ВХОД
Вернуться
9 апреля 2013, 16:35
За что потребители бойкотируют бизнес.
Фото с сайта forbes.ua

За что потребители бойкотируют бизнес

«Не давайте свои деньги губителям природы!» — требовали участники акции протеста, которая 7 апреля прошла возле автозаправок Shell в Харькове. Продавцы масел и топлива ничем не провинились перед организаторами митинга — общественной организацией «Зеленый фронт». Возмущение экологов вызвало газодобывающее подразделение концерна, которое планирует добывать сланцевый газ в Украине, пишет Forbes.ua.

Метод добычи, применяемый компанией, сопряжен с рисками для природы, так как деформирует материнскую породу, считают в «Зеленом фронте». По этой причине организаторы акции уже отказались от продукции компании и призвали последовать их примеру «всех людей доброй воли, которым дорого будущее природы».

Пострадают ли от этого заправки с логотипом в виде ракушки — покажет время. Но практика предыдущих экономических бойкотов в Украине и их исход доказывают: у Shell едва ли есть основания для беспокойства.

«Тушки» и «курчата»

Смена политической ориентации в украинском парламенте — дело привычное. Но иногда ее последствия трудно предсказать. Так случилось с отцом и сыном Александром и Андреем Табаловыми, которые на первом заседании Рады нового созыва покинули родную фракцию «Батьківщина». Свое возмущение неожиданным поступком потребители перенесли на бизнес «перебежчиков» — в социальных сетях появились призывы бойкотировать продукцию предприятия Табаловых «Волошкове поле». К стихийной акции присоединились и публичные персоны: «Оказывается, «Волошкове поле» тоже принадлежит Табаловым. Бойкот!» — написал в Твиттер народный депутат от «Батьківщини» Андрей Шевченко.

Но на финрезультатах компании, по словам Андрея Табалова, народный гнев никак не отразился. Он сообщил, что продажи даже выросли, и рост был зафиксирован уже после скандала. «За январь-февраль этого года объем продаж выше на 20%, чем за этот же период в прошлом году», — сказал он Forbes. Эту динамику подтверждает директор агентства «Инфагро» Василий Винтоняк. Он рассказывает, что по некоторым товарным позициям рост производства у «Волошкового поля» превысил 30%. «В их случае, что произвели — то и продали, так как цельномолочную продукцию они полностью реализуют на внутреннем рынке», — говорит Винтоняк.

Еще один пищевой магнат — нардеп-регионал Евгений Сигал — спровоцировал бойкот продукции своего предприятия «Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата»). Он подал два законопроекта, которые предлагали ввести запрет на банковские депозиты в иностранной валюте и облагать налогом доход с вкладов 25%. Призывы бойкотировать «Гаврилівські курчата» появились в соцсетях. Но и эта компания негативных последствий не ощутила. «Проседание продаж если и было, то минимальное, и связано с периодом Великого поста — это сезонный фактор, и он запланирован», — подчеркивает генеральный директор ЗАО «Комплекс Агромарс» Алексей Марченко. По его словам, законопроект критиковали обеспеченные люди. «Но наших потребителей — тех, кто покупает мясо птицы, заботит приобретение доступного продукта. Их просто не очень волнует вопрос о налогообложении депозитов», — констатирует он.

Украинский потребитель слабо ассоциирует торговые марки с их собственниками, а иногда просто не знает последних. Но даже когда связь устанавливают, оказывается, что отказаться от привычных продуктов в знак протеста люди не готовы, отмечает Александр Соколов, глава аналитического департамента компании «Про консалтинг». «Я и сам продолжаю покупать «Волошкове поле», хотя, возможно, как гражданин и не одобряю поступок собственников компании», — признается он.

Израильский молочный концерн «Тнува»

Причина бойкота: завышенные, по мнению потребителей, цены на творог

Израильский молочный концерн «Тнува»

Можно ли заставить компанию-монополиста снизить цены в два раза? В Израиле это удалось.

Летом 2011 г. концерн «Тнува», который контролирует более 40% рынка молокопродуктов Израиля, повысил стоимость творога. 250-граммовая упаковка подорожала до 9 шекелей ($3). Один этот факт возмутил потребителей. А после того как стало известно, что этот же продукт компания продает в Америке в три раза дешевле, чем на родине, был объявлен общеизраильский бойкот. Продажи сократились до минимума, торговые сети вернули не распроданные партии производителю. Через две недели цены были снижены в два раза.

Председатель совета директоров «Тнува» Захавит Коэн ушла в отставку. «Творожный» бойкот стал началом социальных протестов против дороговизны в стране — коммунальных услуг, транспортных тарифов, — объединенных лозунгом «Израиль слишком дорог для нас».

Потребительские бойкоты в Израиле — эффективный инструмент. Осенью 2011 г. сеть супермаркетов «Шуферсаль» была вынуждена снизить цены на 20% на три десятка продуктов под угрозой бойкота студентами.

В марте нынешнего года бойкот объявили производителю шоколадных батончиков Elite-Strauss. Компанию потребители решили наказать после того, как узнали, что за рубежом свою продукцию она продает куда дешевле. Продажи шоколадок снизились на 7%.

Nestlé

Причина бойкота: агрессивная маркетинговая стратегия продвижения детского питания в странах третьего мира

Nestlé

Кампания против Nestlе началась еще в 1977 г. Производителю вменяли пропаганду своего детского питания в развивающихся странах без учета специфики региона и факторов риска, что привело к повышению смертности детей.

Организаторы бойкота — инициативная группа против распространения смесей для детского питания (INFACT) — утверждали, что искусственное вскармливание приводило к фатальным последствиям в бедных странах.

Непосредственной причиной заболевания и смерти детей являлся не сам продукт, а нарушения при его приготовлении — использование грязной воды, общая антисанитария, а также заведомое занижение порции порошка в целях экономии. Продукт, по мнению инициаторов бойкота, не был должным способом промаркирован, чтобы упредить эти последствия.

Прямая связь между детской смертностью и употреблением смесей доказана не была. Но, по оценкам ЮНИСЕФ, смертность детей на искусственном вскармливании от диареи и пневмонии превышала показатели смертности питающихся грудным молоком в 25 раз.

Бойкот подхватили в США, Европе, Австралии. В нескольких десятках стран прошли акции «Неделя без Nestlé». Европейские учебные заведения отказались от продажи продукции Nestlé на своей территории. Писатели и поп-звезды отказывались от мероприятий, спонсором которых была корпорация.

«Ив Роше»

Причина бойкота: заявление гендиректора представительства «Ив Роше» в России на компанию, связанную с оппозиционером Алексеем Навальным

«Ив Роше»

Уголовное дело в отношении Алексея Навального и его брата Олега было возбуждено в середине декабря 2012 г. Олега Навального, занимавшего высокий пост в «Почте России», в 2008 г. обвинили в том, что он навязал одному из клиентов (иностранной компании) договор на перевозки продукции не с государственной, а частной структурой — «Главным подписным агентством», принадлежавшим его брату. Расценки на услуги были на 60% выше средних по рынку. Иностранная компания-клиент якобы переплатила 20 млн рублей.

Из политического скандал перешел в экономический, когда стало известно, что «иностранная компания», фигурирующая в материалах следствия, это «Ив Роше», а заявление в следственный комитет было написано гендиректором «Ив Роше Россия» Бруно Лепру. Сторонников Навального это возмутило, компанию они назвали «пособником репрессий», а торговую марку — «косметикой для стукачей».

В социальных сетях появились призывы не покупать продукцию компании, ее официальную страницу в Facebook засыпали гневными комментариями. Фраза «Ив Роше» посадит три миллиона деревьев и двух братьев Навальных» впечатлила потребителей больше, чем ее многолетняя экологическая деятельность. Экономические последствия бойкота пока неизвестны.

British Petroleum

Причины бойкота: ущерб, нанесенный окружающей среде утечкой нефти в Мексиканском заливе

British Petroleum

Разлив нефти в Мексиканском заливе из-за взрыва на нефтяной платформе British Petroleum стал одной из крупнейших экологических катастроф в США. Из скважины в море выливалось до 1000 тонн нефти в сутки. Площадь загрязнений составила 1000 кв. км.

British Petroleum потеряла треть капитализации, подешевев до $115 млрд, понесла миллиардные убытки и репутационные потери. Но на этом неприятности компании не закончились.

18 июня 2010 года, спустя три месяца после аварии, в США потребители объявили бойкот продукции ВР. Зачинщиком был лидер группы Korn Джонатан Дэвис, которого поддержали американские музыканты, в том числе Леди Гага и Backstreet Boys. Они заявили, что в течение года откажутся от приобретения топлива ВР и родственных корпорации компаний, и призвали своих фанатов последовать их примеру.

Procter & Gamble

Причина бойкота: опыты и тестирование продукции на животных

Procter & Gamble

Бойкот продукции американского гиганта Procter&Gamble для защитников животных — рутинное дело, которым они занимаются вот уже 15 лет. Всемирный День протеста против Procter&Gamble — это каждая третья суббота мая.

Из года в год активисты призывают концерн отказаться от тестирования продуктов на животных. По подсчетам зоозащитников, ежегодно в ходе опытов и тестов погибает около 50 000 животных.

Procter&Gamble заявляет, что пока полностью отказаться от этой практики нельзя, но компания ищет альтернативные варианты. 

На успехах Procter&Gamble на украинском рынке протесты никак не отразились — по итогам 2012-го, как и в предыдущие годы, компания стала первой по объему продаж в отрасли.

Анна Ковальчук

Опубликовано на minfin.com.ua 9 апреля 2013, 16:35
Следить за новыми комментариями

Комментарии (3)

+
0
infopotok
infopotok
9 апреля 2013, 16:45
Киев
#
Прекрасная демонстрация реагирования правительств на акции населения… «населению-нет, все для корпораций!» это девиз нынешних правительств
+
0
brigadirius
brigadirius
9 апреля 2013, 17:16
Киев
#
А бойкотировать государство не пробовали
+
0
maestromaestro
maestromaestro
9 апреля 2013, 22:34
тернополь
#
Наши призывы не прошли? или нас просто мало?

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд