Минфин - Курсы валют Украины

Установить
25 августа 2011, 18:50 Читати українською

Украинское машиностроение за 20 лет независимости

За годы независимости машиностроительная отрасль претерпела множество изменений. В 1990 году машиностроительный комплекс был одним из самых развитых секторов экономики УССР: в отрасли было занято более 40% всего промышленно-производственного потенциала республики, а производимая ею продукция занимала 31% в структуре промышленного производства УССР. Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли (как производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов) была практически монопольным производителем.

Вследствие экономического кризиса 90-х годов, повлекшего за собой коренные изменения структуры экономики и ориентации спроса в целом, доля машиностроительной отрасли в структуре промышленного производства страны сократилась более чем вдвое, составив в 2010 году всего лишь 12%. За прошедшие 20 лет количество занятых в секторе уменьшилось практически вчетверо, составив около 600 тыс. человек в 2010 году. Не всем отраслям удалось сохранить конкурентоспособность своей продукции и позиции на рынке. Украина практически утратила производства в наиболее наукоемких и высокотехнологичных секторах машиностроения, находившихся в зародышевом состоянии на момент развала СССР, таких как производство вычислительной техники, средств автоматизации, роботов и т.п. Также, к сожалению, утратили свои позиции приборостроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, уступив рынок зарубежным аналогам.

Тем не менее на протяжении 2003-2010 гг. машиностроение уверенно набирало обороты: в 2010 году производство сектора превысило объемы 2000 года в 2,5 раза, и это несмотря на неутешительные результаты 2009 года, когда вследствие кризиса объемы производства обвалились на 45%. Рост сектора был обеспечен в основном ростом транспортного и энергетического машиностроения: Украине удалось сохранить свои лидирующие позиции на региональном рынке в секторе железнодорожного транспорта, энергетического машиностроения (производство турбин и трансформаторов, продукции для нефтегазового сектора), производства авиационных двигателей. Сегодня машиностроительный сектор — третий по величине экспортируемой продукции (18% от общего объема экспорта) после горно-металлургического комплекса и сельского хозяйства. Основные потребители продукции, традиционно предприятия России и других стран СНГ, однако наша продукция пользуется спросом и в азиатских и среднеазиатских странах (особенно это касается энергетического и авиационного подсекторов).

Одной из главных проблем отрасли остается изношенность основных фондов, по некоторым данным, она составляет более 70%. Действительно, на многих заводах оборудование устарело не только физически, но и морально, автоматизация производства остается на низком уровне, что обусловлено сравнительной дешевизной рабочей силы.

В целом машиностроительная отрасль Украины имеет неплохой потенциал роста, для развития которого, однако, необходима государственная поддержка, прежде всего для преодоления технического/технологического отставания отрасли, роста инновационных проектов, увеличения высокотехнологичных производств. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: так, в 2010 году был принят новый налоговый кодекс, предполагающий налоговые льготы таким капиталоемким производствам, как авиастроение и судостроение. Также в 2010 году Минпромполитики инициировало разработку концепции развития машиностроительного сектора на 2012-2017 гг. в целях увеличить долю отрасли в ВВП страны до 30% к 2017 году (к уровню 1990-го). С оглядкой на вышесказанное, перед ведомством стоит нелегкая задача разработать программу обновления основных фондов отрасли (речь идет о выделении госфинансирования в сумме около 1 млрд. грн.). В результате реализации программы ведомство ожидает создания новых рабочих мест в отрасли, увеличения производительности труда и, как следствие, увеличения отчислений в бюджет.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться