ВХОД
Вернуться
30 июля 2012, 11:51
Самомотивация как приобретенный рефлекс

Самомотивация как приобретенный рефлекс

Мой опыт работы с молодыми специалистами, молодыми менеджерами заставляет меня все чаще задуматься, что важнее в бизнесе — мотивация или образование. Причем, я имею в виду, прежде всего, самомотивацию, а не что-то привнесенное извне. Очевидный ответ — идеальной конструкцией было бы сочетание и того, и другого. Но я пришел к парадоксальному, может быть, выводу, что важнее все-таки мотивация и именно ее всегда надо ставить на первое место. 

Я считаю, что человек без мотивации добиться успеха не сможет, зато есть немало примеров тому, что люди без специального образования, но мотивированные, сворачивали горы. Вспомним хотя бы того же Билла Гейтса. 

На самом деле, когда человек мотивирован, что-то увлеченно делает, участвует в каком-то процессе, он волей-неволей занимается самообразованием. И вопрос недостатка знаний быстро решается. Но если специалист обладает дипломом об окончании даже очень хорошего и престижного вуза, но при этом у него не горят глаза, то всякое движение прекращается, а перспективы становятся нулевыми. 

Корни этой проблемы, как мне кажется, надо искать в школьном образовании. В нашей образовательной системе не хватает предметов или каких-то специальных тренингов, которые бы повышали мотивацию ребенка. Самомотивации можно научить, если обращать внимание не на количество знаний как таковых, а на умение ими пользоваться при создании собственной картины мира. 

Приведу пример из нашей жизни. У меня все дети двуязычные, и для того, чтобы поддерживать их знания, мы на каникулы отправляем их в самую обычную школу в Англию. Когда они возвращаются, то в один голос заявляют, что хотят учиться в английской, а не в российской школе. Спрашиваю, почему? Говорят, что там нет домашних заданий. Ну и что? Нагрузка все равно большая, и в итоге школьники тратят на учебу больше времени, чем здесь. Почему же вам там нравится? Один мой ребенок доходчиво разъяснил суть своих занятий в российской школе: пишем-читаем, пишем-читаем, учителя просят выучить от сих до сих и рассказать, а лучше 20 раз переписать. Я спрашиваю, а в Англии такого нет? Есть, говорит, мы и пишем, и читаем, но там всегда интересуются, что ты думаешь по этому поводу, хотят услышать личную точку зрения. 

Если взять сухой остаток, то английский учитель, как мне кажется, постоянно думает о том, как заинтересовать класс. Он обращает внимание не на то, сколько знаний усвоил ребенок, хотя это тоже важно, а насколько он смог его мотивировать на усвоение этих знаний. Способности же у всех разные. Отсюда появляются игровые элементы. Мы же к игре относимся несерьезно, как к развлечению, а в Англии все образование построено на принципе игры. При этом я не могу сказать, что у них нет требовательности. Ее не меньше, чем в наших школах, но ключевое слово здесь — интерес. Детям должно быть интересно! 

У нас сейчас много спорят о ЕГЭ, плюсах и минусах этих итоговых тестов, но я почему-то никогда не слышал дискуссии на тему, как сделать образование интересным. Я поговорил с некоторыми школьными учителями, и они мне вообще заявили, что слово «интересно» к учебному процессу не подходит. Должно быть информативно, познавательно, методологично. 

Никак не могу с этим согласиться. На мой взгляд, интерес — это первое, что способствует усвоению любого материала и вообще помогает учиться. У нас же культ образования настолько гипостазировался, что мы на него чуть ли не молимся. А книги по истории, даже по физике превратились в священные тексты, которые школьники должны заучивать. 

Если вспомнить, что у меня самого осталось от школьного образования, то это только те уроки, где учителя пытались заинтересовать предметом и где проявлялись какие-то эмоции. Например, любовь к истории привила мне учительница, которая со своим методом преподавания была изгоем в школе, и, в конце концов, ей пришлось оттуда уйти. У нее были проблемы с коллегами именно из-за того, что она отходила от школьной образовательной программы, и не в какой-то идеологической части, а в методике подачи материала. И это многим тогда не нравилось. 

Если резюмировать, то от реформы школьного образования я жду именно упора на развитие личности. Я хотел бы, чтобы перед учителями ставилась задача мотивировать детей, чтобы им было интересно учиться. А не просто устраивать соревнование, кто больше запомнит правил и выучит исторических дат. Поэтому фраза философа Гераклита «Многознайство уму не научает», сказанная 2500 лет назад, по-прежнему актуальна. 

Роман Авдеев на Slon.ru

Опубликовано на minfin.com.ua 30 июля 2012, 11:51
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд