ВХОД
Вернуться
7 августа 2011, 16:53
5 самых перспективных онлайн-бизнесов
Бизнес в интернете

5 самых перспективных онлайн-бизнесов

Интернет изменится. Во-первых, завоевавшие планету социальные сети останутся — но одному богу известно, как они будут выглядеть. Во-вторых, изменятся точки выхода в сеть: по прогнозам Morgan Stanley уровень проникновения и распространения мобильного интернета догонит десктопный, а в течение 5 лет — обгонит. Это значит, что интернет будет с пользователями повсюду: в смартфонах, автомобилях, а может быть, даже в одежде — не зря же в компанию Apple полтора года назад пришел работать эксперт в области портативных компьютеров Ричард ДеВол (Richard DeVaul), в свое время создавший умные очки и переносные системы мониторинга для спортсменов.

Какой бизнес можно масштабировать, а какой нет? Какие ниши плотно заняты, так, что не вклинишься, а куда еще можно сунуться и попросить подвинуться? Наконец, если планировать на будущее — что будет популярно через 2, 5, 10 лет? Slon.ru выбрал пять возможных направлений прорыва.

Онлайн-торговля

Интернет-магазины и покупки в сети — это как будто бы не тренд будущего, а реалии сегодняшнего дня. Люди покупают в сети все: от софта и книжек до одежды, мебели, техники и автомобилей. Эта сфера давно уже выросла из пеленок: один только российский Ozon.ru в 2010 году заработал на книгах и сопутствующих товарах 4,15 миллиарда рублей (рост — на 34% за год).

Сегодня ритейлеры, работающие в интернете — и крупные, и совсем крохотные — тратят кучу времени и сил на решение вполне реальных проблем, тормозящих развитие. Это, прежде всего, отсутствие адекватных логистических схем и служб доставки, а также складских помещений, не самые ясные горизонты правового поля в области онлайн-платежей, неготовность потребителей пользоваться электронными платежными средствами (или хотя бы банковскими картами) и так далее. Это «человеческий фактор» с хроническим отсутствием у курьеров сдачи, наконец. Отечественный рынок интернет-торговли переживает подростковый возраст со свойственными ему проблемами и потрясениями, и это только начало. Куда двигаться? Twenty Trends for 2010: Retailing in an Age of Uncertainty сделали прогноз относительно того, каким будет глобальный рынок ритейла сегодня. Основные тренды будущего по прогнозам 7-летней давности: развитие онлайн-торговли и появление «умных магазинов», превращение ритейлеров в бренд-менеджеров, торговля через мобильные телефоны, ориентированная, прежде всего, на B2B-сектор. Предсказания оказались чересчур оптимистичными, и никаких умных магазинов (если только не назвать таковыми с натяжкой рекомендательные сервисы и прочие производные «длинного хвоста») в интернете пока не наблюдается — а спрос на вдумчивое потребление растет. По данным Forrester, в период с 2010 по 2015 год рынок онлайн-продаж на Западе будет расти на 10% в год (и достигнет 279 млрд долларов в Штатах и 134 млрд евро в Европе).

Геосервисы и локализация

«Если вы будете проходить мимо молочной лавки, Google напомнит вам о том, что дома закончилось молоко. Он расскажет, что в магазине, к которому вы приближаетесь, продаются постеры со скачками. Что убийство двухвековой давности, о котором вы читаете в книге, происходило в соседнем подъезде», — так описывает будущее Эрик Шмидт из Google.

Совсем скоро гики наиграются в игру «отметься во всех 5-ти барах, которые ты посетил в ночь с пятницы на субботу» — бессмысленные развлечения живут недолго. Но сама по себе геолокализация не только не умрет, но и начнет наконец-то приносить массовую пользу. С ростом проникновения мобильного интернета и интернетизацией малого бизнеса возникнет потребность в удобных сервисах, завязанных на геолокации.

Что это за сервисы? Мобильная реклама локального бизнеса, навигаторы по определенным категориям мест, справочники заведений, находящихся поблизости, и так далее. Причем главный упор будет делаться на интерактивность таких сервисов, а не на их назойливость: например, реклама в идеальном мире будущего не набрасывается на пользователя с предложениями что-то купить, а делает выгодные предложения и скидки.

Системы планирования

В одной из свежих статей проекта Small Business журналист Дэвид Фридман предлагает владельцам малого бизнеса десятки сервисов и приложений для автоматизации процессов внутри компании — большинство из них, что характерно, платные (за исключением продуктов Google и Yahoo Task Manager).

В нашей стране бизнесмены и управленцы зачастую ограничиваются узким набором обязательных программ (вроде бухгалтерской 1С или «Мегаплана»). И создание систем и программ для удобного планирования чего бы то ни было — направление бизнеса, которому только предстоит набрать обороты, во всяком случае, в России. Речь идет как о системах учета и организации работы по направлениям в крупных и средних предприятиях, так и о индивидуальных помощниках: для планирования спортивных тренировок, семейных трат, расписания дня и т. д.

Медицина

Проект Google Health — хранилище информации медицинского характера о пациентах американских клиник — существует уже 5 лет. Десятки тысяч людей (и их лечащих врачей) хранят онлайн-карты болезней, доступ к которым при желании можно получить в любой точке мира. В январе 2012 проект, правда, закроют — и конкурент Google, компания Microsoft, уже предлагает пользователям переносить информацию о своих болячках и аллергиях в HealthVault.


А будут и другие. Сервисы, которые ставят диагнозы, уговаривают выйти на пробежку (и измеряют частоту пульса), напоминают, что нужно выпить таблетку, и многое, многое другое. Подобные проекты будут очень востребованы совсем скоро, потому что давайте признаем: интернет-пользователи не молодеют. Сегодняшнее поколение подростков «ВКонтакте», наигравшись в «флиртоманию» и «веселых фермеров», уже через 5-10 лет будет искать педиатра для своих детей, увидит в зеркале первую морщину или почувствует, как что-то колет в правом боку. И так как эти люди выросли в интернете — то и решения своих проблем они будут искать именно там.

Госуслуги

Взаимодействие граждан и госструктур, уплата налогов и штрафов, дискуссионные площадки и инструменты для голосования в сети — все это сегодня как будто бы развивается, но не то чтобы стремительно. Программа электронного правительства не в первый раз проваливается, сроки сдвигаются, концепции меняются. Сервисы, которые давно должны были стать повседневными и обыденными, пока таковыми не стали.

Кроме того, развитие сферы государственных услуг тормозит проникновение интернета. Возникнет острая потребность в создании, поддержке и масштабировании проектов и платформ для взаимодействия — государственных ведомств и граждан, региональных служб и граждан, региональных служб, бизнеса и государства, и так далее. А значит, и в командах-подрядчиках, которые способны создавать, масштабировать и поддерживать.

Опубликовано на minfin.com.ua 7 августа 2011, 16:53
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд