ВХОД
Вернуться
10 января 2012, 18:20
Ожидание эскалации кризиса, итог 2011 года.
Фото с сайта innovaesolutions.com

В 2012-й мир и Украина входят в ожидании эскалации кризиса

В экономической сфере уходящий год запомнится, может, не самыми яркими, но зато важными событиями, влияющими на дальнейшее развитие Украины и мира. Кризис в Европе продолжал углубляться, а США почти месяц продержали всех в напряжении из-за угрозы дефолта. Начал работать Таможенный союз, куда не вошла Украина, предпочтя две ЗСТ — с Россией и ЕС. Мы перешли на оплату газа в рублях и завершаем переговоры по новому газовому контракту. НБУ ввел обмен валюты по паспортам. Украина провела пенсионную реформу, но пока так и не дождалась денег МВФ, пишет Киевский телеграф.

Вторая волна кризиса, о которой все говорят, пока не накрыла мировую экономику. Но предпосылки к большим неприятностям были самой актуальной темой 2011 года. По мнению финансовых аналитиков, развитые страны слегка «заигрались» со своими долгами. По состоянию на конец ноября 2011 года, общий объем национального долга США составил 15,3 трлн долларов, стран ЕС — 16,5 трлн долларов. Отдельно Великобритании — 9,8 трлн долларов, Германии и Франции по 5,6 трлн долларов, России — 519,4 млрд долларов, Украины — 120 млрд долларов.

В связи с этим возникали даже курьезы. Летом мировые информационные агентства сообщили сногсшибательную новость: Соединенным Штатам грозит дефолт. Технический. Панику породила дискуссия в Конгрессе по поводу повышения лимита госдолга страны. Больше всего беспокоился Китай — крупнейший держатель государственных ценных бумаг США. Однако в августе все стало на свои места: лимит госдолга был поднят, паника прошла.

Если дефолт Америке в действительности не грозит, то судьба европейской валюты вызывает куда больше обоснованных тревог. В нынешнем году заявления экономистов и лидеров ведущих стран ЕС побили все рекорды тревожности. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Европа ныне находится в тяжелейшем состоянии с момента окончания Второй мировой войны. А нобелевский лауреат Нуриэль Рубини предрек еврозоне судьбу Lehman Brothers.

На многочисленных двусторонних и многосторонних встречах на высшем уровне обсуждались самые разнообразные планы выхода из сложившейся ситуации. От новых кредитов Греции до радикальной реконструкции Европейского Союза, которая может включать создание более сильно интегрированной зоны обращения единой валюты с меньшим количеством стран-членов.

Нервное напряжение европейских лидеров породило череду кадровых ротаций. Самой значимой из которых стало назначение новым главой Европейского центрального банка итальянца Марио Драги. Он сменил на этом посту француза Жан-Клода Трише. Драги — очень интересный персонаж европейской политики. Воспитанник иезуитского приюта, протеже бывшего министра финансов США, сторонник массовой приватизации, он, судя по прогнозам, изменит политику европейского Центробанка в сторону ужесточения правил игры.

Более того, хотя 63-летнего Марио Драги считают одним из самых уважаемых экономистов и банкиров Старого Света, наблюдатели восприняли его кандидатуру неоднозначно. «Назначение Драги главным по денежно-кредитной политике в Европе означает, что руководство регулятором перейдет в руки представителя одной из самых слабых экономик еврозоны», — объясняла газета The Wall Street Journal. Поэтому, когда в начале 2011 года стали оглашать кандидатуры потенциальных преемников Трише, Драги не был лидером гонки.

Тем не менее выбор Драги — не случаен: на нем длительное время держалась финансовая стабильность Италии. До того, как возглавить Центробанк страны, он занимал должность министра финансов и осуществил масштабную программу по приватизации принадлежащих государству активов, позволившую Италии получить десятки миллиардов долларов и сократить внешний долг до уровня, позволяющего стране войти в зону евро.

Но есть одна причина, по которой назначению Драги аплодировали не все лидеры финансового рынка Европы: его считают «проамериканским» функционером. В январе 2002 года американский банковский монстр Goldman Sachs нанял Драги на пост управляющего директора в Лондоне и вице-председателя международного подразделения. Фактически Марио управлял фирмой банковского комитета с двумя десятками подчиненных, а его начальником был главный исполнительный директор Goldman Sachs и будущий министр финансов США Генри Полсон.

Интересно, что еще одно знаковое назначение в международной финансовой институции также связывают с «проамериканским кандидатом от Европы». Новая руководитель МВФ Кристин Лагард оказалась в хорошем месте в не самое лучшее время. Кресло главы Фонда досталась ей после того, как ее предшественник и соотечественник Доминик Стросс-Кан вынужден был досрочно уйти в отставку после скандала с попыткой изнасилования горничной в отеле.

Позднее обвинение было снято, а в западной прессе появились публикации, что Стросс-Кан пал жертвой глобальной интриги. Он являлся сторонником усиления роли в МВФ развивающихся стран, и в частности Китая, против чего активно выступал министр финансов США (или, если дословно перевести его должность — секретарь казначейства США) Тимоти Гейтнер.

Интересная деталь: как и новый председатель Европейского центрального банка Марио Драги, которого давние тесные отношения связывают с экс-министром финансов США Генри Полсоном, Кристин Лагард оказалась в прошлом сотрудницей Тимоти Гейтнера. В 90-е годы они вместе работали в фирме Baker & McKenzie.

Впрочем, это не означает, что Лагард стала проводником исключительно позиции Вашингтона на мировом финансовом рынке. Однако ее взгляды отличаются большей жесткостью от мнения эпатажного социалиста Стросс-Кана. Еще будучи министром финансов Франции, Кристин Лагард предлагала не давать Греции помощь, пока та не выполнит план по сокращению расходов. А в нынешней ипостаси она проявила подчеркнутую строгость к Украине.

Это вылилось в очередную задержку с предоставлением кредита программы stand by. Сначала миссия долго не приезжала в Украину, а потом Фонд решил провести оценку эффективности программы stand by времен правительства Тимошенко. И это снова отодвинуло получение нами их денег. И это несмотря на то, что Украина пошла на болезненную, но неизбежную реформу пенсионного законодательства.Поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет.

1 октября 2011 года вступил в силу закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». Он предполагает, кроме всего прочего, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, документ предусматривает увеличение сроков выхода на пенсию для мужчин-госслужащих с 60 до 62 лет.

Законом также установлено, что максимальный размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Надо сказать, что пенсионная реформа в Украине оказалась достаточно мягкой и компромиссной по сравнению с той, которую проводят страны Евросоюза. В Италии, например, пенсионный возраст решили поднять до 66 лет. А министр благосостояния (теперь ее должность звучит с некоторой издевкой) Эльза Форнеро даже плакала, когда объявляла об этом.

Гораздо больше протестов вызвал проект закона «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений». Именно в знак протеста против его принятия голодают чернобыльцы под Кабмином, в Донецке и других городах. Эпидемия «уличных протестов» имеет политический подтекст, причем очень непростой. Но о нем мы говорить не будем. Обратимся к экономической составляющей.

Законопроектом, вызвавшем споры и протесты в обществе, имеющиеся льготы не отменяются. Но указывается, что порядок и размер их выплат устанавливается Кабмином ежегодно с учетом реальных финансовых возможностей государства. Это означает, что правительство может отказать льготным категориям граждан в социальной помощи, если решит, что в бюджете на это нет денег. А может и не отказать.

Судебные решения упоминаются в нем косвенно. Дело в том, что начисленные судами пенсии равняются 8—12 тыс. гривен. Но наша пенсионная система, исходя из принципа социальной справедливости, не в состоянии обеспечить выплату пенсии в таком размере при среднем уровне зарплаты 2,5 тыс. гривен.

Эксперты говорят, что единственным выходом из ситуации является честное и смелое решение: внести законопроект об ограничении льгот отдельным категория населения. Однако у этого шага есть непреодолимое препятствие: он не соответствует Конституции, которая запрещает уменьшать социальные гарантии.

В то же время экономическая ситуация в стране такова, что без затягивания поясов Украина просто не переживет следующий год, скажем так, в рамках выполнения своих долговых обязательств. Тем более что правительство всеми силами старается разогнать заржавевший локомотив промышленного развития и проскочить опасный участок истории на полном ходу.

Не случайно в 2011 году, несмотря на серьезные бюджетные проблемы, в нашей стране шло масштабное строительство и технологическая реконструкция. В апреле был открыт мост Кирпы, в октябре — стадионы в Киеве и во Львове.

Но еще более важно с точки зрения будущего Украины — массовое перевооружение металлургического сектора. Высокая цена на газ заставила отечественный бизнес озаботиться вопросами энергосбережения: началась активная замена устаревших мартенов современными конвертерами. Потребление газа при этом сокращается в 20 раз.

Еще совсем недавно почти половина стали в нашей стране выплавлялась дедовским способом в мартеновских печах. В то же время в мире уровень использования мартенов не превышает 7% (!). Как способ производства он практически вытеснен гораздо более эффективным кислородно-конвертерным способом (около 63% мирового производства) и электроплавкой (более 30%). Россия окончательно распрощалась с мартенами в позапрошлом году.

В итоге, если на начало 2008 года удельный вес стали, произведенной в украинских мартенах, составлял 47% от всей выплавки, то к середине 2010 года он снизился до 28%. К концу 2011 года, прогнозируют специалисты, объем «мартеновской стали» снизится до 18—19%. А к концу 2012 года — до 13%.

Кстати, если говорить о поставках российского газа, то до конца 2011 года должен быть подписан новый договор с более гуманными ценами. На это намекают представители как России, так и Украины, но детали никто не раскрывает. Возможно, к моменту выхода газеты договор будет уже обнародован.

Пока мы можем лишь констатировать, что еще одним положительным решением является переход на оплату газа в рублях. Как сообщил председатель Национального банка Украины Сергей Арбузов, это сохранит 8 млрд долларов в золотовалютном резерве Украины.

Это очень важно, учитывая, что попытки Нацбанка удерживать курс, так сказать, вопреки всему привели к заметному уменьшению валютных резервов, начиная с августа. Нацбанк решил бороться с этой проблемой неизбитым способом: постановлением № 278 он велел осуществлять валютообменные операции только при предъявлении физлицами паспорта гражданина страны. Иностранным гражданам создали еще более изощренные препятствия. В результате с 23 сентября обмен валюты из простого действия превратился почти в проблему.

Бестолковость данного мероприятия была очевидна с самого начала. О чем Нацбанку и прямо, и намеками, и через Facebook рассказывали со всех сторон. Но он не сдавался. И пытался добавить в неудавшееся блюдо то соли, то перца.

Так, 7 октября всем субъектам обменных операций (а это, кроме банков, «Укрпошта» и три сетевые фирмы) поступило письмо № 28—211/4027—11798 с разъяснениями, где говорилось, что, «враховуючи стурбованість клієнтів» возможными аферами с паспортными данными, на ксерокопиях нужно проставлять штампы финансовых учреждений.

Неизвестно, куда бы еще зашла фантазия Нацбанка, но 3 октября 2011 года Минюст направил туда письмо, в котором пригрозил рассмотреть вопрос об отмене госрегистрации постановления № 278. И 12 октября НБУ отменил необходимость снятия копий паспорта при продаже гражданами валюты. На приобретение иностранных денежных знаков данная «льгота» не распространяется.

Ещё одно нововведение — принятие закона, запрещающего выдачу и получение потребительских кредитов в иностранной валюте. При нынешней политике НБУ, направленной на поддержание курса гривны посредством «ужимания» денежной массы, это может привести к повышению ставок на кредиты до 25% годовых и выше.

Эксперты поясняют: долгосрочные валютные кредиты были определенной страховкой от рисков, связанных с девальвацией гривны. После их отмены банкам осталось выдавать гривневые кредиты, в которые они закладывают и курсовые, и девальвационные риски, и риски, проистекающие из упомянутых проблем с ликвидностью. Все вместе, считают они, сделает недоступной для большинства покупателей ипотеку. Единственный сегмент потребительских кредитов, который все еще «жив», это автокредиты.

2011 год принес автолюбителям давно ожидаемый сюрприз: Украина присоединилась к числу стран, в которых незначительные ДТП можно оформлять, не вызывая ГАИ. Речь идет о введении так называемого «европротокола». Применение «европротокола» в Украине началось 19 сентября 2011 года в случаях, если в результате аварии нет травмированных, погибших лиц, все его участники застраховали свою ответственность и согласны с причиной ДТП, то есть отсутствуют спорные моменты. Эксперты страхового рынка называют его шагом в Европу: действие европротокола расширено за государственные границы Украины. Предельная сумма выплаты в зависимости от страны 1—3 млн евро.

Впрочем, «европротокол» не единственное, что приблизило нас к Европе в 2011 году. Зона свободной торговли с Евросоюзом стала из призрачной цели вполне реальной.

14 ноября комитет Европейского парламента по вопросам международной торговли на своем заседании одобрил позицию относительно экономической части соглашения об ассоциации с Украиной. Парафировать его планируется на саммите Украина-ЕС 19 декабря в Киеве. После этого проект документа будет вынесен на голосовании в Европарламенте (ЕП).

В целом, 2011 год стал непростым с точки зрения геополитического выбора. Украину звали в Таможенный союз с одной стороны и в зону свободной торговли с ЕС — с другой. И каждый требовал определиться. Российский президент Дмитрий Медведев насчет украинского выбора сказал прямо: «нельзя сидеть на двух стульях». Руководство Евросоюза заявило то же самое, но другими словами, более дипломатично: Украина должна определиться с вектором своей политики, нельзя одновременно быть членом Таможенного союза и зоны свободной торговли с ЕС. В результате мы разменяли один Таможенный союз на две зоны свободной торговли: с Россией и Европой. Причем движения в обоих направлениях шли параллельно.

Соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ было заключено 18 октября в Санкт-Петербурге на заседании глав правительств стран СНГ. Договор подписали Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан решили рассмотреть возможности вступления до конца года. В идеале создание ЗСТ со странами СНГ не только положительно повлияет на торговый баланс Украины, но и должно положить конец торговым войнам с Россией, которые имели место после нашего отказа вступать в Таможенный союз. Премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что уже в 2012 году, благодаря присоединению к ЗСТ, бюджет страны может увеличиться примерно на 9,5 млрд гривен. Выгода от вступления в ЗСТ с Европой точно не подсчитана, но в долгосрочной перспективе она также может оказаться довольно значительной.

Галина Акимова

Опубликовано на minfin.com.ua 10 января 2012, 18:20
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд