ВХОД
Вернуться
13 декабря 2012, 15:20
Google не хочет делиться прибылью с издательствами за их публикации.
Фото с сайта dw.de

Google не хочет делиться прибылью с издательствами за их публикации

Должны ли поисковые машины платить издательствам за то, что составляют анонсы их публикаций? Если бундестаг примет соответствующий закон, то Google придется поделиться прибылью, пишет Русская служба DW.

Газетные и журнальные издательства и интернет-поисковики в Германии не могут договориться о том, кому принадлежат смежные права на тизеры — небольшие анонсы публикаций СМИ, которые автоматически размещают поисковики на своих страницах. Издатели, владеющие авторскими правами на свои тексты, хотят получать лицензионные отчисления от Google и других новостных сайтов, генерирующих такие тизеры.

Цель законопроекта, провозглашенная его инициатором (правительством ФРГ), — гарантировать «издательствам, что в интернете они будут так же защищены, как и остальные собственники творческого труда». Издательства, таким образом, могут получить право на часть дохода владельцев интернет-поисковиков. Понятно, что монополист на рынке интернет-поиска в Германии, американская компания Google выступает против этого, поскольку опасается за свои прибыли. Разрешить спор должен закон об охране смежных прав, проект которого сейчас обсуждается в бундестаге.

Google: «Защити интернет»

Концерн Google ответил на законодательную инициативу лоббистской общественной кампанией в Германии. «Ты хочешь и в будущем находить то, что тебе нужно? Тогда участвуй вместе с нами: защищай свой интернет», — такой лозунг некоторое время был размещен на стартовой странице Google.de. «Новый закон о смежных правах будет означать меньше информации для граждан», — утверждает шеф германского отделения концерна Штефан Тверазер (Stefan Tweraser).

Кампания против законопроекта принесла определенные плоды. За короткое время с середины ноября до начала декабря концерну удалось собрать свыше 50 тысяч подписей граждан, а сайт в поддержку отмены законопроекта посетили свыше миллиона немцев. Точку зрения Google разделил авторитетный научный институт имени Макса Планка. Группа экспертов института пришла к выводу, что новый закон может иметь «непредсказуемые негативные последствия». По их мнению, проект документа вызывает беспокойство у многих юристов в Германии и за ее пределами. Существующее законодательство в области защиты авторских прав эксперты института Планка считают достаточным.

«Уже сейчас издатели могут возразить против того, чтобы анонсы их публикаций появлялись на страницах поисковых машин», — объясняет профессор экономики в университете Дюссельдорфа Ральф Девентер (Ralf Dewenter). Но, замечает он, происходит обратное.

«Онлайн-медиа делают очень многое, чтобы оказаться в самых верхних строчках поиска. Они хотят, чтобы их находили», — отмечает Девентер, соглашающийся с выводами экспертов из института имени Макса Планка.

Но СМИ возражают. Если материалы, на написание которых ушли деньги, будут бесплатно распространяться поисковиками, которые еще на этом и зарабатывают, то качественная журналистика окажется под угрозой, предупреждают они.

И свидетельств тому как раз в последнее время в Германии достаточно — например, закрытие газеты Financial Times Deutschland, банкротство газеты Frankfurter Rundschau и новостного агентства dapd.

Прежняя производственная цепочка распалась

«Раньше пресса полностью сама управляла производственной цепочкой от написания статьи до распространения газет и журналов. Но интернет внес свои коррективы. Бизнес-модель поисковых машин строится на том, что они получают выгоду от тех публикаций, которые индексируют», — указывает депутат бундестага от ХДС (Христианско-демократический союз) Ансгар Хевелинг (Ansgar Heveling).

Хвелинг входит в парламентскую комиссию, которая занимается изучением влияния интернета на политические и общественные процессы. По его мнению, главное, чтобы в новом законе была четкая граница между теми, кто индексирует содержание СМИ, надеясь на этом заработать, и теми, кто делает это как частное лицо. Блогеров, утверждает депутат от христианских демократов, новый закон не коснется.

Среди тех, кто поддерживает законодательную инициативу, — Немецкий союз журналистов (DJV).

«Мы относимся с пониманием к тому, что издательства стараются получить дополнительные доходы от использования их редакционных материалов третьими лицами в интернете», — заявил представитель DJV Хендрик Цёрнер (Hendrik Z?rner).

Но законопроект требует доработки, считают в союзе журналистов. «В тексте речь ведется о соразмерной оплате. Но что означает »соразмерно«, нигде не объясняется», — добавляет Цёрнер. Журналистское объединение хотело бы, чтобы справедливая, с их точки зрения, часть доходов отчислялась обществу правообладателей, которое бы распределяло ее между самими правообладателями.

Что если…?

Если закон вступит в силу, а интернет-поисковики и издательства так и не смогут прийти к компромиссу, что тогда? Означает ли это, что публикации придется искать без помощи поисковиков только на страницах самих газет и журналов?

«Новый закон о смежных правах может привести к тому, что какая-то информация перестанет быть легко доступной или доступной вообще. Так будет, если поисковые машины и индексаторы новостей перестанут собирать линки и анонсы публикаций издательств в Германии», — считает Марио Резе (Mario Rehse), специалист по авторскому праву Федерального объединения информационных и компьютерных технологий (BITKOM), куда входит и Google.

Депутат бундестга Ансгар Хевелинг никакой угрозы свободе слова не видит: «В конечном итоге речь идет о том, чтобы разрешить имеющиеся правовые коллизии. Я исхожу из того, что компромисс будет найден, а последствия для обычных пользователей будут минимальными». Сейчас законопроект о смежном праве рассматривается в профильных комиссиях немецкого парламента. Первое слушание в комиссии по правовым вопросам намечено на конец января 2013 года.

Опубликовано на minfin.com.ua 13 декабря 2012, 15:20
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд