ВХОД
Вернуться
21 февраля 2013, 10:40

Китай к 2015 году может стать одним из крупнейших производителей нефти в мире

Через два года китайские компании удвоят по сравнению с 2011 г. добычу за пределами страны, пишет РБК-Украина со ссылкой на доклад Управления по информации в области энергетики США (IEA).

Сейчас это уровень добычи таких стран ОПЕК, как Кувейт (3,1 млн барр. в день ) и ОАЭ (2,9 млн барр.).

«Китай станет одним из крупнейших производителей нефти благодаря крупным сделкам по слиянию и поглощению за рубежом», — отметил главный экономист IEA Фатих Бироль.

Производство нефти в самом Китае немногим превышает 0,5 млн барр. в день.

По данным Dealogic, с 2009 г. китайские компании потратили 92 млрд долларов на скупку иностранных нефтегазовых активов. В прошлом году местные нефтегиганты выделили на эти цели рекордные 35 млрд долл. Главным достижением 2012 г. можно считать покупку Cnooc канадской Nexen за 18 млрд долларов, которая позволит китайской компании увеличить свои добывающие мощности на 20% (Nexen добывает около 200 тыс. барр. в день).

Нынешняя активная зарубежная экспансия китайских госкомпаний объясняется уже коммерческими интересами, а не желанием Пекина обеспечить свои потребности в энергоресурсах, считают аналитики. Как отмечают в IEA, «нет никаких признаков, свидетельствующих о том, что эти компании обязаны отдавать даже часть добытой за рубежом нефти в Китай».Китай является вторым по величине после США потребителем нефти, и, по прогнозам, к 2020 г. потребность Китая в этом виде сырья вырастет до 12,2 млн барр. в день.

«Сейчас китайские госкомпании действуют в точности как международные корпорации по производству энергоресурсов. Они пытаются обезопасить себя, гарантировав производство за пределами своей страны. Главным здесь являются коммерческие интересы», — пояснил Бироль.

Китай является вторым по величине после США потребителем нефти, и, по прогнозам, к 2020 г. потребность Китая в этом виде сырья вырастет до 12,2 млн барр. в день. Как заверяют топ-менеджеры местных нефтегигантов, последние не в силах удовлетворить внутренний спрос даже за счет приобретений иностранных активов. К тому же зачастую экономически нецелесообразно возить нефть, добытую национальными компаниями, к примеру, в другом полушарии, когда ее дешевле купить у тех, кто производит сырье поблизости (более 50% нефтяного импорта КНР приходится на страны Ближнего Востока).

Ключевыми игроками на неф­терынке Китая являются CNPC, Sinopec и Cnooc. За каждой из них закреплена своя зона влияния: CNPC контролирует север Китая, Sinopec — юг, а Cnooc лидирует в добыче на шельфе. Однако китайские месторождения старые, и их уровень обеспеченности добычи запасами является низким. Поэтому компаниям, несмотря на существовавшую в начале 1990-х годов установку китайских властей на увеличение добычи нефти дома, пришлось также искать ресурсы за рубежом.

В конце 2000-х власти страны уже открыто заговорили о том, что национальным корпорациям пора превратиться в международных конкурентоспособных игроков. В свою очередь китайские бизнесмены обновили топ-менеджмент, допустив туда иностранцев, и отказались от громких поглощений в пользу приобретения миноритарных пакетов, что успокоило иностранных политиков и участников рынка. Сейчас китайские компании работают более чем в 30 странах.

«Работая за рубежом, компаниям приходится действовать как обычным международным игрокам — поддержка властей КНР не является гарантией заключения сделки. Им приходится сотрудничать с другими компаниями, образовывать с ними СП, особенно когда они входят на новый для себя рынок», — отмечается в докладе IEA.

«Доля в СП дает китайским компаниям карт-бланш в решении вопросов с регуляторами. Кроме того, они могут перенимать опыт партнеров и брать на вооружение их технические разработки, которые потом могут быть применены уже в Китае», — заявил аналитик Sanford C. Bernstein Ян Пайл.

Опубликовано на minfin.com.ua 21 февраля 2013, 10:40
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд