ВХОД
Вернуться
23 июля 2012, 11:03
Тарифные манипуляции, или Почему украинцы переплачивают за коммунальные услуги?
Фото с сайта dolggkh.ru

Тарифные манипуляции, или Почему украинцы переплачивают за коммунальные услуги?

Постоянный рост цен на жилищно-коммунальные услуги вызывает много вопросов у населения Украины. Ведь это не влияет на качество их предоставления, с каждым годом только ухудшается. Поэтому увеличивается и количество исков от граждан, которые считают новые тарифы необоснованными. В том, какие для этого есть основания, и попробуем разобраться.

Политика обмана

В последнее время, получая квитанции за ЖК услуги, часто приходится замечать определенные изменения в сумме, которую начислили за содержание домов и двора, водоснабжения и отопления. На чем основаны такие расчеты? Никто, к сожалению, даже не пытается нам объяснить. Ведь тарифная политика власти является темным делом. В следствие чего, с начислением квартплаты в городах Украины происходит настоящая вакханалия, ведь люди не имеют прямых юридических отношений с теми, кто оказывает им ЖК услуги. Вот, например, с электроэнергией все более-менее понятно: у нас на руках договор и мы непосредственно за нее платим. А вот с другой частью ЖК услуг возникают недоразумения, поскольку их оплата осуществляется через такого посредника, как ЖЭК, который берет деньги у потребителей и перечисляет их соответствующим службам. Юридически плательщиков с ним нет никаких соглашений. Поэтому и судиться с ним, в случае несогласия с тарифной политикой по ЖК услуг, бесполезно.

«Во всем мире в таких случаях действуют прямые договоры между потребителем и поставщиком, нарушение которых может стать основанием для обжалования в суде. Мы этого, к сожалению, лишены, — отмечает адвокат Татьяна Монтян. — Лучший выход я вижу только в создании жителями многоэтажных домов ОСМД. Ведь в таком случае они смогут не только выбирать уборщика или фирму по вывозу мусора, которая предоставляет более качественные услуги по доступной цене, но и в случае возникновения сотни тысяч таких объединений влиять на образование цен на электроэнергию и водоснабжение, которые сегодня диктуют монополисты. Пока этого нет, кое-кто из олигархов зарабатывать на нас немалые деньги. Полученные ими сверхприбыли заложены в тарифы за свет, газ и водоснабжение. И пока мы сами не станем хозяйничать в собственник домах, вместо навязанных совковой системой ЖЭКов, за наш счет обогащаться семьи, приближенных к власти лиц ».

Наглядным подтверждением этого утверждения является плата за водоснабжение. «Мы дома получаем горячую воду, расход которой исчисляется кубическими метрами, но платим за гигакалории, потраченные на ее подогрев, — объясняет народный депутат от фракции БЮТ Владимир Бондаренко. — Я отправил запрос в Институт ЖКХ с вопросом: сколько одна гигакалория подогревает кубометров воды? И получил ответ: 22,5. На практике за одну гигакалорию пропускают 18 кубометров, а 4,5 — мы недополучаем. В результате, платим больше, а из крана течет не до конца подогретая вода. Все это знают провластные чиновники, но делают вид, что не замечают, поскольку получают от этого выгоду ».

Спасительная госрегистрация

Однако не все украинское желают мириться с таким положением вещей, поэтому изобретают основания для того, чтобы оспорить в суде ЖК тарифы. Не последнюю роль в этом процессе играет государственная регистрация соответствующих актов, ведь ее отсутствие истцов пытаются использовать в свою пользу. И вот как они это мотивируют.

Пунктом 3 ч.5 ст.19 «Заключительные положения» Закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» от 9.07.2010, который вступил в силу 31.10.2010, изложен в новой редакции пп.2 п. «а» ч.1 .28 закона «О местном самоуправлении в Украине», согласно которому ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся властные (самоуправляющиеся) полномочия, в частности относительно установления в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные, транспортные и другие услуги, кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод. Ведь они устанавливаются национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. До вступления в силу соответствующих изменений такие полномочия в Киеве, который имеет особый статус в системе самоуправления, осуществлялись Киевской городской госадминистрацией (КГГА).

«Вообще, вопрос об установлении тарифов на ЖК услуги, по своей природе, являются вопросами местного значения, поэтому должны решаться местными органами власти по согласованию с территориальными общинами, — отмечает юрист, начальник отдела изучения и обобщения судебной практики ВХСУ Андрей Потемкин — Возможно, учитывая многочисленные случаи нарушений законодательства органами местного самоуправления при установлении тарифов, на чем мы уже отмечали ранее, законодатель временно сделал Национальной комиссии ответственным за установление тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод. время, местная государственная администрация определяет и устанавливает нормы потребления в сфере ЖК услуг, осуществляет контроль за их соблюдением ».

По мнению Андрея Потемкина, регулирование тарифов является стадией, которой предшествует стадия их установки. Поэтому, например, КГГА, устанавливая тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод, должна решить вопрос о необходимости государственной регистрации в управлении юстиции таких распоряжений. Ее отсутствие становится основным аргументом признания их незаконными, особенно, когда в таком документе говорится о повышении тарифов на ЖК услуги. «Поскольку эта процедура не была осуществлена, то, по мнению истцов, согласно Указу Президента» О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти «от 03.10.92 № 493 и Положение о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабмина от 28.12.92 № 731, распоряжения КГГА не вступили в силу, а следовательно, и осуществление на их основе расчета стоимости предоставленных ЖК услуг является незаконным », — резюмирует юрист Потемкин.

Информирование граждан

Интересно, что с ростом количества таких исков, чиновники наконец-то решили стать более прозрачными для граждан Украины, поэтому и разработали документ, благодаря которому украинская вскоре смогут требовать от коммунальщиков объяснений, как — и из чего формируются тарифы. Указанный порядок разработан во исполнение Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно процедуры установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от 22. 12. 2011 года.

В пояснительной записке к проекту указывается, что его принятие вызвано необходимостью на законодательном уровне закрепить порядок информирования потребителей о тарифообразования. И даже названа вполне благородная цель документа: обеспечение реализации принципов государственного регулирования стоимости ЖК услуг, таких, как открытость, доступность и прозрачность структуры цен / тарифов для потребителей и общества и соответствие их уровня размера экономически обоснованных расходов на производство.

В общих чертах, по будущим проектом, производители и поставщики ЖК услуг должны будут в течение 5 дней с момента подачи заявки на изменение тарифов уполномоченному органу (им, скорее всего, будет Нацкомиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг), донести соответствующую информацию до конечных потребителей. Она должна содержать данные об общем размере тарифа и его структуру, обоснование причин его изменения и т.д… Причем в порядке есть перечень обязанностей «обязательным сведений по каждой конкретной услуге, будь то горячее водоснабжение или вывоз бытовых отходов.

Правда, эксперты обращают внимание на довольно формальный характер будущего порядка информирования граждан о тарифной политике, от чего он теряет свою значимость. Однако, как мне, уже сам факт того, что такой документ наконец разработан, свидетельствует о налаживании диалога между потребителями ЖК услуг и их поставщиками, что вскоре сможет положительно повлиять на ситуацию, которая сложилась в этой сфере.

Информация к размышлению:

Недавно более 200 предприятий об „объединились с целью не допустить уничтожения украинской промышленности удушающими тарифами на электроэнергию. Общественная организация“ Фронт защиты национального производителя „приняла сотни обращений работников украинских предприятий, которые вынуждены лишиться своих рабочих мест из-за ухудшения экономической ситуации. Это происходит вследствие несбалансированной тарифной политики Нацкомиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. Такие действия привели к дисбалансу цен на украинском и европейском рынках электроэнергии.

Цены для промышленных предприятий внутри Украины на электроэнергию собственного производства формируются выше, чем в Европе, куда Украина ее поставляет (65 — 68 евро за мегаватт в Украине против 56 евро в Европе). Это позволяет нашим европейским промышленным конкурентам преобладать над отечественными производителями: стимулируется рост импорта и вытесняется местная продукция с украинского рынка. Основная причина такой тарифной политики — лоббистские усилия частных энергетических корпораций и фактическая монополизация этой отрасли.

В Украине в 2012 году право экспортировать электроэнергию получила лишь компания ДТЭК. Уже два года ГП “НЭК Укрэнерго» не допускает другие компании также для участия в аукционах. Отсутствие конкуренции уже привело к потере госбюджетом около 450 млн грн (от годового аукциона на пересечение на 2010 год было получено 141 млн грн, от аукциона на 2011 год — 156 тыс. грн, а на 2012 — всего 110 тыс. грн).

Другая конфликтная ситуация сложилась с дотационными сертификатами. В частности, речь идет о постановлении Кабмина от 28 марта 2012 об отмене дотационных сертификатов при расчете цен на экспорт электроэнергии. Таким образом, оптовая цена для экспортеров снижается на 30%. Компенсировать эту разницу приходится отечественным предприятиям и населению. Все это приводит к увеличению себестоимости производства на предприятиях, уменьшение их рентабельности, остановки некоторых предприятий, увольнения тысяч работников и, как следствие, потере рабочих мест и лишения тысячи семей средств к существованию.

Учитывая это Всеукраинская общественная организация «Фронт защиты национального производителя» требует демонополизации экспорта электроэнергии и омытие энергомонополии внутри Украины. Также ее члены просят повысить конкурентоспособность украинских предприятий, сохранить национального производителя и вернуть украинское рабочие места.

Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд