ВХОД
Вернуться
19 апреля 2013, 09:46
Как Великий пост повлиял на продажи продуктов питания.
Фото с сайта obozrevatel.com

Как Великий пост повлиял на продажи продуктов питания

Великий пост, который в этом году длится с 18 марта по 4 мая, кардинально изменил структуру потребления украинцев. По оценке архиепископа УПК КП Евстратия (Зори), поста в Украине придерживается до 15% населения, или около 7 млн человек, и эта цифра увеличивается. «Ежегодно прибавляется 1,5-2% потребителей, которые впервые решили поститься», — говорит директор агентства AgriSurvey Тарас Гагалюк, пишет Forbes.ua.

Этого количества достаточно, чтобы существенно — на несколько процентных пунктов — скорректировать объемы продаж «запрещенных» продуктов и нарастить потребление товаров-заменителей. Как правило, наиболее строго ограничения придерживаются в первую и последние недели поста.

Максимальное проседание продаж (см. таблицу) фиксируют представители молпрома. Больше всего сокращаются объемы реализации цельномолочной продукции — кефира, молока, ряженки — приблизительно на 20%. На втором месте — производители мяса птицы и яиц. Хорошо для бизнесменов только то, что отрицательная динамика не является сюрпризом. «Снижение объемов реализации в период Поста происходит ежегодно и закладывается в бизнес-план изначально», — объясняет директор по общим вопросам комплекса «Агромарс» Алексей Марченко.

Параллельно растут продажи овощей и особенно грибов, которые являются заменителем животного белка. «Потребитель старается выровнять потребность в калориях за счет других видов продукции, например, грибов и фасоли. Что касается последней, то на этот белковый субститут продукции животного происхождения цена остается неизменной по сравнению с прошлым годом», — отмечает Тарас Гагалюк. 

«Рост потребления грибов в этот период — минимум 30%. Правда, в мае начинается спад, который усугубляется летом», — добавляет Геннадий Матвеенко, исполнительный директор Союза грибопроизводителей Украины.

Максимальное проседание продаж фиксируют представители молпрома. Больше всего сокращаются объемы реализации цельномолочной продукции — кефира, молока, ряженки — приблизительно на 20%.

Традиционный рост потребления овощей в период Поста составляет 15-20%, однако высокое предложение продукции на рынке не позволило ценам вырасти. «Производители, которые ожидали в первую неделю Поста существенного прироста стоимости своей продукции, остались разочарованными», — констатирует руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман. По ее словам, рост цен на овощи начался на прошлой неделе, но фактор Поста в данном случае был вторичен. «Сыграло роль уменьшение количества качественных овощей и активизация закупок овощей для экспорта в Россию», — поясняет она.

По наблюдениям Тараса Гагалюка, высокими — на уровне прошлого года (23-25 грн/кг) — остаются цены на помидоры. Прибавили в цене капуста, картофель и морковь. «А стоимость огурцов хотя и снизилась, но они все равно остаются продуктом высокого ценового сегмента в период начала весны, поэтому заметного позитивного влияния на спрос это не имело», — подчеркивает он.

Ряд категорий пищевых товаров остается вне влияния фактора Поста. «Потребление хлеба в этот период сохраняется на среднемесячном уровне, совершенно ровная динамика. Разве что непосредственно накануне Пасхи резко вырастает спрос на куличи», — говорит генеральный директор ассоциации «Укрхлебпром» Александр Васильченко. Также на спад продаж по религиозным мотивам не жалуются представители алкогольных компаний.

Как сказалась религиозная традиция на разных категориях продуктов питания

Категория Динамика объемов продаж за период Великого поста Динамика цен 
Свинина и мясо-колбасные изделия  от -4% до -5% до -5%
Мясо птицы  -10% от -7% до -8%
Яйца -10% -10%
Молочные продукты -20% до -5%
Овощи (борщовый набор) от +15 до +20%

от +0,5 до +2,3% с 5 марта по 9 апреля (по данным НИИ «Украгропромпродуктивность»)

от +2,5 до +16,4% с 5 марта по 9 апреля (данные Минэкономики). Ведомство зафиксировало снижение цен на капусту (-4,8%)

+100% с 25 марта по 15 апреля (данные «АПК-Информ: овощи и фрукты»)*

Фрукты от +10 до +15% +10%
Грибы (шампиньоны) +30% до +5%

Результаты исследования компании «АПК-Информ: овощи и фрукты» подверглись критике со стороны Минагрополитики. Существенное различие в статистических данных представители НИИ «Украгропромпродуктивность» объяснили методологическими особенностями расчетов.

Анна Ковальчук

Опубликовано на minfin.com.ua 19 апреля 2013, 09:46
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
0
dinamo
dinamo
21 апреля 2013, 09:29
Иннусик :), Харьков - первая столица
#
Ага, бананы подорожали аж до 15-16 грн за кг

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд