ВХОД
Вернуться
17 мая 2013, 12:33
Передача придомовой территории ОСМД.
Фото с сайта express.dp.ua

Передача придомовой территории ОСМД: шаг за шагом

Создание конкурентной среды в жилищной сфере является одним из приоритетов государственной политики. Осуществление этой задачи невозможно без развития института ответственного собственника жилья — объединений совладельцев многоквартирного дома (ОСМД).

Одной из самых сложных, но наиболее важных проблем, сдерживающих создание и деятельность ОСМД, является невозможность получить в собственность или постоянное пользование земельный участок, на которые расположен многоквартирный дом и придомовая территория. Лишь 5% ОСМД в Украине воспользовались таким правом.

Чаще всего, сами ОСМД не знают, какой нужен пакет документов для оформления права собственности и как проходит сама процедура оформления.

Из-за несовершенства ст. 41, 42 Земельного кодекса Украины и отсутствия законодательно утвержденного порядка передачи придомовых территорий возникает множество причин для отказа, среди которых наиболее распространены:

  • отсутствие необходимого пакета документов;
  • отсутствие прописанной в законе процедуры;
  • несоответствие субъекта.

Как следствие, ОСМД подают разные пакеты документов и получают немотивированные отказы из-за отсутствия правоуставного документа на весь дом или наличия в здании юридического лица, которое там арендует помещение и т.д.

Чтобы быть во всеоружии в борьбе за получение прав на придомовую территорию рекомендуем придерживаться инструкции, которую разработала и проверила на себе запорожская Общественная организация «Объединение жилищно-строительных кооперативов, совладельцев многоквартирных домов „Виктория“».

Шаг первый: консультация

ОСМД могут обратиться за предварительной консультацией по поводу решения земельных вопросов в Управление по вопросам земельных отношений своего города или в соответствующую общественную организацию.

Шаг второй: сбор необходимых документов

Правление ОСМД должно отправить ходатайство про оформление земельного участка во владение или пользование на имя городского главы вашего города по почте рекомендованным письмом с сообщением о вручении или представитель ОСМД лично может зарегистрировать заявление в горисполкоме.

Форма ходатайства — произвольная.

Управление по вопросам земельных отношений приглашает заявителя прибыть в управление с имущественным и правоустанавливающими документами для анализа и решения вопроса возможности оформления земельного участка.

Документы, которые необходимо собрать ОСМД:

  1. Свидетельство про государственную регистрацию юридического лица (нотариально удостоверенное).
  2. Выписка из единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (нотариально удостоверенная).
  3. Статут (нотариально удостовереннный).
  4. Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (нотариально удостоверенное).
  5. Выписка из реестра прав собственности на недвижимое имущество (нотариально удостоверенная).
  6. Материалы ОП ЗМБТ — технический паспорт на объект недвижимости (ЖСК).
  7. Выписка из акта государственной приемной комиссии о принятии в эксплуатацию указанного жилогодома (оригинал или копия, удостоверенная нотариально).
  8. Акт приема-передачи жилого дома ОСМД.
  9. Протокол учредительного собрания ОСМД.
  10. Перечень членов ОСМД.
  11. Договоры купли-продажи и регистрационные удостоверения на нежилые помещения.
  12. Паспорта квартир — нотариально удостоверенные.

Копии указанных документов также необходимо предоставить в департамент архитектуры и градостроительства (ДАиГ) городского совета для подготовки писем-согласований по данному вопросу.

После получения письма-согласования ДАиГ о передаче в собственность или пользование указанного земельного участка, получения соответствующего поручения МВК, а также разработки лицензионной землеустроительной организацией и согласования в установленном порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, проект решения сессии городского совета о передаче в собственность или пользование земельного участка рассматривается Управлением по вопросам земельных ресурсов и подается на рассмотрение постоянной комиссии по вопросам коммунальной собственности, ресурсов, приватизации и земельных отношений, в соответствии с действующим законодательством.

Возможные причины отказов:

А) при наличии на придомовой территории посторонних землепользователей (в том числе и владельцев встроенных помещений, на которых оформлены договоры аренды земельных участков) при наличии их нотариального согласия изымать принадлежащие им земельные участки, или (при отсутствии таковой) не включать их в придомовую территорию;

Б) ОСМД не является владельцем многоквартирного дома. Согласно ГКУ, ЗУ «Об ОСМД» ЗУ «О приватизации государственного жилищного фонда» собственники квартир являются совладельцами вспомогательных помещений дома, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства. ОСМД является самостоятельным юридическим лицом, с имуществом обособленным от имущества его членов. Факт создания ОСМД даже 100% владельцами квартир, в силу требований гражданского права, не порождает у ОСМД права собственности на дом в целом.

Шаг третий: изготовление землеустроительной документации

После принятия решения о предоставлении разрешения на составление землеустроительной документации, заявитель обращается к соответствующей землеустроительной организации, имеющей лицензии на выполнение землеустроительных работ и заказывает разработку документации согласно полученному разрешению.

Условия и сроки разработки технической документации по землеустройству относительно составления документа, удостоверяющего право на земельный участок, определяется договором, заключенным ОСМД с исполнителем этих работ.

Согласование документации происходит согласно условиям договора, то есть — заказчиком или землеустроительной организацией.

Проект решения сессии городского совета о передаче в собственность или пользование земельного участка рассматривается Управлением по вопросам земельных ресурсов и подается на рассмотрение постоянной комиссии по вопросам коммунальной собственности, ресурсов, приватизации и земельных отношений, в соответствии с действующим законодательством.

После согласования профильной комиссией проект решения о передаче в собственность или пользование земельного участка утверждается на сессии городского совета.

Шаг четвертый: обращение в горсовет

Правление ОСББ отправляет ходатайство точно так же, как описано в Шаге 2. Копии поданных документов отправляются в ДАиГ для подготовки писем-согласований по данному вопросу.

Шаг пятый и последний: оформление документов, удостоверяющих право собственности

После принятия решения городского совета про утверждение землеустроительной документации и передачу земельного участка в собственность или пользование заявителем осуществляется оформление правоустанавливающего документа на земельный участок.

Получив Государственный акт на право собственности на земельный участок, заявитель подает его на государственную регистрацию и получает в установленном законом порядке.

За эти услуги собственник платит около 700 грн.

После государственной регистрации Государственного акта на право собственности на земельный участок в пятидневный срок его копию собственник предоставляет в соответствующий орган государственной налоговой службы.

Елена Дроботенко

Опубликовано на minfin.com.ua 17 мая 2013, 12:33
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд