ВХОД
Вернуться
15 марта 2013, 11:30
Сегодня – всемирный день прав потребителей.
Фото с сайта rusmirzp.com

Сегодня — всемирный день прав потребителей

Всемирный день прав потребителей, по решению ООН, отмечается ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года. Он является днем солидарности потребителей и потребительских организаций во всем мире. Каждый год праздник имеет свой девиз. В 2013 году тема Всемирного дня прав потребителей — «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!»), пишет Униан.

Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI), выбрав тему, призывает своих членов и сторонников акцентировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.

История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года, с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей, который был зафиксирован в штате Массачусетс (США), когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов питания, были приговорены к позорному столбу.История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года, с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей, который был зафиксирован в штате Массачусетс (США), когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов питания, были приговорены к позорному столбу.

В 1890 году в США был принят антитрестовский Закон Шермана. Этот документ положил начало формированию законодательной базы для защиты прав потребителей.

15 марта 1962 года состоялось историческое выступление в конгрессе США президента США Джона Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию «потребитель» и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным.

Зарегистрированное в 1960-е годы в Нидерландах независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира — Всемирная организация союзов потребителей, впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

В 1973 году Европейский союз на 25-й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.

9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Основным принципом, заложенным в концепцию документа, явилось признание потребителя в качестве наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях с предпринимателями-изготовителями и продавцами товаров и услуг.

В 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также региональные и республиканские общества потребителей.

Украина первая среди республик бывшего Союза приняла Закон «О защите прав потребителей». Для практической реализации Закона была образована Государственная инспекция по защите прав потребителей, которая в 1992 получила статус Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей. В 2008 году была создана Государственная жилищно-коммунальная инспекция, которая осуществляет защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Процесс становления и формирования системы защиты прав гражданина основывается на статье 42 Конституции Украины, согласно которой «государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ».

Защита и надзор за осуществлением в области прав потребителей осуществляют: Госпотребинспекция Украины, Антимонопольный комитет Украины, Государственная жилищно-коммунальная инспекция.

Опубликовано на minfin.com.ua 15 марта 2013, 11:30
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд