ВХОД
Вернуться
17 апреля 2013, 08:20

Как Клименко намерен бороться с минимизацией налогов

На сегодня, 17 апреля, в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики запланировано важное заседание — депутаты будут решать судьбу законопроекта о трансфертных ценах. К обсуждению документа приглашены и представители бизнеса, пишет Forbes.ua.

Но главная особенность этого заседания — в нем должен принять участие глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко. Визит министра неслучаен. Две недели назад народные депутаты не поддержали законопроект Миндоходов о трансфертных ценах и отправили его на доработку.

Окончательный вариант чиновники и бизнес до сих пор не согласовали. «Пока в МДС согласились, что всю отчетность, которую налоговики смогут запросить согласно законопроекту по трансфертным ценам, бизнес будет сдавать только в электронном виде», — говорит директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.

Представители бизнеса настаивают на том, чтобы изменить несколько норм законопроекта и в качестве аргументов приводят международный опыт. В подготовленной ими сравнительной таблице (есть в распоряжении) — спорные вопросы законопроекта о трансфертных ценах и опыт трех стран — России, Казахстана и Польши. Вот главные противоречия.

Что будут мониторить

Что будут мониторить

Налоговики предлагают контролировать два вида сделок: операции объемом больше 50 млн гривен с компаниями из стран, где налог на прибыль меньше чем в Украине на 5 процентных пунктов, и операции со связанными лицами внутри страны и за ее пределами.

В Польше под надзор налоговиков также попадают сделки между связанными лицами и сделки с нерезидентами из офшорных зон.

В Казахстане контролируют все внешнеэкономические операции крупных компаний и особые внутренние сделки. Например, если один из контрагентов пользуется налоговыми льготами или имеет убытки за предыдущие два года деятельности.

В России куда более жесткий подход к перечню подконтрольных операций. Здесь механизм трансфертных цен применяют к внешнеэкономическим операциям и сделкам на внутреннем рынке. В особую группу риска попадают операции внутри страны с минерально-сырьевыми ресурсами, если один из участников не является плательщиком налога на прибыль или зарегистрирован как плательщик единого налога и единого сельскохозяйственного налога.

Источники данных для цен

Источники данных для цен

Украинские налоговики предлагают несколько вариантов определения справедливых, то есть реальных цен. Первый — смотреть на аналогичные сделки, которые компании заключали с несвязанными лицами раньше.

Второй — официальные источники информации, утвержденные Кабмином. Если же определить справедливую стоимость с их помощью нельзя, тогда допускается использование других источников, к примеру, биржевые котировки, цены аукционов, данные специализированных изданий.

В России — похожий перечень из семи пунктов. Первые пять — обязательные, например, таможенная статистика внешнеторговой деятельности РФ, биржевые котировки. Последние два — цены, указанные в специальных изданиях и данные бухгалтерской статистики. 

В Казахстане список не такой детальный — налоговики при определении реальных цен могут, например, учитывать данные государственных органов, рыночные цены. В Польше и вовсе можно использовать любые источники информации.

Работа над ошибками

Работа над ошибками

Украинские крупные компании получат новый механизм для исправления ошибок в налоговой отчетности — симметричные корректировки. Суть нововведения: если одной стороне сделки доначислили налоги, то другой стороне — их уменьшат. Это плюс.

Такой же механизм работает в России и Польше. Но с важным дополнением. Здесь разрешены обратные корректировки. Если, к примеру, решение о доначислении налогов было отменено, у компаний есть возможность все исправить и вернуть свои деньги.

В Украине, как утверждают представители бизнеса, такой механизм пока не предусмотрен.

Проверки на двоих

Проверки на двоих

Отслеживать контролируемые операции в Украине планируют в две руки. Мониторить сделки будут в Киеве, а проводить отдельные проверки — налоговики на местах.

В Польше и Казахстане — такая же система. Здесь аудитом также занимаются в регионах.

В России крупных плательщиков мониторит и проверяет Федеральная налоговая служба.

Наказать за отчет

Наказать за отчет

Для крупных украинских компаний, которые вовремя не подали отчет или не предоставили свою первичную документацию, налоговики предлагают ввести штраф — 5% от суммы контролируемых операций.

В Польше и Казахстане крупных и средних налогоплательщиков — нарушителей наказывают одинаково. В этих странах для всех действуют общие штрафные санкции. 

В России за непредоставление документации в установленный срок или подачу недостоверных данных — штраф 5000 руб. (около 1280 гривен).

Екатерина Сыченко

Опубликовано на minfin.com.ua 17 апреля 2013, 08:20
Следить за новыми комментариями

Комментарии (5)

+
0
Letos
Letos
17 апреля 2013, 09:04
Вольдемар
#
Можно в перечень контролируемых операций добавить госзакупки и, соответственно, цены по которым они проводятся.
+
0
infopotok
infopotok
17 апреля 2013, 09:14
Киев
#
Все как обезумели и обсуждают ставки налогов, способы сбора и учета… а почему не задают вопрос «а зачем мы вообще платим налоги?»
+
0
wordl
wordl
24 апреля 2013, 13:58
#
Если будет введен контроль за трансфертным образование внутри страны, это будет похоже на небольшую антиолигархическую революцию. Государство узаконит рычаги контроля за деятельность составляющих ФПГ, чего еще не было раньше
+
0
Nikolai31
Nikolai31
24 апреля 2013, 13:58
#
А за что платить зарплаты, пенсии, учить детей? Или вы предлагаете не платить и докатится до сценария как в Ливии? Извините друг мой, но как по мне, лучше плохой мир, чем хорошая война.
+
0
soso43
soso43
24 апреля 2013, 14:10
#
В любом случаи, что бы не приняли, все равно олигархи уже засуетились. А если прижмут, то может хоть часть в страну вернут. Все таки 167 млрд за всю историю независимости вывести согласитесь, не мало

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд