ВХОД
Вернуться
10 декабря 2012, 17:30
Изменения в Налоговый кодекс разрушат фондовый рынок Украины
Фото с сайта zn.ua

Изменения в Налоговый кодекс разрушат фондовый рынок Украины

В Законе Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно дальнейшего совершенствования администрирования налогов и сборов» (далее — Закон), принятого парламентом 6 декабря 2012 года, вместо изменений к администрированию налогов вводится новый налог и изменяется существующий налоговый режим операций с ценными бумагами. Об этом «Минфину» сообщили в Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ).

Как сообщается, УАИБ обратилась к президенту Украины с просьбой принять меры для недопущения разрушения фондового рынка Украины и ухудшение состояния многих сегментов финансового рынка и реального сектора экономики, и применить право «вето» в Закон.

Так как, во-первых, этим Законом вносятся изменения в порядок взимания налога на прибыль предприятий, которые вступают в силу с 1 января 2013 года. Такая норма прямо противоречит требованиям подпункта 4.1.9 пункта 4.1. статьи 4 Налогового кодекса Украины, которым определен принцип стабильности налогового законодательства Украины, согласно которому изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.

Противоречит он также нормам статьи 27 Бюджетного кодекса Украины, согласно которой законы Украины или их отдельные положения, которые влияют на показатели бюджета (уменьшают поступление бюджета и/или увеличивают расходы бюджета) и принимаются после 15 июля года, предшествующего плановому, вводятся в действие не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым.

Указанное также противоречит Программе экономических реформ Президента Украины «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», в которой обеспечение стабильности налогового законодательства определено как одно из приоритетных заданий.

Во-вторых, Законом вводится особый налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами как акцизный налог, что противоречит как теории налогообложения, так и экономической сущности акцизного налога, а также не соответствует Европейскому законодательству, в частности Директиве ЕС № 2008/118 / ЕС. «Ценные бумаги не имеют конечного потребления и не могут рассматриваться как подакцизные товары, аналогичные алкогольной продукции, табачным изделиям и так далее, -говорится в сообщении УАИБ».

Таким образом, ассоциация просит Президента также учитывать, что сумма такого налога по каждой операции купли-продажи будет кумулятивно накапливаться в цене ценных бумаг. «В результате качественные ценные бумаги отечественных эмитентов со перестанут обращаться на рынке вследствие достижения границы их справедливой стоимости, станут неликвидными и непривлекательными для инвесторов. Это остановит процесс привлечения новых инвестиционных ресурсов в экономику. Именно поэтому страны, где были раньше всех введены подобные налоги, уже от них отказались», — уверенны в УАИБ.

В письме отмечается, что фактическая ставка особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг для инвесторов — физических лиц будет составлять 1,5%, поскольку большая часть ценных бумаг, которые приобретаются-продаются среди физических лиц (в том числе полученных в процессе приватизации) не обращаются на фондовых биржах. Физические лица не имеют прямого доступа к биржевой торговле, следовательно, указанным Законом, им навязывается услуга финансовых посредников — торговцев ценными бумагами (что противоречит Закону Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», который определяет право физического лица осуществлять в определенных случаях операции с ценными бумагами без посредника).Для внебиржевых ценных бумаг Законом устанавливается ограничение относительно срока, в течение которого инвестор может учитывать понесенные расходы на их приобретение (1095 дней).

В-третьих, Закон вводит разграничение операций с ценными бумагами в зависимости от факта их вращения на фондовых биржах или вне их. При существовании в Украине 10 фондовых бирж с различными требованиями к ценным бумагам, которые обращаются на них, факт нахождения ценных бумаг в биржевых списках никоим образом не предоставляет подтверждение качества таких ценных бумаг. Более того, такой подход будет стимулировать биржи включать в биржевые списки можно больше ценных бумаг, несмотря на их качество, дискредитирует отечественный биржевой рынок как среди отечественных, так и иностранных инвесторов.

При этом фактически происходит административное навязывание инвесторам услуг фондовых бирж, носит коррупционный и антиконкурентный характер и противоречит Программе экономических реформ Президента Украины в части дерегуляции и административной реформы.

В-четвертых, для внебиржевых ценных бумаг Законом устанавливается ограничение относительно срока, в течение которого инвестор может учитывать понесенные расходы на их приобретение (1095 дней). Такой подход, отмечается в письме УАИБ, прямо противоречит как международным, так и Национальным стандартам бухгалтерского учета, приближению к которым декларативно должны способствовать все изменения в налоговое законодательство. На практике это стимулирует краткосрочные и спекулятивные операции и делает фондовый рынок Украины непривлекательным для долгосрочных инвестиций, в том числе в новые предприятия.

По сути, Закон вводит двойное налогообложение операций с ценными бумагами: особым налогом на операции по отчуждению ценных бумаг и налогом на прибыль по таким операциям. «Это приведет к неоправданному росту фискальной нагрузки, что вместо ожидаемой детенизации операций с ценными бумагами и наполнения государственного бюджета будет противоположные последствия, а именно, уничтожение рынка корпоративных ценных бумаг, поскольку добросовестные налогоплательщики-инвесторы автоматически теряют ликвидность своих инвестиций и увеличивают расходы», — отмечается в сообщении. Происходить это будет при отсутствии банковского кредитования, что приведет к падению реального сектора экономики и следующих налоговых потерь.

Как подчеркивается в обращении УАИБ, Украина уже имела опыт негативного влияния изменений налогового законодательства на рынке ценных бумаг и привлечения инвестиций.

Запрет на включение в состав валовых расходов инвестора расходов на приобретение ценных бумаг у эмитента и отнесения к валовым доходам предприятий заемных средств, полученных от размещения выпущенных ими корпоративных облигаций, введена в 1997 году, практически уничтожила рынок корпоративных облигаций. После отмены этой нормы рынок корпоративных облигаций продемонстрировал значительный рост инвестиционного потенциала: объем их выпусков только в 2001 году был на 350 млн грн больше от объема всех выпусков таких ценных бумаг в Украине за 1996-2000 годы.

Опубликовано на minfin.com.ua 10 декабря 2012, 17:30 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд