Минфин - Курсы валют Украины

Установить
20 апреля 2012, 15:30 Читати українською

Запасы нефти в мире подходят к концу: как без нее обойтись и как сберечь

Ценовые скачки на АЗС уже никого не удивляют, хотя и не радуют — за последние 10 лет цена на бензин выросла почти в 7 раз. Причина — снижение мировых запасов нефти. Со школьных лет нам известно, что в XXI веке они будут исчерпаны полностью. Но вот когда именно? И, самое главное, что будет после этого?

Запасы нефти в мире подходят к концу: как без нее обойтись и как сберечь.
Фото с сайта segodnya.ua

По данным старшего вице-президента транснациональной нефтяной компании Exxon Mobil Стюарта МакГилла, нефть будет оставаться главным источником для автомобильного топлива до 2030 года. Всего же ее запасов хватит еще на 45—50 лет — до 2060 года на Земле наступит так называемая Постнефтяная эпоха. И это будет либо «Электрический мир», основанный на электроэнергии, которая за счет новых технологий должна к тому времени стать дешевой, либо часть человечества вернется в Средневековье. Какие перспективы Украины?

Читайте также: 
Как мир сел на нефтяную иглу

Доступной нефти больше нет

Доказанные общемировые запасы нефти, согласно данным управления энергетической информации С ША, сейчас составляют около 1300 млрд баррелей. Более половины нефти — 750 млрд баррелей — находится на Ближнем Востоке. Порядка 500 млрд — в Америке, 120 млрд — в Африке, 100 млрд — в Евразии, а 40 млрд — в Азии и Океании. В ЕС нефти почти нет, пишет Сегодня.

Компания «Бритиш Петролеум» (BP) в своем отчете за 2010-й год указывает, что при нынешних темпах добычи и потребления нефти мировых запасов хватит на 45,7 года. Также существуют еще и значительные запасы в Арктике — 90 млрд баррелей нефти (22% от мировых недоказанных запасов).

Если нефти на Земле так много, то почему цены на топливо растут так быстро и настолько сильно? Дело в том, что, по мнению заслуженного геолога Принстонского университета (США) Кеннета Деффейеса, нефть в традиционном понимании этого термина закончилась еще в 2004—2008-м годах.

«Со средины XIX века мир сжег примерно 1 триллион баррелей из 2—2,3 триллиона. Это была самая качественная нефть, ее легко можно было добыть. Остальное — нефть низкого качества, а также полутвердые и твердые вещества, родственные нефти», — уверен Деффейс.

Задолго до того, как мы получим последний баррель, нефть будет настолько сложно добывать, что это станет нецелесообразным.

Президент американской компании Strategic Ene rgy & Economic Research Майкл Линч, не опровергая Деффейса, считает, что пик добычи наступит примерно через 20 лет благодаря снижению спроса из-за резкого скачка цен. «Постепенно мы приспособимся к тому, что дешевой нефти больше не будет», — пишет он в своем исследовании за 2010 год.

Как известно, с марта прошлого года по март 2012 года цены на нефть на мировом рынке выросли почти вдвое: с $70 до $125,5 за баррель. Дир ектор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард назвал настолько резкий скачек цен «угрозой для всей мировой экономики». Почему так?Читайте также: 
Санкции против Ирана: интересы и противоречия

Джеймс Кунстлер, автор книги «Что нас ждет, когда закончится нефть...», отмечает, что сегодня «все основные системы жизнеобеспечения человечества зависят от нефти, включая производство, сельское хозяйство и финансовые рынки. И дадут сбой сразу же, как только нефть станет слишком дорогой». Отметим, что основным потребителем нефтепродуктов является не транспорт, а промышленность. Так, по подсчетам Международного союза автомобильного транспорта, автомобили потребляют лишь 30% нефти. Причем из них лишь 3% используют грузовики.

Большинство товаров — от кульков и посуды до бытовой электроники, компьютеров и авто — производятся либо из нефти, либо с ее использованием. Сюда важно добавить также нефтезависимое сельское хозяйство. В итоге любые скачки цен на нефть сразу же приводят к росту цен абсолютно на все. Сдерживать этот процесс можно, но не долго. Очень быстро ресурсы заканчиваются, и происходит глобальный обвал.

Меры: Как хотят сберечь нефть

Нынешняя мировая экономическая модель, как известно, основана на постоянном росте потребления товаров и услуг. Если мы станем меньше покупать/потреблять, остановится экономический рост, что затем перерастет в кризис. То есть просто отказаться от любых излишеств (личных авто, новых товаров/услуг) человечество не в состоянии. Единственный возможный путь — развитие технологий, снижающих расход нефти и энергии при производстве товаров, а также полный отказ от расхода нефти и, в дальнейшем, газа для получения тепловой энергии. Кроме того, нужен комплекс мер для повышения эффективности транспорта.

Энергоэффективность

Дома и промышленные предприятия ближайшего будущего будут, во-первых, считать и экономить каждый джоуль (единица измерения энергии) — оснащаться множеством датчиков/счетчиков и автоматизированных систем управления расходом энергии. Во-вторых, использовать альтернативные (не нефтяные) источники энергии. По прогнозам Shell, до 2030-го года главным промышленным топливом будет оставаться метан, но постепенно его заменят на сланцевый газ и в конечном итоге электроэнергию.

Борьба с пробками

По подсчетам Международного союза автомобильного транспорта, более 50% топлива сегодня расходуется зря — в многочисленных дорожных заторах. Еще несколько лет назад представитель этой организации во время Конференции перевозчиков сообщил мне, что в ЕЭК ООН готовятся требования, заставляющие все страны ограничить использование личных авто в часы пик.

Экономичный транспорт

Уже сейчас мы знаем, как выглядит авто будущего: мотоколяска улучшенной комфортности, расходующая 2-3 л топлива на 100 км. Внедорожник скоро смогут позволить себе лишь богачи.

IT-технологии

Корпорации усиленно рекламируют видеотелефонию высокой четкости и системы удаленной работы. Задача — заставить людей меньше ездить и тратить топливо. В исследовании Citrix Global Index Workshifting отмечено, что до 2013-го года 93% ведущих компаний мира будут предлагать сотрудникам работать вне офиса. Сегодня такую возможность предлагает 38% организаций.

Владислав Бовсуновский

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться