ВХОД
Вернуться
19 февраля 2013, 08:20
Какие существуют «подводные камни» при покупке залоговых авто?
Фото с сайта: xautoblog.blogspot.com

Какие существуют «подводные камни» при покупке залоговых авто?

Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
 

Эксперт банковского рынка Игорь Шевченко рассказал «Минфину» о том, какие существуют подводные камни при покупке залоговых авто.

— По каким причинам чаще всего выставляются на продажу залоговые авто?

— В более чем 90% случаев продажа залогового автомобиля связанна с тем, что текущий собственник (чаще заёмщик, более ¾ случаев, реже залогодатель по кредиту, а это в большинстве своем: второй из супругов, ребёнок, родители и другие близкие родственники) продаёт автомобиль по той причине, что не в состоянии больше обслуживать кредитные обязательства, залогом по которым как раз и выступает автомобиль. 

Реже (менее 10% случаев) такое решение вызвано иными причинами: утрата интереса к машине (например, была куплена другая), выезд на ПМЖ в другое государство, уменьшение финансовых возможностей собственника (когда автомобиль, с точки зрения затрат на его обслуживание, становится роскошью), бывают случаи когда причиной продажи является смерть лица, которое фактически пользовалось этим транспортным средством. 

Если от имени собственника транспортного средства действует третье лицо (как правило, сотрудник банка) на основании доверенности, то тут есть повод задуматься.

— А если говорить о сегменте клиентов, использовавших авто в коммерческих целях?

— В сегменте клиентов, которые использовали автомобиль в коммерческих целях, одной из наиболее распространённых причин продажи, является ситуация с изменениями в ситуации с ведением бизнеса (в основном сворачивание деятельности).

— Какие могут возникнуть проблемы при покупке залоговых авто?

— К основным проблемам, которые возникают при покупке залоговых авто, я бы отнёс следующие — для начала, не плохо было бы знать причину продажи этого автомобиля. Если это добровольная реализация, и она происходит при непосредственном участии хозяина автомобиля, а так же при наличии согласия супруги/супруга, то риски практически отсутствуют.

Однако если от имени собственника транспортного средства действует третье лицо (как правило, сотрудник банка) на основании доверенности, то тут есть повод задуматься. 

— Что в таких случаях следует делать?

— Было бы не плохо лично поговорить с собственником и заодно проверить, не отозвана ли, данная третьему лицу, доверенность на продажу. Довольно типична ситуация, когда вследствие либо давления на собственника залогового авто, либо злого умысла, в последствии такая купля-продажа признается не состоявшейся. В итоге, автомобиль возвращается первоначальному собственнику.

Банк, же остается в стороне, так как деньги для закрытия кредита (пусть и не всегда в полном объеме) он получил, следовательно, свою задачу (по закрытию всей или части кредитной задолженности) выполнил. А не состоявшийся новый собственник брошен на произвол судьбы и вынужден сам доказывать, что оказался жертвой. 

— Что делать в такой ситуации?

— Безусловно, в большинстве случаев, можно найти правду. Однако, это чаще всего суды с предыдущим собственником. А все это время, если суд не арестовал предмет спора (автомобиль) до окончательного решения, будет, находится в собственности и распоряжении текущего собственника. Риски, возникающие при этом, совершенно понятны: машину можно успеть продать, разобрать на запчасти, ухудшить её состояние (следовательно, уменьшить её стоимость), вариантов масса. К тому же не стоит забывать о том, сколько времени, денег и нервных клеток будет потрачено, доказывая собственную правоту. 

— Какие еще могут возникнуть риски?

— Типичным риском является проблема наличия не оплаченных штрафов. Зачастую, это не такие уж и большие суммы конечно, однако это всегда неприятно, получить в собственность, кроме авто, ещё и чужие долги.

Довольно часто, на этапе подготовки договора купли-продажи, покупатель лишен возможности качественной оценки приобретаемого автомобиля. То стоянка, на котором находится авто, не позволяет не то что воспользоваться полноценным сервисом СТО (для досконального изучения тех. состояния машины), а и не позволяет элементарно изучить объект (например, слабое освещение площадки, захламленность территории), то лицо (которое даёт разрешение на осмотр или на выпуск машины со стоянки для исследования его на СТО). Вообще то, если вы будете внимательны, то и сами наверняка заметите такие вот «странности» в поведении торговца.

— Какие документы необходимо внимательно изучить, покупая авто?

— Было бы не плохо получить возможность к изучению документов на предлагаемый к покупке автомобиль заранее. Как минимум техпаспорт и сервисную книжку, ещё лучше копию страховки КАСКО. Имея на руках копии таких документов в течение 1-2 дней можно практически досконально узнать весь «жизненный путь» не только самого авто, а и его собственника. Чаще всего причины продажи кроются именно тут, как впрочем, и возможные (потенциальные) риски при покупке данного автомобиля.

— На что еще необходимо обратить внимание?

— Наиболее распространенной ситуацией, является ситуация, когда новый собственник с удивлением и негодованием обнаруживает, что с момента его последнего осмотра автомобиля и фактически полученным транспортным средством, существует некая разница: заменён аккумулятор (был новый, а теперь старый), исчезла магнитола, коврики, чехлы, заменены диски, демонтирована часть оборудования… Увы, но такие случаи не редкость. 

Вас всегда должно насторожить не только более низкая (по сравнению с подобными аналогами на рынке) стоимость реализуемого автомобиля, но и частые увещевания продавца (банка или собственника), имеющие перед собой цель ускорить принятие вами решения о покупке — «Скорее покупайте, а то у нас тут уже очередь выстроилась за этим автомобилем). 

Не стоит верить в бескорыстное желание помочь ближнему, ведь каждая сторона преследует в первую очередь цели удовлетворить собственные устремления.

Я описал только часть потенциальных рисков покупки залогового автотранспорта. На самом деле их больше.

Рубрику ведет Елена Куцая

Опубликовано на minfin.com.ua 19 февраля 2013, 08:20 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд