Минфин - Курсы валют Украины

Установить
19 декабря 2011, 1:30 Читати українською

Украинская газовая труба может превратиться в металлолом

В обход страны прокладывают новые газопроводы, по которым в Европу качают российское топливо. Европейцы говорят, что таким образом они повышают свою энергобезопасность. Хотя два года назад обещали обеспечить нашей газотранспортной системе безоблачное будущее. А теперь, чтобы не остаться у разбитого корыта, Украине приходится срочно искать деньги для развития ГТС.

В прошлом месяце запустили «Северный поток». Канцлер Германии Ангела Меркель и президент российской федерации Дмитрий Медведев с улыбками на лицах открыли символичный вентиль.

Голубое топливо потечет из Сибири через Балтийское море прямиком в Германию. Минуя Киев. Через газопровод планируют ежегодно прокачивать до 56-ти миллиардов кубометров газа.

В Евросоюзе новый проект называют стратегическим. 

Ангела Меркель — канцлер Германии:

«Северный поток» — это пример долгосрочного и взаимовыгодного партнерства. Я хочу поблагодарить всех отцов и матерей этого проекта.

Но одной трубы Европе не хватит. Поэтому хотят запустить вторую. Уже с более теплым названием — «Южный поток». Строить его будут опять совместно с россиянами. Стороны уже ударили по рукам.

«Южный поток» понесет топливо из Новороссийска по дну Черного моря в Италию и Австрию. Планируемая мощность газопровода — более 60 миллиардов кубометров в год.

Прокладывать трубы под водой еще не начали, но глава «Газпрома» Алексей Миллер уже открыл в Сербии подземное газохранилище. 

Вадим Чупрун — заместитель председателя правления НАК «Нафтагаз»:

Я вам скажу — это серьезнейший звонок для Украины. Если хотите — это прямая угроза газотранспортной системе Украины.

Руководство «Нафтогаза» уверяет, что Украина может потерять статус транзитного государства. А это означает колоссальные потери для бюджета страны.

Хотя в 2009-м Европа обещала нашей трубе безоблачное будущее. И собирались залить в неё миллиарды евро. Денег ждем до сих пор.

Вадим Чупрун — заместитель председателя правления НАК «Нафтагаз»:

Мы не получили еще ни одного цента на модернизацию. И обещания опять таки, в первом квартале, получить первые 308 миллионов на модернизацию газотранспортной системы от европейских финансовых организаций. Будет оно или нет — не знаю.

При этом активное участие европейцев в строительстве трубопроводов, по дну Балтийского и Черного морей, вызывает в Киеве недоумение. Ведь ЕС нарушает свое же правило: одна и та же компания не может добывать и поставлять топливо.  А по «Северному» и «Южному потокам» пойдет исключительно российский газ. Но Украина при этом обязана чтить букву закона.

Эксперт энергорынка Владимир Сапрыкин считает — это политика двойных стандартов. 

Владимир Сапрыкин — независимый эксперт:

Европейский Союз требует от Украины выполнения второго энергетического пакета и связанного с этим требования по разделению НАК «Нафтогаза». С другой стороны, обещания по финансированию модернизации и реконструкции украинской ГТС не выполняются.

В Евросоюзе продолжают стоять на своем — Украина должна выполнять все требования. И тогда  получит деньги — убеждает представитель Еврокомиссии Марлен Хольцнер. По ее словам, никакого двойного дна в этом нет.  

Марлен Хольцнер — представитель еврокомиссии по вопросам энергетики:

Мы не поддерживаем другие проекты вне Украины каким-то особым образом. Поводов для беспокойства нет. Для нас важна хорошая работа с Киевом. Но вместе с тем мы хотим иметь и других партнеров — это дополнительные источники поставок газа.

По сути Европа не отрицает, что будет строить газопроводы в обход Украины. Чтобы не пришлось распиливать собственную трубу, ее нужно загрузить топливом по максимуму. Кроме российского газа альтернативы нет, — говорит бывший руководитель «Укртрансгаза» Ярослав Марчук. 

Ярослав Марчук — эксперт рынка энергоресурсов:

Надо мотивировать РАО «Газпром», чтобы этим коридором качался максимальный объем газа. Если мы это сохраним, сохраним объемы транзита, то мы можем аплодировать. 

Но сорвать аплодисменты, просто загнав газ в трубу, не получится. Чтобы европейцы не переживали, а не прохудилась ли наша ГТС — в  нее нужно вложить более пяти миллиардов долларов, подсчитали в «Нафтогазе». У Киева таких денег нет. Но он может получить средства, создав консорциум.  

Вадим Чупрун — заместитель председателя правления НАК:

Украина, Европейский союз и Россия — вот тот треугольник, который должен осознанно, взвешенно, оценить состояние нашей газотранспортной системы и который должен начертить путь перспективы ее дальнейшего существования.

Создавать газовый треугольник нужно уже сейчас. В Кабмине подумывают даже о более простых геометрических формах. Например, о совместном украинско-российском предприятии. Главное, чтобы Украину при этом не обидели, отмечают эксперты. Премьер Азаров поспешил заверить: национальный Интерес — превыше всего.

Комментарии - 1

+
+12
Александр Воробьев
Александр Воробьев
19 декабря 2011, 9:02
#
Как всегда, главное то, о чем умолчали. Собственность всегда и везде, как знающая себе цену женщина, уходит к тем, кто ее больше ценит и заботится о ее интересах. Нынешних «проффесионалов» эффективными собственниками не назовешь Украину распродают и делают на этом бабки. Неужто для ГТС сделают исключение?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться