ВХОД
Вернуться
18 января 2010, 08:55
Самые дорогие кандидаты

Самые дорогие кандидаты

Лидерами по расходам на свою избирательную кампанию стали Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Каждый из них потратил по 200 млн долларов Однако самые большие траты в расчете на один голос избирателя понес Владимир Литвин.

Общая стоимость нынешней избирательной кампании, по оценке Комитета избирателей Украины (КИУ), по итогам первого тура составляет около 800 млн долларов. Причем половина этой суммы приходится на двух фаворитов гонки — Юлию Тимошенко и Виктора Януковича. За ними по масштабам затрат следуют Арсений Яценюк (125 млн долларов), Сергей Тигипко (100 млн долларов) и Владимир Литвин (90 млн долларов).

В расчете на одного избирателя больше других кандидатов потратил Владимир Литвин. Каждый проголосовавший за спикера парламента обошелся кандидату в 146,5 долларов. Арсений Яценюк потратил на одного избирателя 62,6 $, поставив второй по значимости антирекорд эффективности избирательной кампании. Третий в списке Сергей Тигипко — с показателем 28,9 $. Такие цифры можно получить, поделив оценочную сумму расходов кандидатов на количество голосов по результатам Национального экзит-пола-2010.

Кто ровнее среди равных

«Агитация Тимошенко и Януковича — самая дорогая. По расходам они идут практически вровень. У Тимошенко бюджеты могут быть немного ниже за счет бартерных договоренностей с собственниками медиа», — отмечает Артем Биденко, руководитель Ассоциации наружной рекламы Украины, президент группы SA Political Communications. В общем итоге кампания Януковича обошлась ему в 200 млн долларов, а нынешнему премьеру президентская гонка стоила около 190 млн долларов.

Хотя украинское законодательство и прописывает равные расценки на политическую рекламу для всех кандидатов, на деле оказывается, что платят они за это совершенно разные деньги. Разве можно исключить ситуацию, когда место на рекламных носителях (в случае наружной рекламы) у конкретного провайдера отдано одному кандидату, а для других его просто не осталось. К тому же никто не отменял пиар в телевизионном эфире в виде участия в программах, а не только в формате рекламных роликов. «У одного кандидата есть депутат с достаточно крупной фирмой наружной рекламы, а у другого нет. То же самое телеканал: там, где один кандидат платит за участие в эфире, другой приходит бесплатно», — объясняет Артем Биденко.

По его оценке, на прямую рекламу (телевизионную, наружную, в прессе, радио и Интернете) кандидаты-лидеры по затратам в последние четыре месяца тратили в среднем по 85-95 млн грн (с учетом НДС и комиссионных рекламных агентств). Продолжительность пребывания Виктора Януковича в телеэфире в период с начала августа 2009 года по 10 января 2010-го, по данным мониторинга GfK Ukraine и «Коммуникационного альянса», составила 381 тыс. секунд (106 часов). Юлии Тимошенко — 317 тыс. секунд (88 часов) и еще 130 тыс. секунд (36 часов) эфира (из них 10 часов на канале M1) пришлось на проект «С Украиной в сердце».

В расчете на один голос избирателя в первом туре кампания Юлии Тимошенко стоила 27,3 $, а кампания Виктора Януковича — 24,8 $. С учетом второго тура эти цифры могут несколько измениться как в большую, так и в меньшую сторону. Однако совершенно очевидно, что аналогичные траты (в расчете на голос) кандидатов в президенты США на выборах 2008 года были намного скромнее. Бараку Обаме голос одного избирателя обошелся в 9,5 $, а его ближайшему сопернику Джону МакКейну — в 6 $ (отношение бюджетов кандидатов, по данным Федеральной избирательной комиссии США, к количеству голосов избирателей). В России, где у главного кандидата на президентских выборах 2008 года был вовсю задействован админресурс, тогдашнему кандидату (нынешнему президенту) Дмитрию Медведеву голос избирателя обошелся в 3,3 руб.

Дорогие избиратели

Стоит отметить, что зачастую оценки расходов, озвученные самими кандидатами и экспертами, существенно разнятся. Естественно, кандидаты занижают свои предвыборные траты. Так, например, расходы Инны Богословской, по ее словам, составят около 10 млн грн (1,25 млн долларов). В то же время председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко оценивает избирательную кампанию этого кандидата в 20-30 млн долларов.

По словам Арсения Яценюка, он потратил на свою кампанию сумму, эквивалентную 10 млн долларов. В КИУ расходы этого кандидата (включая те, что были понесены до официального старта предвыборной гонки) оценили в 100-150 млн долларов.

По данным избирательного штаба кандидата в президенты Виктора Ющенко, его расходы на предвыборную кампанию составили 32,6 млн. грн. Основная часть средств потрачена на телевизионные эфиры — 22,2 млн грн. По данным экспертов «Дела», выборы-2010 обошлись нынешнему президенту в 10-12 млн долларов.

Эксперты отмечают, что с точки построения медийной и PR-составляющих одной из самых удачных была кампания Сергея Тигипко. В частности, отмечается выигрышность ориентации кандидата на женскую аудиторию, в том числе посредством размещения в глянцевых изданиях.

По словам Тигипко, он потратил на избирательную кампанию 90 млн грн и не исключил, что эта цифра вырастет. По данным «Дела», президентская кампания обошлась кандидату в 100 млн долларов.

Артем Биденко также выделил кампанию Юлии Тимошенко: «Эти кандидаты [Сергей Тигипко и Юлия Тимошенко] присутствовали в максимальном количестве медиа, закрывали все возможные аудитории, предлагали разные месседжи и явно не переплачивали за достижение своих контактов». И все же кандидатами из первой пятерки по расходам средства на политическую рекламу тратились скорее для удержания доли. «Изменений в рейтингах кандидатов за все время с начала кампании практически не произошло. Исключение составляет разве что Яценюк, у которого рейтинг заметно снизился», — констатирует Андрей Колесник, директор исследовательской компании Cortex.

Политолог Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что ресурсоемкая политреклама таких кандидатов, как Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Арсений Яценюк и Сергей Тигипко, не что иное, как давление массой. «Никто не соизмеряет издержки и бонусы», — заверяет политолог. Многие малобюджетные кандидаты вели бы себя так же, будь у них деньги. Но у них таких ресурсов не было.

СКОЛЬКО СТОИЛ ОДИН ГОЛОС ИЗБИРАТЕЛЯ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ-2010 (1-Й ТУР)*, $

Владимир Литвин

146,5

Арсений Яценюк

62,6

Сергей Тигипко

28,9

Юлия Тимошенко

27,3

Виктор Янукович

24,8

Олег Тягнибок

18,6

Виктор Ющенко

7,8

Александр Мороз

3,1

Анатолий Гриценко

2,5

Петр Симоненко

2,1

*Соотношение набранных кандидатом голосов и затрат на избирательную кампанию. В рейтинг вошли 10 кандидатов-лидеров

Использованы данные Центризбиркома (численность избирателей), результаты Национального экзит-пола-2010 (явка, процент набранных кандидатами голосов), оценки Комитета избирателей Украины и Ассоциации наружной рекламы Украины (расходы кандидатов).

Опубликовано на minfin.com.ua 18 января 2010, 08:55 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Комментарии (3)

+
0
2226365
2226365
18 января 2010, 21:23
Денис, Киев
#
Да уж… для нищей страны… столько глупых расходов… я уверен, что уменьшив рекламу, количество палаток и разделив все расходы на 5, мы бы получили примерно те же результаты…
+
0
vk
vk
18 января 2010, 22:39
хутор,,лесной'
#
Я так понял народ нагрели на 800млн дол.жаль не понемаю сколько это нулей, если кто знает напишите в гривнях)))а еще второй тур.Врядли мы нищие, мы богачи.Нас обкрадают а мы бегаем голосуем, в хрошее будущее верим.
+
0
vk
vk
19 января 2010, 09:11
хутор,,лесной'
#
Юля поет, Виктор мимо ушей пропускает, а Серега тащется))))

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд