ВХОД
Вернуться
14 мая 2013, 08:20
Отечественная продукция постепенно теряет долю рынка.
Фото с сайта newsecon.ru

Отечественная продукция теряет долю на рынке

Доля продаж украинских товаров в торговых сетях страны упала ниже 60%. Девальвация могла бы улучшить ситуацию и остановить рост доли импорта в потребительской корзине украинцев, уверены эксперты, как это произошло в 2009 году. Однако опыт прошлой девальвации показывает, что эффект будет недолговечным, и доля импорта вскоре продолжит расти, пишет Коммерсант-Украина в статье «Украинцам чужого надо».

Под натиском импортной продукции доля украинских товаров в розничных торговых сетях становится все меньше. Согласно данным Госстата, по итогам 2012 года доля продаж отечественных товаров составила 58,9%, снизившись за предыдущий год сразу на три процентных пункта (п.п.). Отечественные производители сокращают свое присутствие как в сегменте продовольственных товаров (с 87,2% до 86,3%), так и непродовольственных (с 47,2% до 41,9%). Это долгосрочная тенденция, вступление в ВТО лишь усилило ее.

В прошлом году наиболее значительно уменьшилась доля продаж украинских текстильных товаров (с 42,7% до 34,2%), посуды (с 30,4% до 24,6%), макаронных изделий (с 79,3% до 75,5%), а также крепких спиртных напитков (с 87,1% до 83,9%).

Наибольшая доля отечественной продукции — в сегменте хлебобулочной продукции (97,6%) и мясопродуктов (95,1%). Однако и здесь наблюдается постепенное снижение — на 0,9 п.п. и 1,5 п.п. соответственно. Наименьшая доля местной продукции — в сегменте обуви (2,8%), телекоммуникационного оборудования (4,7%) и компьютерной техники (1,2%). Украинской продукции стало больше лишь в сегментах консервов (на 0,9 п.п., до 73,3%), табачных изделий (на 1 п.п., до 94,9%), книг, газет и журналов (на 1,5 п.п., до 89%).

«Рост импорта — следствие стабильного курса гривны. Благодаря привязке национальной валюты к доллару на фоне ослабления остальных валют импорт увеличивает свое присутствие на украинском рынке»,— считает аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. По итогам прошлого года объем импорта товаров в Украину составил $84,6 млрд, почти достигнув показателя 2008 года ($85,56 млрд). «Без ослабления гривны решить эту проблему невозможно»,— уверен эксперт.

Принятая госпрограмма активизации развития экономики на 2013-2014 годы предусматривает политику импортозамещения и повышение конкурентоспособности экономики, но пока никаких действенных мер по поддержке украинской продукции предложено не было. А меры, которые уже приняты, не дали результата. Например, с 2011 года действует нулевая ставка налога на прибыль для предприятий легкой промышленности. И если в 2011 году доля продаж одежды отечественного производства выросла на 0,1 п.п., то в прошлом году — упала на 1,8 п.п. (до 10,9%).

Тенденция постепенного снижения доли продаж отечественной продукции наблюдается Госстатом с 2005 года, когда начали проводиться соответствующие замеры. Семь лет назад доля продаж украинской продукции составляла 70,5%. Исключением стал лишь кризисный 2009 год. Вследствие резкой девальвации гривны доля продаж отечественной продукции возросла с 63,1% до 67,4%. При этом если в структуре продаж продовольственных товаров доля украинской продукции увеличилась лишь на 0,2 п.п. (до 88,4%), то в структуре непродовольственных товаров — на 3,5 п.п. (до 54,7%). Впрочем, уже за два года доля импорта превысила докризисный уровень и продолжила расти.

Такие данные свидетельствуют о том, что девальвация может дать лишь краткосрочный эффект, уверен экономист Александр Охрименко. «Можно рассчитывать на улучшение ситуации только в сегменте продовольственных товаров, однако там доля украинской продукции и так достаточно высока. Среди непродовольственных товаров часто отсутствуют отечественные аналоги, а поэтому спрос на импорт больше зависит от платежеспособности населения»,— уверен эксперт.

Впрочем, по словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, в сегменте продовольственных товаров рост импорта отечественным производителям не угрожает. «Действительно, доля украинской продукции составляет около 80%, и рост импорта связан с восстановлением спроса на такую продукцию после девальвации. Импорт реагирует на изменения спроса, при этом он представлен товарами, либо не имеющими украинских аналогов, либо находящимися в разных ценовых категориях»,— уверен господин Кишко.


Опубликовано на minfin.com.ua 14 мая 2013, 08:20
Следить за новыми комментариями

Комментарии (5)

+
+9
sertrpmailru
sertrpmailru
14 мая 2013, 09:01
#
Поводов для обвала гривны находят все больше. Но гривна независимая и обвалится не зависимо от поводов!
+
0
cosmopolitan
cosmopolitan
14 мая 2013, 09:46
#
Совершенно нелогично при таком положении дел смотрится вступление в ЗСТ с ЕС с обнулением таможенных пошлин. Клин – клином вышибают?
Любопытно, что в небольшой статье в Минфине о преимуществах ЗСТ упомянуто «временное» изъятие из этого обнуления «металлоизделий» из Украины.
+
+4
yarg
yarg
14 мая 2013, 10:41
Кара-Луганск
#
Т.е. наши производители продуктов питания не в состоянии конкурировать с импортными ни по цене ни по качеству — и требуют или пошлин (что не даст ВТО), или хотя-бы резкой девальвации…
А после девальвации — начнут кричать что «сырье и энергия подорожали, нужно срочно поднять цены на продукцию», после чего опять импорт станет дешевле… и через пол-года мы вернемся к нынешней ситуации, с той разницей, что пенсионеры будут кушать поменьше…
+
0
Donkey
Donkey
14 мая 2013, 11:13
#
Автопром требует спецпошлин так как производит говно, производители продуктов питания требуют спецпошлин так как не могут конкурировать, а дальше по списку- легпром, строители, мебельщики, сантехники, стоматологи и т.д.
+
0
yarg
yarg
14 мая 2013, 11:17
Кара-Луганск
#
Пускай попробуют маржу снизить. и все получится. Ну не 40 % получать будут, а как в Европе — 10 %. зато смогут цены снизить и спрос увеличить… хотя о чем это я? разве это по пацански…

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд