ВХОД
Вернуться
21 апреля 2010, 11:55

Туристические гиды поднимают цены на свои услуги

Кризис сыграл на руку отечественным экскурсоводам: украинцы все чаще путешествуют по родным просторам. Но как долго гидам удастся поддерживать этот интерес, неизвестно, ведь список раскрученных туристических маршрутов крайне узок.

Отсутствие новых программ и качественной инфраструктуры на фоне растущей стоимости путевок может отбить у наших граждан интерес к поездкам по местным достопримечательностям.

Туристов потянуло на родину

Украинцы все чаще пытаются заменить ставшие недоступными в кризис заграничные туристические маршруты путешествиями по родной стране, пишет «Деловая Столица». По информации директора агентства «Динай тур», специализирующегося на внутреннем экскурсионном туризме, Андрея Найдека, в течение прошлого года их клиентская база удвоилась. В этом году ожидается схожая динамика, так как с начала года число заказчиков в 1,5 раза превысило показатели минувшего сезона. Государственная служба туризма и курортов, руководствуясь статистической отчетностью, предоставленной агентствами, насчитала почти 1 млн. украинцев, путешествующих внутри страны в 2009 году, что, наоборот, на 10% меньше, чем в 2008 году.

Вице-президент Ассоциации делового туризма Украины Олег Савран не видит противоречия в несовпадении официальной статистики и оценочных данных экспертов. Он считает, что реальные объемы внутреннего туристического потока в разы больше, чем утверждают чиновники. Во-первых, последние не учитывают тех, кто путешествует на собственном автомобиле, что в последнее время становится все более популярным. Во-вторых, как отмечает директор департамента по туризму и европейской интеграции Закарпатской ОГА Александр Марченко, подсчитать точное число путешественников, перемещающихся по стране, мешает и несовершенная система отчетности, позволяющая гостиницам занижать количество постояльцев. «К примеру, по нашему региону, согласно официальным данным, их количество за минувший год снизилось с 430 тыс. до 390 тыс. человек. В итоге доходы области от туризма уменьшились на 11% — до 13,5 млн. гривен. По нашим оценочным данным, реальные туристические потоки, ежегодно проходящие через Закарпатье, в три-четыре раза больше официальных», — констатирует он.

Андрей Найдек говорит, что с заграничных путешествий на отечественные маршруты, как правило, переквалифицировались представители среднего класса, которые в прошлые годы отдыхали в Египте, Турции или же покупали автобусные экскурсионные туры по Европе. Теперь они предпочитают отдых в Крыму или Карпатах или же исследуют местные экскурсионные маршруты. Растет и популярность экстремального туризма (рафтинг, велосипедные туры, альпинизм и пр.). Этот сегмент ежегодно увеличивается как минимум на 10–20%, причем зачастую за счет весьма состоятельных граждан, которых привлекает возможность найти в стране уголки нетронутой природы.

По словам Олега Саврана, «вес» рынка внутреннего туризма превышает 300 млн. гривен. Но пока путешествия по Украине так и не стали массовыми. Директор агентства Terra incognita Сергей Пидмогильный говорит, что колесят по стране в основном жители крупных мегаполисов — Киева, Одессы, Донецка, Днепропетровска, Харькова. На остальных украинцев в общей структуре туристов приходится не более 20%. Сергей Пидмогильный поясняет данную тенденцию в первую очередь сравнительно высокими ценами на путешествия по Украине. «В среднем один день на внутреннем маршруте эконом-класса обойдется как минимум в 350 гривен, что для жителей провинции дороговато», — поясняет он. Андрей Найдек называет цифру в 500 грн/день. При этом г-н Пидмогильный утверждает, что агентства зарабатывают на туристах не более 10–15%, остальное «съедает» дороговизна транспорта, гостиниц и питания. Причем ежегодно путевки дорожают на 15–30%. В этом сезоне, по информации г-на Найдека, среднестатистический тур обойдется на 20% дороже, чем год назад.

Негде разгуляться

Впрочем, эксперты не исключают, что повышение расценок связано не только с общей инфляцией в стране, но и с увеличением интереса к путешествиям. К примеру, эксклюзивные туры, которые сейчас наперегонки придумывают агентства (по малым замкам, неизвестным широкой общественности достопримечательностям, природным «чудесам света» и пр.) стоят на треть дороже раскрученных маршрутов, на которых конкуренция за клиентов между гидами выше.

Стоит отметить, что отсутствие достаточного количества интересных экскурсионных маршрутов уже сегодня сдерживает развитие внутреннего туризма. По данным Государственной службы туризма и курортов, если в советской Украине насчитывалось порядка 4 тыс. разработанных краеведческих программ, то сейчас их осталось не более 1,5 тыс. Да и то, как говорят сами гиды, большинство из них существует только на бумаге. Список наиболее массовых туристических центров остается крайне ограниченным. По словам Сергея Пидмогильного, в нем числятся Киев, Львов, Одесса, Чернигов, Каменец-Подольский, Умань. Причем местные власти активно соревнуются за приезжих. Директор департамента гуманитарной политики львовской мэрии Александр Побурко считает, что за последние два-три года количество туристов у них выросло впятеро — до 500 тыс. чел. в год. В ближайшие годы чиновники планируют довести это число до 1 млн. чел. «В прошлом году из бюджета на развитие туризма было выделено 1,5 млн гривен, которые мы потратили на участие в выставках, организацию различных фестивалей и мероприятий, которые могли бы заинтересовать приезжих. В этом году планируем потратить такую же сумму», — рассказывает г-н Побурко. Тернопольские чиновники, рассчитывая привлечь экскурсантов к замкам региона, выделили более 40 млн гривен для проведения рекламной кампании на наружных носителях в крупнейших городах страны.

Но все чаще украинцы интересуются и незаезженными маршрутами, стимулируя агентства осваивать новые тропы. По словам Сергея Пидмогильного, ежегодно они разрабатывают 5–15 новых предложений. «Главная сложность состоит не в том, чтобы найти интересные достопримечательности, а в том, чтобы спланировать комфортный для путешественников маршрут», — утверждает эксперт. «Достаточное количество комфортабельных гостиниц есть только в крупных туристических центрах. Отклонившись от пути следования основного потока экскурсантов, найти достойный ночлег или ресторан бывает весьма сложно. Мы столкнулись с такой проблемой, разрабатывая новый маршрут по Подолью (Винницкая обл.). Там масса малоисследованных замков, чудесная природа, но абсолютно неразвита туристическая инфраструктура», — сетует Андрей Найдек. Его коллеги из Terra incognita говорят, что в глубинке можно поселить в более-менее приличных условиях лишь небольшие группы по 15–20 чел.

Но если в экскурсионном туризме есть хоть какая-то возможность организовать не только познавательный, но и качественный отдых, то в случае с активным туризмом все намного хуже. «К примеру, сейчас все более популярным становится рафтинг. В Украине для сплавов пригодно достаточно рек (Черемош, Днестр, Южный Буг и пр.). Но сдерживает отсутствие инфраструктуры — водных станций с кемпингами и ресторанами, прокатом снаряжения и пр., как в других странах», — отмечает Сергей Пидмогильный. А поскольку ощутимого прогресса в этом вопросе в ближайшее время не намечается, турагентствам придется сдерживать свои аппетиты, ведь даже нынешняя стоимость путевок, учитывая соотношение цены и качества, явно завышена, что может отбить у украинцев проснувшийся интерес к путешествиям по родным просторам.

Опубликовано на minfin.com.ua 21 апреля 2010, 11:55 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд