ВХОД
Вернуться
27 марта 2013, 15:30
Украинские дороги могут стать платными.
Фото с сайта obozrevatel.com

Украинские дороги могут стать платными

На ремонт дорог Украине нужно почти 47 млрд евро. Правительство страны заявило о планах передачи автомобильных дорог в концессию. Насколько это реально, выясняла Русская служба DW.

В Украине еще никогда не было такого огромного количества ям на дорогах, как в конце этой зимы. Правительство даже принесло извинения водителям, признав «неудовлетворительное» состояние дорожного покрытия. 

Государственное агентство «Укравтодор» на своем официальном сайте 6 марта заявило, что большинство транспортных артерий страны не ремонтировались последние 30-40 лет. 90 процентов автотрасс, по данным организации, изношены до критического состояния и требуют капитального ремонта. 

Для того, чтобы отремонтировать все дороги, по расчетам «Укравтодора», потребуется чуть ли не полтриллиона гривен, что составляет около 47 млрд евро.

В этом году на ликвидацию «зимних последствий», и на запланированные ранее ремонтно-строительные работы на трассах правительство собирается выделить почти миллиард долларов. Найти остальные средства Кабинет министров намерен за счет инвестиций. По данным правительственного портала, Украина готова привлекать на строительство дорог до 30 процентов инвестиций, а сами дороги предлагать бизнесу на условиях концессии. 

Цель кабинета министров, как заявил 13 марта премьер-министр Николай Азаров, разработать долгосрочную программу и построить автомагистрали, которые «поставят Украину в один ряд с развитыми странами Европы». В правительстве рассматривают сроки от 5 до 10 лет.

Законы есть, инструментов нет

Станет ли проезд по концессионным дорогам платным или государство будет дотировать компании, требуя от них качественного обслуживания, пока не ясно. Все аспекты этого нового для дорожного хозяйства Украины направления должны регулировать два закона, принятые в течение последних четырех лет: «О государственно-частном партнерстве» и « О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог». Они, по мнению доктора экономических наук Натальи Внуковой, пока имеют весьма «обобщенный вид» и не содержат четко прописанных инструментов реализации. 

«Нужно разработать массу сопроводительной документации. Ведь нет пока ни методик финансовых расчетов, ни даже утвержденных форм договоров», — отмечает экономист.

Главный советник Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Антон Усов считает, что для реализации «концессионных планов» потребуются «колоссальные, миллиардные инвестиции, которые могут себе позволить лишь мощные корпорации». Но без реформы «главного дорожного монополиста» — государственной службы «Укравтодор» — уповать на появление инвесторов сейчас рановато. «Должна пройти некая коммерциализация службы. »Укравтодор« должен стать либо компанией, либо акционерным обществом. На это нужно, как минимум, два года», — заявил Усов.

А готовы ли водители платить?

Украинские водители уже слишком устали от езды по дорогам, которые скорее напоминают танковые полигоны. Согласно результатам опроса, которые четыре месяца проводил на своем сайте независимый информационно-консалтинговый Центр транспортных стратегий, за возможность ездить со скоростью 140-160 км в час, при условии минимальной платы — не более одного евро за проезд по трассе, плату за проезд готовы вносить 76 процентов из 1400 опрошенных. 

«Категорически против выступили 24 процентов. И это в основном жители Киева. В других регионах несогласных может быть больше, но все равно меньше, чем готовых платить», — подчеркнул эксперт центра Игорь Гошовский.

Готовы платить «за качество» и автоперевозчики, уверен Виталий Воронин -президент компании «Воронин и партнеры», занимающейся транспортным, логистическим аудитом и консалтингом. 

По словам предпринимателя, если бы в Украине были «хотя бы нормальные трассы», расходы перевозчиков на топливо, ремонт «пострадавших от ям и выбоин» машин, ночевки для водителей и компенсации «простоев» могли бы снизиться как минимум на 30 процентов.

Транзитный потенциал

Как заявил 13 марта украинский премьер Азаров, из-за плохой дорожной инфраструктуры Украина ежегодно теряет до четырех процентов ВВП или приблизительно 4 млрд евро. Передача трасс в концессию поможет «раскрыть» транзитный потенциал, обусловленный географическим положением страны, уверены в правительстве.

Эффективное использование транспортных коридоров, связывающих Украину с Европой и Азией, по мнению старшего советника ЕБРР Антона Усова, могло бы приносить Украине ежегодно миллиардные доходы. Президент «Воронин и партнеры» согласен, что рост скорости грузоперевозок существенно оживит экономику: «Если нет проблем со снегом, средняя скорость перевозок грузов по стране сейчас 50 км в час. В Европе грузы движутся, минимум в два раза быстрее. Вот вам и разница».

Эксперты считают, что Украина может стать привлекательным транзитным государством при условии грамотного подхода к проектированию и строительству всех дорог, не только концессионных. 

Так, по мнению профессора Харьковского университета строительства и архитектуры Валерия Гука, Украине необходимо, по меньшей мере, в 10 раз увеличить плотность своих дорог. Пока, согласно данным «Укравтодора», этот показатель в стране в четыре раза ниже, чем в соседней Польше.

Опубликовано на minfin.com.ua 27 марта 2013, 15:30
Следить за новыми комментариями

Комментарии (3)

+
0
gricyk5
gricyk5
30 марта 2013, 08:22
#
А куда деваются платежи автомобилистов?-Ни слуху ни духу…И кто сказал что платные дороги станут без ям.-Мы уже имеем большой «опыт» в приватизации-когда выжимали все из приватизированных объектов-а потом банально уничтожали…
+
0
infopotok
infopotok
31 марта 2013, 19:21
Киев
#
Буквально все с чего можно поиметь, власть обьясняет «мол в соседей»… но никогда о здравоохранении, экологии, уровню промышленности, эффективности госструктур…
+
+7
UkrainePerson
UkrainePerson
2 апреля 2013, 12:03
Vadim, Ukraine
#
Непогано було б цій статті написати скільки водії витратили на пальне з акцизом на ремонт доріг. Мабуть від дати введення цього акцизу його розмір вже перевищив суму необхідних інвестицій на ремонт доріг… Але ж в Україні спершу треба зібрати та привласнити кошти на ремонт доріг, а потім їх вкласти в «за копійки приватизовані дороги» щоб мати бізнес на все життя за рахунок наших пересічних громадян, які прагнуть покращення… А потім можливо і дійсно буде колись покращення доріг… Але ж за чий рахунок (громадяни за 2 роки профінансували ремонт доріг на 20-30 років, а потім ще будуть ці 20-30 років платити за користування цими дорогами, доки вони знову не перетворяться на бездоріжжя)?

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд