ВХОД
Вернуться
7 июля 2010, 23:45

Китайские инвесторы активно скупают японские компании

Китайские инвесторы никогда не покупали японские компании столь активно, вселяя страх, но в то же время открывая новые возможности, пишет Dow Jones Newswires.

Последний из примеров – покупка доли в токийской компании по производству сверхпрочной упаковки Tri-Wall KK инвестиционным фондом Citic Capital Partners, связанным с китайским финансовым конгломератом Citic Group, за 65,5 млн долл, сообщает источник, знакомый с деталями сделки.

С начала текущего года совершилось 18 подобных сделок. Столько же сделок было заключено за весь 2009 г. Согласно данным компании Dealogic, тогда их общая сумма составила 546 млн долл. Пока приток долларов невелик, но он обещает быстро вырасти, считают банкиры

«Учитывая то, какой импульс роста получил в этом году рынок, мы полагаем, что он расширится вдвое или даже больше по сравнению с прошлым годом», – сообщает руководитель отдела слияний и поглощений токийской компании Mizuho Securities Co. (8606.TO) Шинья Ханамура.

Японские компании постепенно становятся более благосклонны к китайским инвесторам, в частности по причине того, что их собственный рынок сужается, а рынок акций стагнирует, говорит г-н Ханамура.

Кроме того, на фоне США, где существует опасность второго дна рецессии, и Европы, которая бьется в агонии кредитного кризиса, привлекательность Китая растет. Когда китайская компания помогает японской сбывать продукцию китайскому потребителю, благосостояние которого увеличивается, последней становится легче смириться с мыслью о зарубежном руководстве.

Конечно, китайские компании столкнулись с не меньшим, а может и большим сопротивлением в других юрисдикциях. Один из наиболее известных случаев – это когда в 2005 г. сорвалась сделка по покупке американской Unocal Corp. китайским нефтяным концерном CNOOC Ltd. (CEO, 0883.HK) из соображений национальной безопасности.

В последние годы политический климат между Японией и Китаем потеплел и стал более благоприятен для инвестиций. Китай является крупнейшим торговым партнером Японии, а японская демократическая партия, вставшая у руля в сентябре, стремится преодолеть напряженность в отношениях между странами.

Citic Capital Partners на данный момент находится в процессе покупки доли в компании Tri-Wall, которая специализируется на производстве трехслойной рифленой упаковки. Целью сделки является расширение производства японской компании в Китае. По данным одного источника, на текущий момент 30-40% сбыта Tri-Wall приходится на Китай. Некоторые полагают, что компания может впоследствии разместиться в Гонконге, где может получить более высокую оценку, чем на домашних площадках.

Закрытие сделки намечено на конец текущего месяца, сообщает источник.

По его данным, Citic Capital Partners приобретает доли у президента, основателя и владельца контрольного пакета акций Tri-Wall Юджи Сузуки, у японского инвестиционного фонда Ant Capital Partners Co. и некоторых других держателей акций.

Среди других сделок этого года отмечены покупка 41% акций японского производителя одежды Renown Inc. (3606.TO) китайской текстильной компанией Shandong Ruyi Group за 44 млн долл, а также покупка мажоритарного пакета акций производителя и продавца клюшек для гольфа Honma Golf Co. китайской компанией Marlion Holdings Ltd. Сумма сделки не разглашается. В прошлом году продавец электроники Suning Appliance Co. (002024.SZ) приобрел 27% акций японского продавца домашней электроники Laox Co. (8202.TO).

Renown, Honma и Laox – относительно небольшие компании, но они хорошо известны в Японии.

Это означает, что страх по поводу притока иностранного капитала глубоко засел в мозгу руководителей японских компаний, и с ним предстоит бороться. Многие руководители даже не рассматривают продажи активов, пока у них не останется другого выбора. В некоторых случаях инициатором сделки выступает кредитор или инвестиционный фонд.

«Руководители японских компаний уступают контроль, только когда не остается другого выхода после того, как уже произошло значительное разрушение структуры акционерного капитала», – пишет стратег компании Macquarie Research Питер Идон-Кларк в своем последнем отчете.

Когда в 2009 г. президент Nikko Electric Industry Co. Коджи Кусано узнал, что китайская Ningbo Yunsheng Group заинтересована в покупке доли в его компании, он заявил в интервью местной газете следующее: «Честно говоря, мне это не нравится». И это при том, что его бизнес по производству автомобильных комплектующих переживал тяжелые времена. В итоге он все-таки пришел к выводу, что выход на китайский рынок поможет оживить компанию.

С упорством игроков японского рынка встречаются не только китайские компании. Почти все иностранные инвесторы сталкивались с трудностями, пытаясь взять приступом японский рынок. Отсюда пошло выражение «Крепость Япония».

Citic Capital Partners инвестировала средства в несколько японских компаний, в том числе в производителя пленки Higashiyama Film Co. (4244.JA), домашних товаров Narumi China Corp. и продуктов питания и напитков Pokka Corp., чтобы помочь им расшириться на китайском рынке. При этом американские и европейские инвестиционные фонды сталкиваются с трудностями при закрытии сделок.

С другой стороны, руководителям китайских компаний вроде бы все равно, где покупать, если сделка экономически оправдана.

«Наши клиенты в Китае открыты для любых предложений по слиянию и поглощению и не отдают предпочтения какой-то конкретной стране. Они, как правило, выбирают те рынки, которые для них наиболее выгодны», – говорит глава отделения инвестиционного банкинга в Азиатско-Тихоокеанском регионе J.P. Morgan Securities Asia Pacific Ltd. Тодд Марин.

Банкиры утверждают, что китайские компании особенно интересуются технологическим сектором, брендами и глобальными каналами дистрибуции.

«У китайских компаний высок интерес к Японии. Неоспоримо признание и восхищение качествами присущим японским компаниям, особенно в части технологий, которые делают их лидерами в своем классе», – говорит глава отделения слияний и поглощений в Азиатско-Тихоокеанском регионе банка Citigroup Inc.'s (C) Колин Бенфилд.

Но китайские компании также трезво оценивают барьеры для инвестирования.

«Они не обманывают себя, глядя на географическую близость, или имея горячий капитал и обладая возможностью тратить его более активно, чем другие», –заявил г-н Бенфилд в Токио, куда он приехал, чтобы обсудить возможности вложения капитала в японские компании, в том числе и для китайских инвесторов.

Со стороны Китая также наблюдается высокий спрос на японские госбумаги. Китай купил правительственные облигации Японии на сумму 541 млрд иен за первые четыре месяца этого года, пишет деловая газета Nikkei без ссылки на источник информации. Данная сумма более чем в два раза превышает общий объем покупок облигаций за весь 2005 год, который по сумме был предыдущим рекордом, уточняет издание.
Опубликовано на minfin.com.ua 7 июля 2010, 23:45 Источник: K2K News
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд