Минфин - Курсы валют Украины

Установить
18 сентября 2012, 13:20 Читати українською

Главное о повышении квалификации персонала

Работодатель имеет право с согласия работника направить его на повышение квалификации без отрыва от производстваСогласно совместному приказу Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства образования и науки Украины «Об утверждении Положения о профессиональном обучении кадров на производстве» от 26 марта 2001 года № 127/151, работодатели — субъекты хозяйствования наряду с прочим имеют право определять потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в профессионально-квалификационном разрезе; создавать учебно-производственную базу для профессионального обучения кадров на производстве, организовывать учебный процесс; разрабатывать в соответствии с требованиями производства рабочие учебные планы по профессиям и рабочие учебные программы по учебным предметам на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ и государственных стандартов по конкретным профессиям и обеспечивать их выполнение в полном объеме и на должном уровне и т. д.

Следовательно, процедура различия профессий по разрядам, категориям и т. п. может определяться, например, как повышение квалификации рабочих (профессионально-техническое обучение рабочих), что позволяет расширять и углублять ранее приобретенные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг.

Повышение квалификации рабочих имеет следующие формы:
— производственно-технические курсы,
— курсы целевого назначения,
— другие формы повышения квалификации работников, определяемые субъектами хозяйствования.

Занятия на курсах проводятся в группах численностью от 5 до 30 человек или индивидуально. Производственно-технические курсы проводятся для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений работников по имеющейся у них профессии до уровня, отвечающего требованиям производства. Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения рабочим высшего квалификационного разряда (класса, категории, группы и др.) и профессионального роста.Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения рабочим высшего квалификационного разряда

Комплектование учебных групп на производственно-технических курсах осуществляется преимущественно рабочими одной профессии одного или близких уровней квалификации, имеющими стаж работы по профессии на данном предприятии не менее одного года. Продолжительность обучения на производственно-технических курсах определяется учебными планами и программами и не должна превышать один год.

Формы и методы организации и проведения теоретического и производственного обучения, формы итогового контроля аналогичны тем, которые применяются при подготовке и переподготовке кадров.

Главное о повышении квалификации персонала
Фото с сайта hrm.ua

Курсы целевого назначения проводятся для изучения рабочими нового оборудования, изделий, товаров, материалов, услуг, современных технологических процессов, средств механизации и автоматизации, использующихся на производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, эффективных методов организации труда, вопросов экономики, законодательных и нормативно-правовых актов и т. п.

Комплектование учебных групп рабочими осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов. Продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается в объеме не менее 8 учебных часов. Обучение заканчивается итоговым занятием, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Рабочим по окончании курса обучения выдается удостоверение.

Рабочие учебные планы и программы разрабатываются и утверждаются для:

— производственно-технических курсов — субъектами хозяйствования на основе государственных стандартов по конкретным профессиям или типовых учебных планов и программ;
— курсов целевого назначения — субъектами хозяйствования, а по необходимости — центральными органами исполнительной власти или соответствующими подразделениями местных органов исполнительной власти.

Продолжительность и содержание повышения квалификации работников определяются рабочими учебными планами и программами. Периодичность обучения работников на курсах повышения квалификации устанавливается, как правило, не реже одного раза в 5 лет.

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании», предприятия могут выступать заказчиками на подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.Предприятия могут выступать заказчиками на подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников

Работодатель имеет право с согласия работника направить его на обучение по повышению квалификации без отрыва от производства в профессионально-техническое учебное заведение. В таком случае оплата за обучение осуществляется работодателем по соответствующему письменному соглашению между предприятием и учебным заведением.

Кроме того, нормами статьи 202 КЗоТ определено, что работникам, проходящим производственное обучение или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, собственник или уполномоченный им орган должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением.

При повышении квалификационных разрядов или при продвижении по работе должны учитываться успешное прохождение работниками производственного обучения, общеобразовательная и профессиональная подготовка, а также успешное прохождение работниками обучения в учебных заведениях.

Для работников, обучающихся без отрыва от производства в средних и профессионально-технических учебных заведениях, устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы с сохранением заработной платы в установленном порядке, им предоставляются также другие льготы.

Лицам, завершившим курс профессионально-технического обучения по программам курсовой или индивидуальной подготовки, переподготовки, повышения квалификации с присвоением разрядов (классов, категорий и т. п.) и успешно прошедшим квалификационную аттестацию, а также тем, кто не завершил полного курса обучения, но по результатам квалификационной аттестации им было присвоено рабочую квалификацию, по решению государственной квалификационной комиссии выдается свидетельство установленного образца о присвоении или повышении рабочей квалификации соответствующего разряда (класса, категории).

Относительно профессий, для которых необходимо наличие высшего образования, то в случае повышения по должности это делается или во время проведения аттестации, или по представлению непосредственного руководства. Именно последняя практика больше распространена в нашей стране, поскольку занимает меньше времени на подготовку. Категорирование профессий по данному принципу определяет разницу в стаже работы, образовательно-квалификационном уровне, ответственности и т. п. Принципиальной разницы в части заданий и обязанностей при повышении в должности нет. Главное отличие высших категорий профессий от низших — повышение ответственности, возможное наличие подчиненных и др. Кроме того, это оплатная категория, то есть работнику при повышении в должности повышают его статус и соответственно заработную плату.

Важно отметить то, что сегодня каждый из центральных органов государственной исполнительной власти, отвечающий за тот или иной вид экономической деятельности в стране, самостоятельно разрабатывает и утверждает процедуру аттестации соответствующих работников своего вида экономической деятельности. Вместе с тем не все профессии, существующие на рынке труда, имеют отраслевые нормативно-правовые документы, по которым регламентируется порядок проведения аттестации таких работников.

Например, в настоящее время не определено единого отраслевого нормативно-правового документа по проведению аттестации для определенных работников бухгалтерского направления. Следует добавить, что, скажем, работники бухгалтерии работают в каждом виде экономической деятельности и таким образом определить процедуру аттестации главного бухгалтера, бухгалтера (с дипломом специалиста), бухгалтера-ревизора, бухгалтера и др. можно в различных отраслевых нормативно-правовых документах:
— Министерства культуры и туризма Украины «Об утверждении Положения о проведении аттестации работников предприятий, учреждений, организаций и учреждений области культуры» от 16 июля 2007 г. № 44;
— Министерства транспорта и связи Украины «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций железнодорожного транспорта Украины» от 16 апреля 1996 г. № 127 и др., в перечне работников которых находятся «главный бухгалтер», «заместитель главного бухгалтера», «бухгалтер», «учетчик по регистрации бухгалтерских данных» и проч.

Оценка работы аттестуемых сотрудников проводится с учетом их личного вклада при выполнении заданий и обязанностей на предприятии в соответствии с нормами и требованиями должностных (рабочих) инструкций, которые в свою очередь должны быть разработаны согласно действующим квалификационным характеристикам, содержащимся в отраслевом выпуске «Справочника квалификационных характеристик профессий работников».

Для организации и проведения аттестации руководитель предприятия издает приказ, в котором:

1) указываются основание и задания аттестации;
2) утверждаются состав, председатель, секретарь постоянно действующей аттестационной комиссии, определяются его полномочия; при необходимости определяется состав цеховых (структурных) аттестационных комиссий;
3) устанавливаются графики и сроки проведения подготовительных работ в структурных подразделениях предприятия;
4) определяется взаимодействие с заинтересованными государственными органами и общественными организациями (подразделениями экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологической службой);
5) определяются комплексные проектные, научно-исследовательские, экспертные организации для научно-технической оценки условий труда и участия в разработке мер по устранению или уменьшению влияния вредных производственных факторов.

В состав аттестационной комиссии рекомендуется вводить главных специалистов, работников кадровой службы, службы охраны труда, отдела труда и зарплаты, службы здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций.

Аттестационная комиссия:
— осуществляет организационное, методическое руководство и контроль над ходом проведения работы на всех этапах, формирует необходимую правовую и справочную базу и организует ее изучение;
— определяет и привлекает в установленном порядке необходимые для выполнения специальных работ организации;
— организует изготовление для каждого подразделения планов расположения оборудования и его экспликацию, определяет границы рабочих мест (рабочих зон), проводит их нумерацию;
— составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
— сравнивает применяемый технологический процесс, состав оборудования, используемые сырье и материалы с предусмотренными в проектной и технологической документации;
— определяет объемы необходимых исследований вредных и опасных факторов производственной среды и организует исследования;
— прогнозирует и выявляет возникновение вредных и опасных факторов на рабочих местах;
— устанавливает по «Справочнику квалификационных характеристик профессий работников» соответствие наименования профессий и должностей, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ. В случае выявленного отклонения название профессии (должности) приводится в соответствие с фактически выполняемой работой;
— составляет карту условий труда на каждое учтенное рабочее место или группу аналогичных мест;
— проводит аттестацию и составляет перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с неблагоприятными условиями труда;
— уточняет действующие льготы и компенсации и вносит предложения по их установке в зависимости от условий труда, определяет расходы на эти цели;
— организует разработку мероприятий по улучшению условий труда и оздоровления работников.

Нередко возникают проблемы по поводу необходимости перевода работника из одной категории в другую без проведения аттестации на основании статьи 64 Хозяйственного кодекса Украины, в которой, среди прочего, говорится о том, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание. Здесь нужно отметить то, что аттестация предусматривается в случае существенных изменений в условиях труда (внедрение новых методов работы, изменение технологии производства, повышение ответственности, изменение прав и т. п.).

Следует отметить, что стаж работы не относится к таким изменениям, и отечественное законодательство прямо не указывает на запрет перевода работника по стажу работы без проведения аттестации.

Но нужно понимать, что категорирование профессий — такая ее характеристика, которая на первый взгляд может существенно не менять задания и обязанности соответствующего работника, но изменяет его ответственность, права, методы руководства работниками низшей категории и в определенных случаях непосредственное руководство.Оценка работы аттестуемых сотрудников проводится с учетом их личного вклада при выполнении заданий и обязанностей на предприятии

Добавим также и то, что присвоение категории, например, «бухгалтеру (с дипломом специалиста)» 2 категории», — это изменение должности. Соответствующие изменения обязательно должны быть отмечены и в трудовой книжке работника — «По решению аттестационной комиссии перевести на должность бухгалтера (с дипломом специалиста) 2 категории» с указанием соответствующего приказа руководителя предприятия.

Таким образом, на наш взгляд, во избежание лишних разъяснений с государственными контролирующими органами, которые проводят соответствующие проверки (для установки надлежащего вида категории профессии) лучше проводить аттестацию работников.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала на предприятии, с одной стороны, должны быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой — предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их возможностями и интересами.

Отсюда возникает требование к подвижности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства (сферы услуг) и ситуацией на рынке труда в целом.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задания в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала:

1) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
2) правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
3) определение потребности в обучении персонала по отдельным видам;
4) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
5) изыскание средств финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться