ВХОД
Вернуться
13 декабря 2012, 07:50
«Мы не хотим просто тратить деньги, мы хотим правильно инвестировать», — Виктория Тигипко
Виктория Тигипко - директор венчурного фонда TA Venture, организатор форума IDCEE

«Мы не хотим просто тратить деньги, мы хотим правильно инвестировать», — Виктория Тигипко

Сегодня венчурная компания TA Venture, находящаяся под руководством Виктории Тигипко, закрепившей за собой статус успешной бизнес-леди, инвестирует в инновационные интернет-проекты в Украине, России, других странах СНГ, в США и Европе. За полтора года существования фонд проинвестировал в 21 компанию, в планах до конца года закрыть еще 7 сделок.

Таких успехов команде фонда удалось добиться благодаря твердому характеру и профессионализму его руководителя — Виктории Тигипко, которая уже третий год подряд не покидает первую двадцатку списка рейтинга самых влиятельных женщин Украины. В этом году по версии журнала «Фокус» госпожа Тигипко заняла 11 место из 100 самых успешных бизнес-леди страны.

Кроме основной заботы — фонда TA Venture — Виктория Тигипко занимается подготовкой и организацией главного события ІТ-индустрии Центральной и Восточной Европы — международной конференции IDCEE, объединяющей мировых инвесторов, бизнес-ангелов, предпринимателей и стартапы. После посещения IDCEE-2012, о чем мы писали ране е, редакция «Минфина» договорилась об интервью с госпожой Тигипко.

Сегодня мы представляем вашему вниманию материал, в котором Виктория Тигипко рассказала о тонкостях инвестирования в Украине и за ее пределами, о том, что надо сделать, и о чем обязательно надо знать начинающим предпринимателям, чтобы получить значительные инвестиции от крупных фондов, а также поделилась опытом организации масштабного мероприятия — IDCEE-2012.

 

МФ.: Виктория, вы являетесь директором фонда TA Venture. Расскажите немного о том, как работает ваш венчурный фонд.

В.Т.: TA Venture достаточно молодой фонд, но очень активный — в портфеле TA Venture 21 инвестиция. И это менее чем за полтора года. Особенно много сделок мы закрыли в 2012 году — TA Venture проинвестировал 18 компаний. Например, мы вложили в развитие Fantasy Shopper, платформы социального шопинга, которая интегрирует эллектронную коммерцию с розничной торговлей предметами одежды офлайн в уникальную развлекательную среду; в сайт по бронированию бюджетного жилья WeHostels; в GetGoing — компанию, которая разработала революционную технологию бронирования и продажи авиабилетов авиапассажирам-туристам, тем самым помогая авиаперевозчикам более эффективно заполнять свободные места.

Интересный проект, который мы проинвестировали, — Sumup. С его помощью можно будет оплачивать счета с помощью Android и IOS устройств. По сути, SumUp — это простой способ принимать карточные платежи в любом месте. Еще 7 проектов находятся в стадии пайплайн. До конца года мы планируем закрыть все эти сделки и довести общее число инвестиций до 28. Так что процесс идет. Вот буквально перед началом интервью с Игорем Семеновым и Теодором Д’Амброзио (венчурные партнеры фонда — авт.) мы вели переговоры по Skype с очень интересной российской компанией. Скорее всего, будем принимать положительное решение, и закроем сделку в начале 2013 года. И подобные переговоры идут постоянно — с американцами, индусами, бразильцами.

Наш фонд оперирует 50 млн долларов венчурного капитала. В основном инвестиции ориентированы на ранние стадии развития компаний — early и seed stage (ранняя и посевная стадии — авт.).

МФ.: Сколько в среднем вы инвестируете?

В.Т.: Что касается нашего фонда, то мы не разглашаем суммы инвестиций. Но в среднем вложения на seed stage от 50 до 300 тыс. долларов. А если говорить в общем, то суммы стартовых инвестиций в компании могут начинаться буквально от нескольких десятков тысяч долларов — 20-30 тысяч, плюс-минус — и достигать 50 и даже 100 тыс. долларов. А дальше компании в основном обращаются за финансированием к фондам ранних инвестиций и получают деньги на ранней стадии развития. Как правило, это случается сразу после того, как компании собирают средства от «семьи, друзей, дураков» — так называемое правило трех «F» — family friends fools — то есть, от тех, кто поверил в их идею. 

МФ.: То есть все зависит от того, на какой стадии развития находится компания?

В.Т.: Да. На early stage инвестиции уже составляют от 300 тысяч до 1 млн долларов. В нашем портфеле есть также компании, которые мы строим сами практически с нуля — сейчас таких проектов 4. Они родились и растут в Украине. До конца года мы ожидаем запуска TOPMALL. На этом сайте, по аналогии с популярнейшим Amazon, можно будет купить различные потребительские товары, в том числе, от поставщиков из Европейского союза.

Еще один проект Фонда — Bravoavia.ru, сайт по продаже авиабилетов. Он активно развивается — за последний год продажи выросли втрое. Кроме того, в ближайшее время планируем запустить проект, связанный с онлайн-бронированием гостиничных номеров. 

МФ.: Информацию о них можно найти на сайте TA Venture?

В.Т.: Да, но не обо всех 21 компаниях, в которые мы вложили.  Есть так называемый silent-период (период тишины — авт.), особенно в технологических компаниях, когда не разглашается информация о компании, ее модели и так далее. Это делается для того, чтобы компания могла преуспеть в конкурентной борьбе за «глобальное господство» (улыбается — авт.). Поэтому может пройти несколько месяцев между оформлением сделки и моментом, когда об этом можно заявить публично. 

На сайте вы можете найти информацию, например, об AdoreMe — это эксклюзивный шоппинг клуб, члены которого получают ежемесячную рассылку дизайнерского женского белья, которое соответствует их вкусу. Мы инвестировали в эту компанию совместно с группой международных инвесторов. Или о Flaconi — интернет-магазине брендовой парфюмерии, косметики и средств по уходу за собой. 

Одна из самых первых наших инвестиций — Pixonic, разработчик он-лайн игр и приложений. Это совместная инвестиция с фондами Ventech (Франция) и KiteVentures (Россия). Изначально мы вложили 5 млн долларов. Сейчас видим, что компания прибыльная, бизнес хорошо развивается, и мы рассматриваем вариант увеличения нашей инвестиции в эту компанию.

Из последних вложений стоит отметить Fantasy Shopper. Это технологическая платформа для новой игры в шоппинг, доступной в социальных сетях. Игроки могут найти последние образцы одежды в реальных интернет-магазинах и сообщить об этом своим друзьям. Это тоже очень интересная компания. Мы инвестируем в нее с ведущими венчурными фондами Accel Partners, NEA, а также международной группой инвесторов-ангелов. Нам очень приятна такая компания инвесторов. Также сравнительно недавняя инвестиция — URBANARA, онлайн-сервис по продаже оригинального, высококачественного домашнего текстиля и аксессуаров для дома по цене производителя. Это тоже отличная компания, использующая новую модель, очень популярную сейчас в мире. 

Интересная компания WE HOSTELS, в которую мы совместно с международной группой инвесторов вложили 1,2 млн долларов. Это мобильная платформа, позволяющая путешественникам договариваться друг с другом о бронировании совместного бюджетного жилья для поездки. Сервис ориентирован на рынок бюджетных путешествий. Основные его пользователи — студенты и молодые люди, которые во время поездок предпочитают останавливаться в хостелах. Это продукт из Южной Америки, мы очень довольны его командой.

Модель запускается в 2013 году, в преддверии Чемпионату мира по футболу, который пройдет в Бразилии в 2014. После ЧМ ребята планируют развивать деятельность в Европе. Эта модель имеет большую социальную составляющую, так как дает молодежи возможность активно путешествовать по всему миру, заранее знакомясь с теми, с кем они будут жить в гостиницах. Но в основном в базе WE HOSTELS — именно хостелы. Такая модель удобна тем, что позволяет отбирать группы «поселенцев» по интересам, и человек будет заранее знать, кого встретит, с кем пообщается. Я думаю, что у ребят из WE HOSTELS все получится. 

МФ.: На 2013 год уже составлен список компаний, в которые будете инвестировать?

В.Т.: Как такового списка нет. Решения принимаются по мере поступления предложений. Вот пока мы сейчас общаемся, может прийти e-mail с просьбой «рассмотрите наше предложение». Постоянно получаем какие-то презентации, сообщения. Нам пишут, так как нас многие знают в Европе, и в особенности немецкоговорящей ее части. Мы являемся членами B-to-v Investment Circle, который объединяет инвесторов, предпринимателей не только из онлайнового бизнеса, но и из офлайна. Имея серьезный послужной список в немецкоговорящей Европе, офлайн-предприниматели диверсифицируют свои активы, расширяют деятельность на интернет-рынок, увеличивают свои активы в сети. Это дает нам широкое поле для выбора перспективных проектов для инвестирования.

МФ.: А у вас есть какая-то определенная планка? Скажем, минимальное и максимальное количество компаний, в которые вы должны инвестировать за год.

В.Т.: Нет, такой планки нет. В принципе, я думаю, что следующие пару лет, 2013-2014 годы, может даже 2015, станут самыми активными в плане инвестиций в развивающиеся рынки: это Россия, Украина, страны СНГ, а также Бразилия, Индия, Китай. Нам очень интересно присутствие на этих рынках. Но главным приоритетом для нас остается Европа, потому что там, как и в США, есть много хороших и уже работающих бизнес-моделей.

Что касается Украины, то, к сожалению, в прошлом году выбор украинских проектов был невелик. Но я думаю, что следующие два года для украинского интернета станут звездными. Свой эффект будет иметь и конференция IDCEE, которую мы провели вот уже третий год подряд.

МФ.: С чем связанно то, что вы получали мало предложений от украинских проектов?

В.Т.: Просто сейчас в Украине все только начинается. У нас есть звезды. Вот, например, проект WIX. Основатели родом из Израиля, но все разработчики украинцы. Компанию все знают, у нее есть большой потенциал стать по-настоящему глобальной. Еще один пример — IТ-компания с украинскими корнями Viewdle, которую купила Motorola Mobility, принадлежащая Google (США) за достаточно крупную сумму (по данным СМИ 30-40 млн долларов — авт.). Так что потенциал заинтересовать гигантов рынка у наших компаний есть. 

Из новых проектов можно гордиться Enable Talk. Это «говорящая перчатка», которая преобразует язык жестов в речь. Проект победил на глобальном конкурсе Microsoft Imagine Cup, который проходил в Австралии в июле этого года. Команда создателей - из Украины. 

МФ.: А как сейчас развивается в Украине электронная коммерция?

В.Т.: Что касается простых и понятных стартапов в сфере электронной коммерции, то они только начинают развиваться и становиться на ноги. Например, в России пик активного развития электронной коммерции уже прошел. Там рост сегмента электронной коммерции — 25-30% в год. В Украине же — 80% плюс. Так что e-commerce в Украине на пике, и ближайшие год-два будет очень активно развиваться. Многие компании, о существовании которых мы сейчас и не догадываемся, станут на ноги. Пока в украинском интернете очень мало продается продуктов и сервисов, которые в принципе можно продавать в Сети.

Предпосылки для развития e-commerce в Украине очевидны: население в 46 млн человек, достаточно высокий уровень интернет-проникновения — 46%, причем прогнозы говорят о том, что до 2015 года этот показатель вырастет до 70%. Ну и, конечно, наличие людей, которые в состоянии делать проекты в электронной коммерции: у нас есть люди, которые создают хорошие продукты — сайты, где можно что-то купить, посмотреть, оплатить. Это полноценные работающие сайты, где представлены необходимые потребителю продукты. Причем, если сравнивать с миллиардным населением Индии и Китая, у нас «удельный вес» талантливых технарей больше, что дает нам преимущество в сфере разработки программных продуктов. 

МФ.: Вот чтобы прийти за помощью к фондам, что компания должна собой представлять?

В.Т.: Как минимум, должен быть сайт, команда, модель и понимание того, куда следует двигаться дальше. Желательно, чтобы были какие-то первые показатели работы стартапа — сколько посетителей, какая активность, какие планы. Желательно проанализировать конкретные цифры.

Самое интересное, это когда компанию уже можно показывать, когда путем новых вливаний средств ей можно придать больший масштаб, вывести ее на новые рынки или помочь ей быстро завоевать наиболее возможную долю рынка, если мы говорим об Украине.

Но бывает и так, что у компании вообще ничего нет, кроме сайта. В таком случае фонду нужно провести много эдвайзинга. Компании приходят абсолютно разные. Вопрос в оценке фондом риска — готов ли ты рисковать на какой-то определенной стадии. 

МФ.: Вот интересно узнать, какие именно существуют риски для инвестора?

В.Т.: Безусловно, риски есть. Самый большой — 100% банкротство компании. В большинстве случаев существуют именно те риски, которые слабо просчитываются. Очень много наших партнеров-инвесторов, у которых есть многолетний опыт инвестирования на ранних стадиях, огромнейшие знания о работе на глобальных рынках, делали ставку на одну компанию, а она в конечном результате по независимым от них причинам становилась банкротом. Например, на рынке может внезапно появится новый игрок, который не собирался выходить. Предсказать ситуацию на 100% невозможно. 

МФ.: Но какие-то определенные моменты все равно можно просчитать?

В.Т.: Можно, конечно. Но спрогнозировать человеческий фактор, или случайное появлении новой компании, или смену стратегии игрока, который известен в Европе и мире, но не собирался выходить на рынок, невозможно. В таком случае ситуация переворачивается, и компания, потратившая большой бюджет может просто вылететь из конкурентной борьбы. На ранних стадиях риск слабо просчитываемый.

МФ.: А какие-то параметры, по которым можно оценить компания все же существуют?

В.Т.: Параметров на самом деле много. Но оценить и предсказать — это разные вещи. Важно получить показатели работы компании на данный момент, задать все интересующие вопросы, посоветоваться с несколькими экспертами отрасли, то есть понять модель, по которой работает конкретный бизнес. Нужно оценить команду, просмотреть резюме, понять, как именно развивается компания, учесть много других моментов. Есть список вопросов, по ответам на которые анализируется возникновение возможных рисков. И если сделать все правильно, естественно, риски снижаются в разы. 

МФ.: Вы именно так и работаете?

В.Т.: В основном так работают все. То есть фонды или работают так, или говорят что так работают (улыбается — авт.). Мы так делаем, потому что не хотим просто тратить деньги, а хотим инвестировать, причем правильно. То есть, поддерживать именно те компании, которые достойны получить поддержку на ранней стадии, когда риск очень велик.

Естественно, хочется сделать все хорошо, максимально правильно оценить все возможные риски на этой стадии. Ведь дальше риски еще больше. 

МФ.: Например, из десяти команд, сколько может «выстрелить»?

В.Т.: Из десяти семь компаний может обанкротиться, две — стать успешными, а одна «выстрелить». Может быть такое, что только одна станет успешной. Но лучше, когда хорошо работает несколько. Работают хорошо — это значит, приносят доходы. В таком случае можно просто держать в пакете или продать кому-то, иметь свою долю, дивиденды, которые распределяются на определенных условиях. Это считается хорошей инвестицией. Фонды, в основном, хотят поддержать компанию в период ее развития, а потом выйти из нее. 

МФ.: Выйти из нее — это значит продать?

В.Т.: Либо продать стратегическому инвестору, либо выйти на IPO. Но второй вариант — IPO — редко случается. Для выхода на первичное предложение нужна большая компания, примерно, минимум от 300 млн долларов. А в Европе сейчас популярны сделки значительно меньшего объема, поэтому рассчитывать на IPO можно в отдельных случаях. В основном это сделки с выходами нескольких десятков миллионов, соответственно на это и нужно ориентироваться. А многие стартапы приходят к нам с завышенными ожиданиями и пишут при этом мегабизнес-планы с надеждой на то, что их продукт будет стоить миллионы. А это, чаще всего, не соответствует действительности. Именно в процессе обсуждения все становится на свои места, и понимаешь, что надо очень трезво оценивать все возможные перспективы. 

МФ.: На IDCEE-2012 вы увидели для себя интересные проекты, в которые готовы инвестировать?

В.Т.: Конечно, увидели. И наше жюри тоже увидело эти хорошие проекты. 

МФ.: Это победители?

В.Т.: Да. Члены жюри выбрали три проекта, они интересные, так что посмотрим, как сложатся дела дальше. Мы за ними внимательно следим.

МФ.: Это российские компании? (На IDCEE- 2012 победителями в конкурсе стратапов стали две российские команды — Kuznech и Flocktory, и один чешский проект — RealPadавт.).

В.Т.: Да, в том числе это две российские компании. Мы смотрим и на победителя конкурса стартапов Kuznech, который предлагает технологию индексирования и поиска по миллиардам изображений онлайн, и на Flocktory, занявшего второе место. Flocktory — это платформа, с помощью которой компании могут работать с клиентами через социальные сети, мотивировать клиентов компании на повторную покупку и вовлечение своих друзей. Посмотрим, как эти проекты будут развиваться, как у них пойдут дела в инкубаторе Eastlabs. Мы с Игорем Семеновым там являемся менторами и всегда можем получить информацию о том, как продвигаются дела у ребят. Мы внимательно наблюдаем за ними, так как они еще молоды. Посмотрим, с чем они выйдут из Eastlabs, потом примем решение. Если говорить о Kuznech, то команда этой компании нам очень импонирует, и мы надеемся, что все у них сложится наилучшим образом.

Очень хочется находить такие компании и в Украине — компании, у которых есть перспектива, а самое главное хорошая команда, которая способна наилучшим образом исполнять все рекомендации. Сегодня многие проекты находятся на границе между офлайном и онлайном, и важно понимать, как им правильно двигаться дальше.

Когда речь идет о таких технологичных проектах, конечно же, нам нужна помощь и экспертиза от компаний, занимающихся инвестированием в такие продукты. Из российских фондов это Almaz, Runa, у них есть очень хорошая экспертиза в этой сфере. Есть и западные фонды, в портфеле которых большой объем составляют инвестиции в технологические компании. 

Это еще раз говорит о том, что надо иметь хороший networking. И в этом большой плюс нашего фонда: мы очень быстро можем определиться — инвестируем мы в компанию, или нет. И все потому, что имеем доступ к лучшим экспертам в отрасли. 

МФ: Сколько времени вам понадобится, чтобы принять решение — инвестируете вы или нет?

В.Т.: Буквально несколько часов. В такие сроки принимаются решения даже по тем компаниям, по которым у нас нет своей экспертизы. В таком случае мы отправляем сообщение нескольким из наших коллег и в течение нескольких часов получаем экспертное заключение. 

МФ.: Многие участники конференции IDCEE— 2012 отметили, что сегодня украинский и российский рынки являются хорошей стартовой площадкой для открытия собственного бизнеса. И если проект докажет свою эффективность на родине, то сможет добиться больших успехов на мировом поприще. По вашему мнению, в Украине действительно все так хорошо, или может, существуют проблемы, из-за которых стартапам сложно развиваться?

В.Т.: Проблемы есть, их много. В принципе, как и везде. Например, у нас есть много талантливых специалистов в сфере ІТ, что с одной стороны хорошо, а с другой — эти таланты лакомый кусочек для тех, кто хочет работать в Украине, и главное — готов платить этим талантам очень высокие зарплаты. Соответственно стартапам, которые начинают развиваться в Украине, очень тяжело заполучить лучшие кадры, которые могут сделать потрясающий продукт. 

Плюс очень многие украинские ІТ-специалисты работают на аутсорсе с западными работодателями и поднимают бизнес большим, глобальным компаниям. Причем работают они не в офисах, а где-то на своей территории, их никто не знает. А на самом деле, это люди с потрясающим уровнем подготовки. Такая ситуация усложняет работу маленьким компаниям, которые попросту не могут себе позволить приглашать на работу таких высококлассных специалистов.

Кроме того, сегодня многие украинские компании не имеют ни малейшего понятия о таких ресурсах, как, например, Kickstarter, который финансирует проекты по принципу краудфандинга. Им надо рассказывать о том же Kickstarter, Indiegoo и других платформах краудфандинга. Не факт, что все сложится хорошо и компания сможет получить там инвестирование, но информацию о таких платформах нужно «продвигать в массы». Там можно привлекать небольшие деньги для развития своей компании, и это хорошо.

Кроме того, есть много украинских компаний, которые рассчитаны только на локальный рынок. Глобальных идей, ориентированных не только на украинский, но и на весь русскоговорящий интернет, мало. Мало проектов, рассчитанных на европейский и глобальный рынки. Хотелось бы надеяться, что мы о них попросту не знаем и вскоре они нам станут известны (улыбается — авт.). 

Возможности, безусловно, есть. Но еще раз подчеркну, что в Украине ІТ-кадры стоят недешево, потребность в квалифицированных специалистах огромная — 2 тыс. аутсорсинговых компаний готовы нанимать все и всех. Так что маленьким компаниям довольно трудно бороться за кадры. 

МФ: Получается, что существует огромная конкуренция?

В.Т.: Да, очень сложно конкурировать вот с этими большими аутсорсинговыми компаниями, у которых заказчики связанны с глобальным бизнесом, и работают в глобальном интернете. Суммы, которые они предлагают, значительно больше, чем те, что могут предложить даже очень хорошие украинские компании, рассчитанные на локальный рынок, который только развивается. 

Хорошим показателем является то, что впервые в 2012 году Россия по количеству интернет-пользователей обошла Германию. Постоянно растет количество тех, кто делает покупки онлайн, причем рост измеряется в двухзначных цифрах. 

МФ: Какие это цифры?

В.Т.: Сейчас это где-то порядка 14%, в России — 30%, в большинстве развитых стран — 65-85%. Так что украинские показатели могут вырасти в 5-6 раз в течение последующих трех-пяти лет. Есть куда двигаться. Эти цифры также нам говорят и о том, что нужно очень внимательно следить за этим сектором. Здесь будет очень «жарко». 

МФ: Украинские компании поднимутся?

В.Т.: Поднимутся даже те компании, которые рассчитаны исключительно на локальный рынок. И это все благодарю росту количества людей, желающих покупать в интернете, тратить деньги в сети. Это намного быстрее, экономит время, и выбор можно сделать без каких-либо посредников. Такая «прозрачность» электронной коммерции очень важна и ценится сейчас на рынке. В итоге, мы, как фонд, будем получать больше различных предложений от украинских онлайн-бизнесов, так как они в течение ближайших нескольких лет начнут появляться как грибы после дождя. 

Кстати, в подтверждение моих слов: буквально несколько дней назад у нас была встреча с двумя украинскими компаниями, с которыми мы обсуждали возможность инвестирования. Вывод из этой встречи можно сделать такой: ребята мало что понимают в интернете. Нужны эдвайзеры, партнеры, которые будут привлекать людей в команды, которые знают об интернете все. Их предложение — это больше офлайновая услуга, перешедшая в онлайн, у них даже еще телефон присутствует. Тема очень хорошая, востребованная, интересная и везде работает. Но ребята очень слабо ориентируются в конкурентном рынке России, Европы. А когда ты начинаешь чем-то серьезно заниматься, надо очень хорошо знать конкурентную среду.

МФ: Не хватает подготовки начинающим предпринимателям...

В.Т.: Да, многим как украинским, так и российским компаниям надо подтянуться в плане самоподготовки. Человек должен понимать: если уж я в этом бизнесе, то надо точно знать, что на данный момент уже есть в России, Европе, как Центральной, так и Восточной, да и в мире в целом. Есть определенные предписания, и все технологии интернет-бизнесы на самом деле очень сложные. Это только кажется, что продавать в онлайн-режиме очень легко. На самом деле — это большой кусок работы по подготовке, на который нужно потратить, может быть, даже несколько лет. Добавьте еще к этому все сервисные услуги, ответственность, плюс маркетинг.

Не нужно забывать, что в интернете существует маркетинг. На продвижение проекта в интернете может потребоваться больше времени и ресурсов, чем на маркетинг традиционного магазина или сети. Если говорить об охвате всего украинского интернета, то необходимы огромнейшие затраты, чтобы проект жил, развивался, хорошо работал и, главное, приносил прибыль. И не стоит недооценивать все затраты, риски, издержки на запуск интернет-проекта. Сейчас у многих компаний есть какой-то интерфейс, а больше толком ничего и не сделано. 

МФ: Получается, надо делать все от начала до конца.

В.Т.: Найти тему для начала, и делать все практически с нуля. Если есть тема, картинка, а больше не проделано никакой работы — нет движка. К сожалению, многие компании так и работают. Переход с офлайновых сервисов по продаже товаров и услуг в онлайн — это такая первичная стадия. И нужно проделать еще много работы, чтобы интернет-проект назывался стартапом, функционировал и приносил прибыль. 

МФ: Вот, например, в США и Западной Европе многие стартапы работают в сфере медицины и биотехнологий. Что мешает в Украине затронуть другие сферы, кроме IT?

В.Т.: Ничего не мешает. Просто это обычно другие деньги, другой уровень компетенции. Думаю, к нам это еще дойдет через определенное время. И если в Америке инвестирование в эти сферы на пике, то мы к этому будем идти минимум пять лет. Для того, чтобы инвестировать в сферу медицины и биотехнологий нужно в этом разбираться, понимать, во что именно инвестировать. Если электронная коммерция понятна, то для медицины и биотехнологий необходимо другое развитие, другие правила игры, другой уровень, плюс сертификация. Возникает целый шлейф вопросов, из-за которых, наверное, еще рано инвестировать в эти направления. Даже западным фондам. Есть определенные локальные игроки, которые смотрят на бизнесы, работающие в сфере медицины и биотехнологий. Но сами они работать не будут, так как понимают, что для них существуют 100-процентные риски. Есть западные фонды, работающие на российском рынке, но к нам они не скоро придут. 

МФ: Виктория, сейчас хотелось бы немного поговорить об IDCEE-2012. В этом году вам удалось привлечь еще большее количество спикеров, экспертов, зарубежных инвесторов. Как вам это удалось, и вообще как сложно организовать в Украине мероприятие подобного масштаба? С какими трудностями вы столкнулись во время организации конференции?

В.Т.: Это уже третий год проведения Международной конференции IDCEE. Буквально со второго года конференция вошла в ТОП-5 подобных мероприятий в Европе, что очень для нас приятно. В этом году удалось собрать 2200 участников из 45 стран Центральной и Восточной Европы, а также США. Было представлено 20 лидирующих фондов, более 300 инвесторов и бизнес-ангелов, а также 170 стартапов из 27 стран. И более 70 известных спикеров, которые являются почетными гостями на всех лучших мировых конференциях. Главное, что они представляют глобальный бизнес. А именно на этом мы и делали акцент в этом году, и продолжим в будущем.

Для нас очень большое значение имеет контент конференции, ее наполнение. Важно о чем говорят спикеры, какие глобальные компании они представляют. Мы хотим представить лучших игроков глобального бизнеса по абсолютно разным направлениям, а именно: платежным системам, новым трендам, электронной коммерции, показать растущие и развивающиеся рынки. В этом году начали с Индии, в следующем у нас будет представлена Бразилия. 

МФ: Мы были на конференции и действительно очень удобно, когда ты можешь познакомиться с интересными людьми, пообщаться с ними, установить новые контакты и в то же время услышать новую, полезную для себя информацию.

В.Т.: Да, это уникальная возможность ознакомиться с примерами успеха и неудачи, с уроками, которые получили фонды и предприниматели, работая на глобальных площадках. И мы старались сделать общение всех участников неким тизером конференции. Это здорово, когда можно приехать и познакомиться с лучшими представителями фондов из различных стран, а также с представителями нескольких компаний, начинавших свою деятельность в Индии и вышедшими в глобальные лидеры.

Также все отметили, что в этом году уровень самих keynotes был высоким. Мы хорошо поработали над тем, чтобы объяснить спикерам, насколько важна для аудитории всей Центральной и Восточной Европы аналитика, более серьезная и концентрированная информация, которая поможет принять правильно решение, основываясь на примерах других компаний, работающих в этом же направлении. 

Мы просили спикеров очень серьезно подойти к этому вопросу, чтобы каждую минуту участники получали максимальное количество полезной информации, которую не найти в открытых источниках. Все прошло именно так, как мы хотели.

Также мы очень довольны презентацией быстрорастущих рынков. В этом году это была Индия. Со следующего года мы запустим новую площадку для CTO компаний (технических директоров — авт.). Им представится возможность пообщаться со своими коллегами из успешных глобальных компаний. И мы уже сейчас подбираем темы, чтобы они были в фарватере всего происходящего в глобальном интернет-бизнесе. Мы покажем новые тренды, то, что сейчас востребовано. Пригласим тех, кто сейчас на волне, сделаем большой акцент на Центральной и Восточной Европе, пригласим также фонды, которые либо активно работают на этой территории, либо родом с этого региона. 

Также пригласим успешные компании из Чехии, Польши, Венгрии, Румынии, которые расскажут, как сделать проект, который сможет стать успешным на территории своей страны или мировом поприще. Кроме того, новинкой IDCEE-2013 будет новая система определения победителей: мы введем несколько номинаций. Будет больше мероприятий в networking-программе. Все это мы сделаем в 2013 году. IDCEE, как и любое другое мероприятие, надо готовить целый год, и заниматься им целый год. Что мы соответственно и делаем. 

МФ: То есть, вы уже сейчас, когда только закончилась конференция 2012 года, начали подготовку к 2013? Год — это серьезный промежуток времени.

В.Т.: Да, по сути, когда еще не закончилась конференция 2012 года, мы уже начали заниматься подготовкой к следующему мероприятию. Во время последней IDCEE мы спросили у участников их мнение относительно того, что необходимо изменить, чтобы мероприятия стало еще лучше, полезнее и интереснее. 

Уже проведены беседы со всеми нашими старыми друзьями, фондами. Ищем и новые контакты. Могу сказать, что это точно будут лучшие спикеры разных стран мира, по разным направлениям. Работа кипит.

Кроме того, у нас запланировано много различных поездок по Центральной и Восточной Европе, чтобы установить личные, теплые, так сказать, контакты с инкубаторами, акселераторами, с ивентами, которые относятся к нашему формату. Также хотим сделать акцент на пиар-кампании конференции, привлечь как можно больше лучших стартапов из региона Центральной и Восточной Европы, а также лучших глобальных спикеров и фонды, которые еще не работают на нашей территории.

Круглый год подготовкой работает команда из семи человек, но ближе к самому мероприятию нас становится больше ста. Уже сейчас мы работаем с утра и до 9-10 часов вечера. Общаемся, ищем, и так далее. Ощущения того, что мы сделали идеальное мероприятие, еще нет. Работа продолжает кипеть.

МФ: Денежная награда в конкурсе стартапов составляла 30 тысяч евро. В следующем году она увеличится?

В.Т.: Нет, останется такой же. Это и так очень большая сумма. Многие известные конференции вообще не практикуют денежные вознаграждения. Это индивидуальная мотивация, кто-то хочет так делать, кто-то нет. 

МФ: Ну, это очень хорошая мотивация.

В.Т.: Да, мы хотим так делать, и мы так делаем. Кто-то такого не практикует — просто обеспечивает медиа-покрытие. Отмечу, что для многих компаний медийное покрытие играет большую роль. На IDCEE-2012 присутствовали лучшие представители медиа, прессы, онлайн-блогеры, которые следили за всем происходящим на конференции. Уровень людей, которые были у нас, говорит о том, что конференция привлекла большое внимание и получила самые высокие отзывы.

МФ: Виктория, и напоследок отметьте самое главное событие этого года для фонда. Что стало, скажем так, «фишкой» уже почти уходящего 2012-го для TA Venture?

В.Т.: Безусловно, это подготовка к запуску проекта TOPMALL. У нас очень большие планы в связи с этим проектом.

Беседовала Елена Куцая

Опубликовано на minfin.com.ua 13 декабря 2012, 07:50 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (5)

+
+15
Anko
Anko
13 декабря 2012, 08:16
#
Все как всегда — все интернет-ресурсы создаются для развитого мира — европа, штаты, так что виктория поднимает чужую экономику, а не нашу украинскую.
+
+29
gricyk5
gricyk5
13 декабря 2012, 08:36
#
Да и расчет идет в долларах а не в гривнах.Где апологет поддержания курса любой ценой (пан Охрименко)-пусть даст комментарий…
+
+3
mybank
mybank
13 декабря 2012, 14:35
#
Нормальная статья…
+
+28
pointOFview
pointOFview
13 декабря 2012, 16:02
#
Ходили люди к ней с проектом. Она их просто не смотрит. Все проекты забраковываются секретарями.

Чтобы Виктория обратила внимание на проект, за стартапом должны стоять люди. В их числе обязательно СТ. Но, СТ мало, нужны ещё депутаты. Но эти стоять не будут, если за стартапом нет заруб. имён.

Рецепт очень простой. Надо сначала получить рецензию о стартапе в крупной европейской компании. Но они денег не дадут. За рецензию возьмут. С этой рецензией надо идти к тем, у кого есть деньги и готов реально их инвестировать, т.е. депутаты и при них. И только потом ВОЗМОЖНО на стартап обратит внимание Виктория.
В общем её фонд, это имя, это круто. Но он хорош только на этапе раскрутки. Но не на этапе создания.

А статья отличная.
+
+8
infopotok
infopotok
20 декабря 2012, 18:16
Киев
#
Ищут куда наворованные деньги закинуть, а то «ляжки жгут» как говаривал Шукшин…

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд