ВХОД
Вернуться
20 марта 2012, 13:30

Украинцы дождались открытия магазинов

Продуктовые сети возобновили развитие — по итогам прошлого года большая часть компаний из топ-10 нарастила число магазинов. Развиваться смогли те ритейлеры, которые вовремя реструктурировали долги или привлекли внешних инвесторов,- они смогли купить активы конкурентов либо открыть магазины на их месте. Но докризисных темпов рынок уже не ожидает — в ближайшее время компании рассчитывают на медленное восстановление.

Окна роста

Если до кризиса в Украине ежегодно открывалось в среднем около 500 новых магазинов, то с 2008 по 2010 год темпы развития значительно замедлились, свидетельствуют данные исследовательской компании GT Partners Ukraine. Наименьшее количество было открыто в 2010 году — всего 272. Только в прошлом году компаниям удалось преломить эту негативную тенденцию — число магазинов выросло на 402 точки, пишет Коммерсант-Украина в статье «Украинцы дождались открытия магазинов».

В основном новые магазины открывали лидеры рынка. «Национальным компаниям проще взять денежные кредиты у банков или товарные — у поставщиков,- отмечает директор инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский.- Местным сетям приходится полагаться на собственные силы, поэтому только лидеры смогли значительно нарастить свои сети». Больше половины точек, открытых в прошлом году, пришлось на десятку крупнейших ритейлеров. Причем семь из них открыли более чем по десять магазинов. Исключениями стали только «Фуршет» (3 точки), «Велика кишеня» (2) и «Евротэк» (0).

Именно в 2011 году рынок ритейла начал восстанавливаться, говорит господин Пивоварский.

«Во время кризиса сетям было не до развития — нужно было приспособиться к новым условиям работы,- говорит финансовый директор компании »Велика кишеня« Олег Пьявка.- Да и средств не было. Рынок сжался, а банки прекратили кредитование».

До кризиса товарооборот сетей ежегодно рос на 20-25%, а в 2009 году впервые за несколько лет упал на 20,6% (данные Госстата). Сети начали закрывать убыточные магазины, чтобы повысить свою эффективность. «За два года кризиса компании успели оптимизировать свои сети, улучшив их работу. Сейчас можно снова наращивать число магазинов»,- говорит Пивоварский.

Выживание сильнейших

В основном увеличение сетей происходило за счет покупки активов или открытия магазинов на местах конкурентов. По данным GT Partners Ukraine, из 402 торговых точек, открытых в 2011 году, 101 магазин сменил вывеску в результате сделок M&A. Дело в том, что во время кризиса в наиболее выгодном положении оказались ритейлеры, успевшие вовремя реструктуризировать долг, отмечают эксперты. Еще часть компаний привлекла внешнее финансирование. Весной 2010 года фонд прямых инвестиций Euroventures Ukraine Fund II приобрел 30% компании «Торговый дом »Аванта« (сети »Колибрис«, »Наш«). А в конце 2010 года компанию »Пакко Холдинг" продали пяти иностранным компаниям.

«Мы были ориентированы на покупку конкурентов. Но это длительный процесс переговоров, заключения сделки, ребрендинга и ремонта в купленных магазинах. Поэтому новые открытия пришлись на 2011 год»,- рассказал совладелец компании «Торговый дом »Аванта«» Сергей Голиков.

Кризис не отразился на развитии сети дискаунтеров. «К примеру, »АТБ-маркет« выигрывает оттого, что ориентируется на эконом-сегмент»,- отмечает генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Начальник отдела по связям с общественностью компании АТБ Анна Личман добавляет, что магазины сети открываются в основном за счет собственных средств. «Мы не развивались за счет поглощения сетей, но были случаи покупки отдельно стоящих объектов,- поясняет госпожа Личман.- Сейчас около 90% магазинов находится в собственности компании».

Со сдержанным оптимизмом

В этом году темпы развития компаний будут еще выше, ожидают участники рынка. «О желании развиваться в нынешнем году заявили 26 розничных компаний, планирующих открыть 460-480 магазинов»,- говорит Игорь Гугля. Крупнейшей по числу открытий обещает стать сеть «АТБ-маркет» — компания планирует увеличить ее на 125 магазинов.

«Мы решили развиваться более интенсивными темпами. Во-первых, рынок сейчас это позволяет. Во-вторых, мы смогли аккумулировать финансовые средства для этого»,- поясняет госпожа Личман.

Кроме того, компании начали выходить в смежные сегменты. На прошлой неделе «Ритейл групп» (супермаркеты «Велика кишеня») заявила о планах развития нового для себя формата — магазинов «у дома». А Fozzy Group решила заняться премиальной розницей, открыв первый магазин Le Silpo.

Однако темпы развития рынка по-прежнему сдержаннее, чем в докризисные годы. «К открытию каждого магазина ритейлеры сейчас подходят более тщательно. Перед сетями не стоит цель наращивания оборота быстрыми темпами, как это было до кризиса»,- отмечает Олег Пьявка из «Великой кишени». По словам Сергея Голикова из компании «Торговый дом »Аванта«», рынок пока не располагает к более активному развитию. Летом и осенью прошлого года из-за низких темпов инфляции, а также дефляции в некоторых товарных сегментах розничные сети в отдельные месяцы столкнулись с нулевым ростом продаж. А к февралю этого года среднегодовое снижение стоимости средней продуктовой корзины украинцев достигло 0,5%. «Это одна из причин, по которой в прошлом году мы увеличили сеть в основном за счет покупки конкурентов — и не потому, что мы не могли открыть собственные магазины, а потому, что потребительские настроения не улучшились»,- говорит Сергей Голиков.

Ритейлеры не ожидают резких колебаний экономических показателей в этом году. «Если и будут изменения, то минимальные, ведь это год избирательной кампании»,- говорит госпожа Личман. По ее словам, об ожиданиях восстановления потребительского спроса можно будет говорить в следующем году.

Опубликовано на minfin.com.ua 20 марта 2012, 13:30
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд