ВХОД
Вернуться
24 ноября 2011, 11:50

Продажи новых автомобилей впервые с 2009 года пошли вверх

Продажи новых автомобилей впервые с 2009 года наконец-то пошли вверх. Спрос подстегнула активность банков, попытки местных автопроизводителей повысить ввозные пошлины, а также опасения за судьбу гривны, — пишут Андрей Смирнов и Елена Трибушная, сообщает Корреспондент.net.

Автомобиль средней ценой 16,2 тыс. евро, относящийся к гольф-классу или компактным кроссоверам, российского или корейского происхождения, купленный в августе или сентябре.

Таков, по статистике, «портрет» типичной машины, приобретенной в Украине в этом, довольно удачном по итогам продаж, году. Ведь всего за десять месяцев 2011-го дилеры и импортеры продали больше легковых автомобилей, чем за весь прошлый год.

На конец октября из автосалонов в руки и под пятые точки потребителей перекочевало 175 тыс. машин — это почти 40% роста в сравнении с аналогичным периодом 2010-го. А к новогодним праздникам рынок, по словам Ярослава Вовка, директора департамента маркетинга и рекламы компании Торговый дом — НИКО, официального импортера Mitsubishi Motors в Украине, может и вовсе достигнуть уровня 215-220 тыс. Хотя еще год назад этот показатель был на уровне 160 тыс.

На конец октября из автосалонов в руки и под пятые точки потребителей перекочевало 175 тыс. машин — это почти 40% роста в сравнении с аналогичным периодом 2010-го

Ключевые факторы нынешнего роста — постепенное восстановление спроса после рекордного падения в кризисных 2009-2010 годах и рост темпов кредитования. «В третьем квартале текущего года доля автомобилей, проданных в кредит, составила более 20%, в то время как в 2009-2010 годах этот показатель был в районе 5-9%», — рассказывает Вовк.

Впрочем, говоря о продажах этого года, операторы рынка не светятся от радости, а лишь излучают осторожный оптимизм. Ведь нынешние показатели — это треть от максимального докризисного уровня. В 2008-м, пока самом удачном году за всю историю автопродаж современной Украины, соотечественники приобрели 623 тыс. автомобилей. При этом половина машин были кредитными.

Помня о том золотом времени, дилеры и официальные импортеры надеются, что рост продолжится. А вспоминая время «деревянное» — кризис — и предполагая его повторение в ближайшем будущем, облекают свои надежды в довольно скромные цифры — 20% прироста по итогам следующего года их удовлетворят.

«В бизнес-реалиях нашей страны достаточно тяжело точно спрогнозировать рынок, однако если не будет каких-то кардинальных изменений, он и дальше будет расти», — считает Олесь Шкуратов, директор по маркетингу компании Пежо Украина.

Как грибы после дождя

Если растет рынок в целом, это значит, что растут все. Действительно, по итогам десяти месяцев этого года, по данным компании Торговый дом — НИКО, выросли продажи практически в каждом классе и у большинства марок легковых автомобилей.

Феноменальный плюс — в 150% — продемонстрировал такой нечастый на украинских дорогах класс, как малые купе типа Peugeot RCZ. Чуть худший результат, 123%, показали малыши А-класса, такие как Daewoo Matiz. Третье место в списке самых быстрорастущих подвидов легковых машин с результатом 89% занял класс премиальных люксовых автомобилей, то есть продукция трех брендов — Bentley, Maybach и Rolls-Royce.

Феноменальный плюс — в 150% — продемонстрировал такой нечастый на украинских дорогах класс, как малые купе типа Peugeot RCZ.

Традиционно для Украины среди лидеров роста и обычный премиум-класс. По словам Петра Родняка, директора премиум-брендов компании Виннер Импортс Украина, начиная с марта ежемесячные продажи в этом сегменте составляли 800 машин, а в сентябре и вовсе достигли уровня 940 автомобилей.

Подросли результаты и других классов, исключая лишь Е-класс (седаны типа Hyundai Sonata) и мини-вэны С-класса (яркие представители — Peugeot 3008 или VW Touran) — в этих сегментах количество сделок снизилось.

Подобные итоги доказывают, что украинские покупатели, независимо от толщины кошелька, нарастили некоторый финансовый жирок, который они и сбрасывают в автосалонах.

Впрочем, не стоит обольщаться — Украина не становится страной вечно-черных премиум-«крокодилов» ценой с хороший дом в ближайшем пригороде Киева. Если посмотреть на количество проданных автомобилей, то безусловным лидером как этого, так и всех прошедших лет остается С-класс — машины типа VW Golf, которые занимают едва ли не половину всего рынка.

А вот на второе место в 2011-м взобрались компактные кроссоверы (во главе со своими лидерами Hyundai ix35 и Nissan Qashqai), занимавшие годом ранее лишь третье место в общенациональном рейтинге продаж. В итоге этого спурта на третье место откатился В-класс.

Если посмотреть на количество проданных автомобилей, то безусловным лидером как этого, так и всех прошедших лет остается С-класс — машины типа VW Golf,

И вот этот расклад как раз и дает полную картину предпочтений украинцев. Как только у них появляются возможности, они стремятся сесть за руль хотя бы компактного псевдовнедорожника. А в идеале — купить среднеразмерный кроссовер типа Mitsubishi Pajero Sport: машины такого типа заняли пятое место в итоговом протоколе продаж. Во всех остальных случаях, а таковых большинство, автолюбители Украины предпочтут самый сбалансированный по потребительским свойствам гольф-класс.

В этом украинцы похожи и одновременно отличны от европейцев. По словам Лоика Сибрака, директора Ситроен Украина, лидеры продаж Старого Света — это тоже автомобили типа Гольфа. Но на втором месте по итогам девяти месяцев 2011-го в Европе стоит В-класс. И, в отличие от восточных хозяев Евро-2012, склонных к покупке больших автомобилей, на западе континента другой тренд — минимализм.

Француз рисует потрет типичной евролегковушки: маленькая (экономит место на парковке, мобильная в городе), экономная при эксплуатации (дизель + МКПП) и экологичная. К примеру, доля продаж дизельных автомобилей в странах ЕС, по данным Сибрака, составляет 60% от общего числа. В Украине же легковые машины на тяжелом топливе покупают лишь в 11% случаев.

Корейский дракон и японское цунами

Еще один итог нынешнего года — то, что на второе место по продажам среди брендов взобралась компания Hyundai. В прошлом году по итогам десяти месяцев она еще была третьей, пропуская вперед традиционную лидирующую пару — российский ВАЗ и украинский ЗАЗ. Но теперь отечественная марка откатилась на третью ступень.

На конец октября 2011-го Hyundai продал 18,7 тыс. машин — это лишь на 5,5 тыс. меньше, чем у получившего золото ВАЗа, и на 2 тыс. меньше, чем результат ЗАЗа.

Еще один итог нынешнего года — то, что на второе место по продажам среди брендов взобралась компания Hyundai.

Для успеха Hyundai достаточно было нарастить продажи на 69% в сравнении с десятью месяцами прошлого года. Отличный результат принес старт производства в Санкт-Петербурге нового поколения Accent. Этот относительно доступный автомобиль стал лидером своего С-класса среди иностранных, то есть не российских и не украинских брендов: 4,9 тыс. проданных за десять месяцев автомобилей против 4,4 тыс. у идущего за ним Renault Logan. В своих классах лидируют хюндайские Sonata и кроссоверы ix35 и Santa Fe.

Однако не корейцы показали самый большой прирост продаж. Если отбросить бренды, которые фактически появились на рынке лишь в этом году, то лучше остальных, если сравнивать нынешние десять месяцев с аналогичным периодом прошлого года, прибавил Citroen — плюс 568%. В список прочих чемпионов, сделавших более 100% прибавки, нашлось место (в порядке убывания результатов) для Peugeot, Mini, Volvo и Daewoo, VW, а также Opel.

«Удачливее были те компании, которые предвидели рост рынка и обеспечили свои дилерские сети должным количеством автомобилей», — уверен Андрей Нестеренко, генеральный директор Ниссан Мотор Украина, чья компания нарастила продажи на 67% для Nissan и на 17% для люксового бренда Infiniti.

В список прочих чемпионов, сделавших более 100% прибавки, нашлось место (в порядке убывания результатов) для Peugeot, Mini, Volvo и Daewoo, VW, а также Opel.

Однако не все на рынке росли. Если отбросить явно экзотические марки, то сильнее других сдали свои позиции китайский Chery, целый букет итальянцев — Alfa Romeo, Lancia и Maserati, а также японские Mazda и Acura.

К слову, для японцев год был тяжелым — многие бренды этой могучей автомобильной державы понесли потери в продажах. Одна из ключевых причин — землетрясение и цунами, от последствий которых местные производители только начинают отходить.

Впрочем, напоминает Нестеренко, этот форс-мажор повлиял и на европейских и американских производителей, которые на некоторое время лишились запчастей и автокомпонентов, выпускавшихся на заводах Страны восходящего солнца. К примеру, Peugeot, обновив модель 308, не смогла сразу комплектовать машины, поставляемые в Украину, новыми АКПП из-за сложностей, возникшей у производителя трансмиссии — японской компании Aisin.

Факторы роста

Самым успешным периодом в продажах в этом году, по словам Вовка, стал третий квартал. За каждый из его месяцев — июль, август и сентябрь — в руки клиентов попадало более 20 тыс. новых машин при среднем значении 17,5 тыс. Таких высоких показателей в стране не было уже два с половиной года.

Фактором, повлиявшим на этот результат, стала, как выразился Вовк, информационная конъюнктура. Речь идет, прежде всего, о слухах по поводу возможного введения дополнительных пошлин на импортные автомобили. Украинские производители как раз в тот период предложили поднять их на четыре года на 40% для машин с самыми массовыми двигателями — объемом от 1,0 л до 2,2 л.

Еще один информфактор — новости о высокой вероятности дефолта США и неприятностях в еврозоне, которые снизили доверие украинцев к доллару и евро

Еще один информфактор — новости о высокой вероятности дефолта США и неприятностях в еврозоне, которые снизили доверие украинцев к доллару и евро. Это заставило жителей Украины конвертировать свои валютные сбережения в товары, в том числе и в автомобили.

Впрочем, главным по степени влияния фактором на рынке автомобилей стало посткризисное восстановление покупательной способности населения.

Был и другой тренд, значительно повлиявший на итоги всего года. Создали его банки и другие финансовые структуры, вернувшиеся к практике почти доступного и едва ли не массового автокредитования и лизинга.

Займы на покупку машин всегда были одним из самых популярных видов кредитов, поэтому именно с данного сегмента началось восстановление кредитования физических лиц в 2010 году, достигшее пика в нынешнем. «Основной источник дохода для банков — это кредитный портфель, — объясняет Любовь Сыроватская, начальник управления массового рынка UniCredit Bank. — И как только рынок оживился, банки также возобновили активное кредитование».

Займы на покупку машин всегда были одним из самых популярных видов кредитов, поэтому именно с данного сегмента началось восстановление кредитования физических лиц в 2010 году, достигшее пика в нынешнем

В борьбе за клиента, рассказывает Корреспонденту Александр Седых, финансовый директор компании Простобанк Консалтинг, банкиры предлагали все более выгодные условия, а в борьбу за кошельки обывателей включались новые игроки.

В течение всего года процентные ставки по кредитам постепенно снижались, а сроки кредитования удлинялись, все больше приближаясь к докризисным условиям, считает Йозеф Граф, генеральный директор Порше Лизинг Украина.

За девять месяцев 2011 года средняя эффективная ставка по автокредитам упала на 3,2% — до 15,9% годовых, подсчитали аналитики Простобанк Консалтинг. При этом больше всего подешевели займы сроком на год, реальные ставки по которым в среднем и так ниже, чем по другим срокам, — около 14%. Количество кредитующих банков за 2011-й выросло в полтора раза — до 35 финучреждений.

Однако на подобные меры пошли далеко не все игроки рынка. «Не все [банки] учли печальный опыт кризисных 2008-2009 годов, но самые крупные игроки на рынке все-таки действуют еще очень осторожно», — уточняет Граф.

Снижению ставок во многом способствовало развитие партнерских программ между банками, дилерами, автоимпортерами и страховыми компаниями. «Главную скрипку на данном рынке играют дилеры и импортеры, с которыми необходимо заключить соответствующие договоренности», — говорит Олег Заяц, директор департамента розничных сегментов Правэкс-Банка. Согласно аналитическим данным его финучреждения, доля выданных таким образом кредитов достигает 60%.

За девять месяцев 2011 года средняя эффективная ставка по автокредитам упала на 3,2% — до 15,9% годовых

В результате, по разным оценкам, каждый пятый новый автомобиль, купленный в этом году, нашел себе владельца благодаря займам.

Легким довеском к кредитным продажам стал лизинг. По оценкам Графа, сегодня около 2,5% новых машин на рынке продается именно с помощью этой финуслуги. Причем благодаря некоторым новациям правительства, в частности принятию нового Налогового кодекса, лизинговые платежи для клиентов в нынешнем году подешевели, а минимальный аванс и процентная ставка снизились.

Однако эта услуга все равно остается в Украине экзотикой, хотя на развитых рынках Западной Европы, уверяет Граф, таким образом продается до 50% машин.

Надежды и опасения

Уже в октябре ситуация в сфере автозаймов стала ухудшаться. Уменьшение ликвидности банковской системы, вызванное монетарной политикой Н БУ, отток вкладов населения и рост других рисков вынудили банки пересмотреть кредитную политику. И в середине осени количество банков-кредиторов из числа ТОП-50 крупнейших финучреждений страны, сократилось до 33-х, констатирует Седых, а эффективная ставка выросла до 16,0% годовых.

Некоторые банки уже начали лимитировать свои кредитные операции, признает Сыроватская. И это может повлиять на ужесточение условий выдачи автозаймов.

До конца года, как прогнозируют в Простобанк Консалтинг, из списка банков, работающих с автокредитами, выпадет еще пять-семь учреждений, а ставка дополнительно вырастет на 0,5%.

До конца года, как прогнозируют в Простобанк Консалтинг, из списка банков, работающих с автокредитами, выпадет еще пять-семь учреждений, а ставка дополнительно вырастет на 0,5

О том, что кредиты станут дороже, говорит и Граф. «Из-за напряженной ситуации с нацвалютой ставки в гривне до конца года, скорее всего, незначительно вырастут, а ставки в иностранной валюте останутся на прежнем уровне», — полагает он.

В итоге, считают эксперты, это немного ухудшит ситуацию на рынках. Однако предыдущего задела хватит для того, чтобы рубеж 200 тыс. приобретенных автомобилей украинцы преодолели. Одно условие, уточняет Нестеренко из Ниссана: если правительство не будет повышать пошлины, акцизный сбор или проявлять другие подобные инициативы.

Взгляды на развитие событий в следующем году у экспертов сдержанно-оптимистичные. «Наш прогноз на 2012 год — 265 тыс. автомобилей», — говорит Марина Яковлева, генеральный директор компании Еврокар, представляющей в Украине бренд Skoda. Примерно такие же цифры называют и другие участники рынка.

На руку продавцам новых автомобилей, по мнению Вовка, в следующем году сыграет дальнейший рост автокредитования, реализация отложенного во время кризиса спроса, а также проведение в стране Евро-2012.

«Для роста рынка очень важна законодательная и налоговая стабильность, спокойствие в банковском секторе, рост экономики и увеличение доходов населения. Соблюдение этих составляющих приведет к росту и постепенному возвращению рынка до докризисного уровня», — говорит Нестеренко.

 

Марочные ценности

20 самых продаваемых в Украине марок автомобилей

Место в рейтинге 2011 года

Место в рейтинге 2010 года

Марка автомобиля

Количество проданных в 2011 году машин, ед.

Динамика продаж по сравнению с 2010 годом, %

1

1

ВАЗ (Лада)

24.163

+25,7

2

3

Hyundai

18.698

+68,9

3

2

ЗАЗ

16.697

+46,5

4

5

Toyota

9.798

+30,1

5

6

Chevrolet

9.390

+31,1

6

7

Renault

9.135

+37,3

7

10

Ford

8.822

+53,3

8

11

Skoda

8.348

+46,7

9

8

Kia

8.250

+32,4

10

13

Volkswagen

7.966

+117,7

11

12

Nissan

7.424

+66,7

12

9

Mitsubishi

6.285

+2,1

13

17

Daewoo

5.698

+143,3

14

14

Geely

4.951

+57,3

15

4

Chery

3.901

-48,2

16

15

Honda

2.782

+6,1

17

24

Peugeot

2.462

+178,8

18

18

Ssang Yong

2.134

+8,2

19

19

Lexus

1.680

-2,3

20

16

Mazda

1.576

-34,4

Употребленные лидеры

20 самых продаваемых в Украине моделей автомобилей

Место в рейтинге 2011 года

Модель автомобиля

Количество проданных за 10 месяцев 2011 года машин, ед.

Количество проданных за 10 месяцев 2010 года машин, ед.

Минимальная стоимость с МКПП, $

Минимальная стоимость с АКПП, $

1

ЗАЗ Lanos

8.881

7.525

8.893

Не производится

2

Skoda Octavia A5

4.969

3.194

20.790

23.300

3

Hyundai Accent

4.927

2.043

15.173

16.110

4

Chevrolet Aveo

4.821

4.242

11.404

14.511

5

ЗАЗ Sens

4.465

1.726

7.580

Не производится

6

Renault Logan

4.363

4.019

11.736

Не производится

7

ВАЗ Лада 2115

3.778

2.950

8.114

Не производится

8

Daewoo Matiz

3.515

1.164

5.954

8.759

9

Ford Focus

3.167

1.988

22.320

27.282

10

ВАЗ Лада 2110

2.932

2.023

8.192

Не производится

11

Hyundai Elantra

2.759

1.169

19.249

20.527

12

ВАЗ Лада 2171 Priora

2.753

н/д

10.496

Не производится

13

Skoda Fabia

2.467

1.249

13.832

19.022

14

Geely CK

2.457

1.551

7.928

Не производится

15

ВАЗ Лада 2107

2.360

1.991

6.197

Не производится

16

Volkswagen Polo

2.223

497

18.663

19.798

17

Hyundai ix35

2.201

975

26.960

29.993

18

Daewoo Nexia

2.175

1.134

8.435

Не производится

19

Hyundai i30

2.126

661

16.836

19.615

20

Toyota Corolla New

2.115

2.064

18.850

23.100

По данным компании «Торговый дом — НИКО», официального импортера Mitsubishi Motors в Украине

Региональные предпочтения

Где в Украине покупают больше всего машин

Количество проданных в 2011 году машин, ед.

Киев 32.588Донецкая область 21.791Днепропетровская область 14.861Харьковская область 11.793Киевская область 9.561Луганская область 8.300Одесская область 8.023Крым и Севастополь 7.830Запорожская область 7.265Полтавская область 5.884Львовская область 5.083Винницкая область 4.109Черкасская область 3.939Сумская область 3.477Хмельницкая область 3.440Николаевская область 3.397Кировоградская область 3.370Херсонская область 3.361Житомирская область 2.952Черниговская область 2.887Закарпатская область 2.417Ивано-Франковская область 2.152Тернопольская область 1.949Ривненская область 1.711Волынская область 1.460Черновицкая область 1.435Всего 175.035

По классам стройся

Распределение украинского авторынка по классам

Класс машин

Типичные представители класса

Доля на рынке, %

Количество проданных в 2011 году машин, ед.

Количество проданных в 2010 году машин, ед.

Динамика по сравнению с 2010 годом, %

C (C, C-High, C-Premium)

Volkswagen Golf

50,13

87.737

60.346

+45,4

SUV* (SUV-Mini, SUV-Compact, SUV-Medium, SUV-Large, SUV Pick-Up, SUV Premium Compact, SUV Premium Medium, SUV Premium Large)

Nissan Qashqai, Hyundai ix35

23,27

40.716

30.361

+34,1

B (B, B-Premium)

Chevrolet Aveo

11,04

19.329

17.173

+12,6

MPV** (MPV-B, MPV-C, MPV-Large)

Ford Fusion

4,81

8.407

5.917

+42,1

D (D, D-Premium)

Volkswagen Passat, Toyota

Avensis

 

 

3,53

6.188

4.757

+30,1

A

Daewoo Matiz

3,29

5.750

2.569

+123,8

E (E, E-Premium)

Hyundai Sonata

 

2,89

5.068

5.866

-13,6

Родстеры и купе (Roadster, Coupe Low, Coupe Premium Low, Coupe Premium High)

Kia Cerato Koup

 

0,62

1.081

579

+86,7

Премиум-класс (High Premium, Luxury Premium)

Porsche Panamera

 

0,42

759

677

+12,1

Опубликовано на minfin.com.ua 24 ноября 2011, 11:50
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
+4
sunmanin
sunmanin
24 ноября 2011, 11:58
#
Какой может быть верх? У людей уже одни мысли как бы дожить до пенсии или зарплаты. Что есть и чем платить за коммуналку.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд