ВХОД
Вернуться
25 марта 2012, 10:50

Законопроект по ГТС прямо не обязывает Кабмин реформировать газовый рынок именно на европейских принципах

Главная цель принятого в первом чтении законопроекта №9429-1 — реформирование газового рынка Украины путем реорганизации «Нафтогаза» с целью приведения украинского законодательства в соответствие с требованиями Второй и Третьей газовых директив ЕС — указана только в пояснительных записках и прямо не закреплена в тексте изменений, то есть не сформулирована как прямое предписание (указание) закона. Об этом пишет юрист Александр Малиновский, партнер «Грант Торнтон Украина», пишет Зеркало недели.

В частности эксперт отмечает, что законопроект Кармазина №9429-1 предлагает наделить Кабмин двумя дополнительными полномочиями: 1) принимать решение о реорганизации «Нафтогаза» и его дочерних компаний, 2) давать разрешение на отчуждение их активов.

Однако юридический анализ законопроекта №9429-1 свидетельствует, отмечает Малиновский, что в нем прямо не зафиксирован его главный смысл — порядок и цель реализации правительством указанных полномочий. Таким образом, получается, что прямые ограничения для Кабмина при реорганизации «Нафтогаза» и его дочерних компаний и отчуждению их основных фондов (в данном случае «трубы» и газохранилищ), на законодательном уровне не предусмотрены.

«В такой ситуации может сложиться впечатление, что цель и вектор (европейский или евразийский) реформирования газового рынка Украины будут зависеть исключительно от Кабинета министров Украины. Отсутствие в принятом законопроекте хотя бы контуров и направлений (цели) реформирования украинского газового рынка может порождать сомнения в его направленности на либерализацию рынка именно на европейских принципах и может вызвать вопрос о возможности его использования для переформатирования газового рынка Украины в направлении дальнейшей его монополизации», — пишет Малиновский.

При этом он отмечает, что согласно Конституции и законодательству Украины, правительство может реализовывать свои полномочия — то есть реформировать газовый рынок — только способом, который не противоречит международно-правовым обязательствам государства (в данном случае — обязательствам Украины в рамках Европейского энергетического сообщества, в том числе по имплементации в Украине Второй и Третьей газовых директив ЕС).

Кроме того, законодательство исключает возможность заключения Украиной новых международно-правовых (тем более корпоративных) договоренностей с другим государством или компанией, которые противоречили бы Европейскому энергетическому сообществу и, в частности, усложняли бы либерализацию газового рынка Украины на европейских принципах.

«Вместе с тем конкретизация в законопроекте №9429-1 целей реализации Кабмином новых полномочий (внесение положений, обязывающих правительство реформировать газовый рынок на европейских принципах) улучшит качество этого документа и позволит избежать риска реформирования газового рынка образом, противоречащим обязательствам Украины перед Европейским Союзом», — резюмирует эксперт.

По его словам, такая конкретизация соответствовала бы цели принятого законопроекта, задекларированной в пояснительной записке и подтвержденной в заявлениях лидера парламентского проправительственного большинства.

Опубликовано на minfin.com.ua 25 марта 2012, 10:50
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд