ВХОД
Вернуться
9 августа 2012, 09:51
Сдвиг по фазе. Европа предает бренды, Украина — раздает долги.
Фото с сайта mrhow.ru

Сдвиг по фазе. Европа предает бренды, Украина — раздает долги

Исследователи компании Euromonitor выяснили, что жители Западной Европы стали покупать более дешевые продукты, урезав расходы на питание семьи на 3% по сравнению с прошлым годом. Европейцы выбирают овощи и фрукты поштучно, популярными стали маленькие упаковки. Многие отказались от ресторанов, больше готовят сами или заказывают еду на дом.

Терпит убытки и туристическая сфера — многие в этом году урезали отпуска и отказались от заграничных курортов. Слабеет и верность брендам: привычные товары заменяются более дешевыми аналогами. Придерживаются ли украинцы кризисного меню, корреспондент узнал у экспертов и участников рынка.

Убегаем от инфляции

Покупательное поведение украинцев разительно отличается от европейского. Реальные доходы по сравнению с прошлым выросли, и потребители начали больше тратить, отмечает Глеб Вышлинский, заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine. В июне индекс потребительских настроений GfK был на 8 пунктов выше прошлогодней планки. Выше оказались и показатели индексов текущего состояния (+8,4 пункта) и экономических ожиданий (+7,6). Однако такое повышение нельзя назвать большим.

О росте потребления говорит и официальная статистика. Средняя зарплата за январь-июнь 2012 года выросла до 2916 грн (на 322 грн или +12,4% год к году). Выросли и объемы розничных продаж в стране — на 16% за полгода. Однако причины увеличения расходов могут быть в другом, отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Потребители, зная о возможном росте цен после парламентских выборов в октябре, спешат купить товары по еще низкой цене. «Люди убегают от инфляции — они спешат купить, понимая, что осенью будет дороже», — говорит аналитик.

По его словам, слухи о возможной девальвации гривны толкают украинцев максимально сокращать валютные долги, в первую очередь долларовые. В пользу такого предположения говорят объемы погашения кредитов (порядка 16 млрд грн, что вдвое больше прошлогодних), львиная доля которых — валютные. 

Покупают больше, но дешевле

Несмотря на то, что украинцы стали больше тратить, их покупательская способность остается низкой. Косвенным свидетельством этого могут быть высокие темпы развития ритейла нижнего ценового сегмента, говорит директор консалтингового агентства GT Partners Игорь Гугля. К примеру, активно открывает новые магазины сеть АТБ: в прошлом году был открыт 91 дискаунтер, а с начала этого года — уже 60. «Потребители, которые раньше ходили в магазины форматов „супермаркет“ или „магазин у дома“… переходят в „мягкие дискаунтеры“, — говорит Гугля.

Тем временем представители других розничных форматов повышают долю товаров под собственными торговыми марками (private lable), которые существенно дешевле брендовой продукции. 

Производители активно переходят на выпуск продукции в гораздо менее емкой таре и упаковке. Если, к примеру, томатную пасту раньше поставляли на рынок во вместительных банках, то сегодня стабильным спросом пользуются одноразовые порции, отмечает Роман Бухтияров, директор компании „Бюро Успешного Мерчандайзинга“ (БУМ). Аналогичная тенденция четко прослеживается по молочным продуктам и детскому питанию.

На отдых не жалко

Вот на чем украинцы не стали экономить, так это на путешествиях. По крайней мере, так утверждают в туристическом холдинге Тез Тур. По их подсчетам, в нынешнем году ценовая планка приобретаемых туров повысилась на 20% по сравнению с прошлым годом.

Вместе с тем, украинцы в этом году стали более расчетливы. „С каждым годом туристы начинают планировать отдых заранее, и в этом году мы наблюдаем резкий скачок спроса на раннее бронирование. Если в прошлом году по раннему бронированию забронировали туры 10% клиентов нашей компании, то в 2012 году — уже 24%“, — говорят в туристическом холдинге.

Покупки в Сети

Активное развитие интернет-торговли в Украине в последние годы может натолкнуть на мысль, что люди просто ищут, где дешевле купить товар. Однако, это лишь поверхностное заключение, утверждают эксперты.

Согласно результатам исследования крупнейших поисковиков Google и Яндекс, оффлайн-шоппинг до сих пор является превалирующим способом покупки, хотя доля онлайн-покупок продолжает расти. Среди самых популярных онлайн-покупок — товары из категорий одежда и аксессуары, мелкая бытовая техника и мобильные телефоны.

В рейтинге мотивов для онлайн-покупки низкая цена стоит не на первом месте. Украинцы покупают в интернете потому, что это удобней, есть возможность выбрать из широкого ассортимента и сравнить цены, говорит президент Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (УЕЛБУ) Юрий Чайка. К тому же, увеличение объемов онлайн торговли свойственно странам с различным уровнем экономики, добавляет эксперт.

В анализе расходов украинцев нужно учитывать и славянскую ментальность, добавляет Александр Охрименко. Получаемые доходы идут в первую очередь на траты и крайне редко — на сбережения, ведь украинцы не любят прибедняться, и в этом они очень похожи, к примеру, на россиян.

Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд