронные средства не относятся к наличным или безналичным средствам рассчета согласно п.291.6 Налогового кодекса Украины, согласно которому единщики не имеют права принимать оплату за свои услуги или проданный товар электронными средствами.

Однако, налоговая допускает, что если предприниматель заключит договор с банком о получении банком электронных средств от клиентов такого предпринимателя и перевод их на расчетный счет предпринимателя в виде безналичных средств, то рассчет электронными средствами возможен.

Вместе с этим, потребителю нужно помнить, что нужно сохранять выданный продавцом расчетный документ установленной формы на полную сумму проданной продукции, удостоверяющий факт покупки товара и / или предоставления услуг, требовать от продавца соблюдения гарантийных обязательств и соответсвующего законодательства о защите прав потребителей.

А продавец обязан соблюдать законодательство хотя бы для того, чтобы при проведении плановой налоговой проверки все юридические формальности, необходимые для правомерной торговой деятельности Интернет-ресурса, были соблюдены.

Опубликовано на minfin.com.ua 20 мая 2013, 13:17 Источник: УБР
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд