ВХОД
Вернуться
28 февраля 2013, 15:30
Зачем Сергею Курченко остановленный завод.
Фото с сайта yuzhnoukrainsk.net

Зачем Сергею Курченко остановленный завод

Группа компаний «Газ Украина» готовится к покупке Одесского нефтеперерабатывающего завода у российского «Лукойла». Сделка может быть закрыта уже в первой половине марта, говорит представитель украинской компании, просивший не называть его имени, поскольку «Газ Украина» официально не комментирует эту сделку. Ориентировочная стоимость завода — $200 млн, пишет Forbes.ua.

Основным владельцем группы компаний «Газ Украина» считается Сергей Курченко, получивший известность благодаря покупке футбольного клуба «Металлист» в конце 2012 года. На сайте «Металлиста» утверждается, что годовой оборот группы около — $10 млрд.

Приобрести завод для группы Курченко — полдела. Главная задача — обеспечить предприятие сырьем. Последние два года предприятие простаивало.

Игра на трубе

Одесский НПЗ, способный ежегодно перерабатывать 2,8 млн тонн нефти, остановил работу в октябре 2010 года. Официально «Лукойл» объяснил это проведением ремонтных работ, но фактической причиной стало отсутствие сырья.

Главным поставщиком нефти для Одесского НПЗ служил Приднепровский нефтепровод (Лисичанск — Кременчуг — Одесса), обеспечивавший предприятие российским сырьем. В 2009 году государственный оператор нефтепроводов «Укртранснафта» развернул поставки по нефтепроводу в обратную сторону для снабжения азербайджанской нефтью Кременчугского НПЗ, подконтрольного группе «Приват» Игоря Коломойского. В январе 2009 года «Укртранснафту» возглавил бывший менеджер Коломойского Александр Лазорко (руководил приватовским НПК «Галичина»).

В 2010 году Одесский НПЗ лишился еще одного потенциального маршрута для поставок нефти: трубопровод Одесса — Броды начали использовать для транспортировки сырья на Мозырский НПЗ в Белоруссии. Оба нефтепровода не работают уже больше года: белорусы сполна обеспечены российской нефтью, а поставки азербайджанской нефти в Кременчуг не оправдали себя по рентабельности.

Попытки «Лукойла» возобновить работу одесского завода успехом не увенчались. Представители «Лукойла» заговорили о возможной продаже «пустующего» актива. В ноябре 2012 года представитель «Газ Украина» Андрей Кошель сказал Forbes, что компания присматривается к Одесскому НПЗ, но большой проблемой остается доступ к нефтепроводам.

Что изменилось с тех пор? Похоже, Курченко удалось заручиться поддержкой властей. «В марте мы возобновляем работу… Одесского НПЗ», — заявил в середине февраля министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. На март запланирована ротация кадров в подконтрольных Минэнергоугля госкомпаниях, сообщает высокопоставленный чиновник министерства. «Будет меняться руководство НАК «Нафтогаз» и его дочерних компаний, — рассказывает он. — Лазорко вряд ли удержится в кресле руководителя «Укртранснафты». Эта отставка может поспособствовать получению «Газом Украина» доступа к Приднепровскому нефтепроводу. Forbes не удалось дозвониться Лазорко, и на просьбу перезвонить, оставленную в его приемной, он не откликнулся.

Приднепровский вариант

Возобновление поставок по Приднепровскому нефтепроводу — оптимальный вариант для «Газ Украина», говорит источник в компании. «Транспортировка нефти по нефтепроводу Одесса — Броды обойдется приблизительно на $6/тонна дороже», — констатирует директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Оптимальный для «Газ Украина» вариант — возобновление поставок сырья по Приднепровскому нефтепроводу

Другие варианты еще хуже. Один из них — поставка через терминал в порту «Южный». В феврале «Укртранснафта» заявляла о готовности обеспечить поставки сырья через этот пункт. «Этот вариант дороже на $20-25/тонна по сравнению с Приднепровским трубопроводом, — подчеркивает Куюн. — Если завод будет перерабатывать 2,5 млн тонн нефти, дополнительные затраты составят $40-65 млн. Это неподъемные расходы».

«Газ Украины» может осуществлять поставки и через принадлежащий группе «Приват» одесский терминал «Эксимнефтепродукт». «Не думаю, что условия на нем будут лучше, чем в «Южном», — говорит Куюн.

Последний возможный вариант — железная дорога. «Это самый затратный способ загрузить завод, поэтому вряд ли его стоит рассматривать», — считает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Опубликовано на minfin.com.ua 28 февраля 2013, 15:30
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
+11
vikki
vikki
28 февраля 2013, 20:28
Запорожье
#
Отож… Маршрут поставки нефти зависит только от кадров (На март запланирована ротация кадров в подконтрольных Минэнергоугля госкомпаниях, сообщает высокопоставленный чиновник министерства.),
которые решают всю стратегию развития и экономику государства которого уже нет…
А где же славный нефтепровод «Дружба»?

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд