ВХОД
Вернуться
18 марта 2010, 07:42

Женщины в кризис оказались значительно уступчивее в вопросах оплаты труда, чем мужчины

Вкризис слабый пол ока­зался сильнее: жен­щи­ны реже теряли ра­бо­ту и быстрее на­хо­ди­ли новую. По дан­ным Госкомстата, за 9 месяцев 2009 года безработных мужчин было в полтора раза больше, чем представительниц прекрасного пола (оценка по методологии МОТ). Цифры необычные.

Еще в 2008-м разница почти не ощу­ща­лась — уровень безработицы сре­ди женщин составлял 6,1%, среди мужчин — 6,6%.

Очевидно, что отрасли, где традиционно занято больше мужчин, во время экономического спада пострадали значительнее. Массовые сокращения провели, к примеру, промышленные предприятия и строительные компании. Но избавлялись и от административного персонала, маркетологов, менеджеров по персоналу, рекламистов и специалистов по PR, среди которых большинство женщин. Так что эта версия лишь отчасти объясняет статистику, а искать основные причины следует в другом.

Женщины всегда были скромнее в своих требованиях, поэтому их кандидатуры оказались наиболее подходящими во время кризиса. Дамы уступчивее в главном — в размере зарплаты. Разница в оплате труда мужчин и женщин в Украине, по оценке директора по странам СНГ компании World Staff Виталия Михайлова, обычно достигает 10–40% в зависимости от отрасли и должности. Чем выше позиция женщины, тем больше разрыв и, к сожалению, не в пользу слабого пола. По словам генерального директора управляющей компании Brain Source International Андрея Кривокорытова, разница в доходах на топовых должностях увеличивается до 50%. Среди кандидатов с зарплатными ожиданиями до $500 в месяц около 60% — женщины, а свыше $5 тыс. — их лишь 10%.

Работодатель уверен, что женщина не так мотивирована к карьерному росту, а значит, ей можно платить меньше. Представительница прекрасной половины человечества, в свою очередь, при таких низких ожиданиях теряет стимул расти дальше. Еще в начале 1970-х годов эту закономерность выявили будущие нобелевские лауреаты Эдмунд Фелпс и Кеннет Эрроу. Однако, по мнению коммерческого менеджера компании Hudson Алексея Долгих, работодатель не преследует цель предложить соискательнице меньшую зарплату: сами женщины часто боятся озвучить на переговорах большие цифры. К тому же для слабого пола деньги — не всегда ос­новной мотивирующий фактор при выборе места работы.

Гибкость женщин в вопросах оплаты труда во время кризиса проявилась особенно ярко. По данным портала Head­Hunter, в ноябре 2007 года ожидания представительниц специальности «менеджер по продажам» были на 9% меньше, чем у мужчин, за аналогичный период 2008-го — уже на 11%, а в последний осенний месяц 2009-го — на целых 20%.

Уверенность в завтрашнем дне — вот главный стимул лояльности к работодателю. Женщина не может себе позволить пережидать кризис, не имея пусть небольшого, но стабильного дохода. «Женщина мыслит конкретно: сегодня нужно заплатить за детский садик, завтра — за коммунальные услуги. Неважно, что сейчас она соглашается на менее привлекательные условия, главное, что она работает и получает деньги, а значит, может решить вполне конкретные задачи», — объясняет гештальттерапевт Наталья Трушина.

Мужчинам гораздо легче принять решение об увольнении, если работа их больше не устраивает. При этом вопрос престижа и статусности должности занимает их гораздо больше. Женщины же традиционно менее амбициозны. По данным портала HeadHunter, среди кандидатов, только начинающих свой карьерный путь, количество мужчин и женщин одинаковое, а пре­тен­ден­тов-мужчин на позиции уп­рав­ленцев в четыре раза больше. Кандидатки «теряются», следуя вверх по карьерной лестнице.

«В целом для женщин активный карьерный рост реже является частью «личной зоны комфорта», — признает Марина Маковий, генеральный директор Head­Hunter. Сильный пол отчетливее видит развитие своей профессиональной карьеры. Как правило, мужчины не хотят задерживаться на одной позиции больше года, а женщины, напротив, часто согласны ждать повышения долго.

Впрочем, как показало исследование компании Hudson, все больше женщин пробивается на вершину корпоративной иерархии. Их процент в совете директоров 300 крупнейших европейских компаний увеличился с 8% в 2004 году до 9,7% в 2008-м. «Для женщин всегда существовал некий потолок в карьере, и вырваться из среднего в топ-менеджмент по-прежнему удается немногим», — признает Алексей Долгих.

Бизнес же от продвижения женщин, похоже, только выигрывает. В 2007 году Catalyst проанализировали данные 500 крупнейших американских компаний по размерам выручки в 2001–2004 годах. Оказалось, что в четверти компаний с наибольшим процентом женщин в совете директоров доходность капитала на 53% выше, чем у четверти компаний, где женщин меньше всего.

При этом ограничение возможности карьерного роста женщин и зарплатная дискриминация чреваты весьма опасными экономическими проблемами, а именно: увеличением доли экономически неактивного населения работоспособного возраста. Чем грозит такая тенденция? Как уверяют экономисты: потерями в ВВП. Чикагский экономист Алвин Янг подсчитал, что бурное развитие стран Юго-Восточной Азии в 1966–1990 годах примерно на четверть обязано женщинам, пополнившим рабочую силу.

Опубликовано на minfin.com.ua 18 марта 2010, 07:42 Источник: Контракты
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд