ВХОД
Вернуться
16 декабря 2009, 10:00

Правительство исключило посредников из схемы обслуживания бюджетников

Правительство решило сократить расходы на государственные закупки, исключив из схемы обслуживания бюджетных учреждений и организаций посредников.

Обновленные правила проведения госзакупок запрещают пересматривать договоры после их заключения, что сделает невозможным повышение цен на приобретаемые государством товары и услуги. Однако, как считают эксперты, новации вряд ли позволят уменьшить коррупцию в этой сфере.

Как пишет «Деловая Столица», на прошлой неделе Кабмин своим постановлением №1335 внес изменения в Положение о закупке товаров и услуг за государственные средства. «Теперь они будут осуществляться только у производителей. Мы избавимся от посредников, которые искусственно завышают цены на закупаемые товары. Новые правила работы сделают процедуры госзакупок более прозрачными», — сообщил первый вице-премьер Александр Турчинов. «Согласно действовавшим до сих пор правилам закупки у иностранных компаний могли производиться лишь в том случае, если необходимые бюджетной организации товар или услуга не имели отечественных аналогов. Теперь же к этому добавилось уточнение: закупки будут осуществляться исключительно у производителей», — дополняет юрист международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт» Галина Богданова.

Однако вряд ли правительству удастся достичь задекларированного эффекта от новшеств — снизить расходы на обслуживание бюджетников. Ведь надбавка, которую до сих пор брал себе посредник, теперь может оседать в карманах оборотистых чиновников за правильный выбор поставщика. К слову, сами производители тоже не в восторге от перспектив самостоятельно заниматься тендерной документацией, проходить проверки на завышение цены. А в некоторых случаях есть риск и вовсе не привлечь на тендер двух производителей одного вида продукции, поскольку во избежание хлопот заводу проще продать свой товар через дилера на рынок, чем сражаться за госпоставки.

В соответствии с новыми правилами в участии в тендере могут отказать компаниям, уличенным в сговоре (если будет установлено, что они изначально договорились о цене, искусственно завысив ее). «При этом документ недостаточно оговаривает случаи сговора между заказчиком и потенциальным поставщиком. Но что более важно, не поясняется, как именно устанавливается сговор, определяются его признаки, принимается решение об их наличии. Без урегулирования этих процедур государству вряд ли удастся отсеять недобросовестных поставщиков», — считает юрист адвокатской конторы «Коннов и Созановский» Андрей Никоненко.

Заказчики госзакупок должны публиковать результаты проведенных конкурсов на своих веб-сайтах. Там же, в соответствии с новыми требованиями, обнародуется информация об отказе принять тендерное предложение от участника торгов с указанием причин. В среднем на неделю сокращены все сроки, связанные с проведением тендерных процедур. Например, для подачи предложений отводится не 30 дней, как ранее, а 21 (в отдельных случаях этот срок может быть уменьшен до 14 дней). Теперь заказчик будет отправлять потенциальному участнику тендерную документацию в течение суток (ранее — трех дней) после получения запроса. На рассмотрение всех заявок и определение победителя отводится 21 день (ранее — 30). Сообщение об акцепте предложения направляется победителю в течение одного рабочего дня, а не пяти, а договор заключается на протяжении 15 дней после проведения конкурса.

«С одной стороны, это позволит быстрее обеспечивать бюджетников всем необходимым. С другой — может способствовать увеличению числа злоупотреблений. Поскольку участнику, не имеющему хороших отношений с заказчиком, сложнее будет подготовить все необходимые документы в более короткие сроки, особенно если у него возникают вопросы по информации о закупке», — отмечает Андрей Никоненко.

Отдельный раздел Положения посвящен процедуре редукциона (торги на понижение цены). Этот механизм определения победителя используется для закупки товаров и услуг, для которых существует постоянно действующий рынок и которые производятся или выполняются не по отдельно разработанным спецификациями, при условии, что ожидаемая стоимость предмета закупки таких товаров или услуг превышает 200 тыс. гривен. Редукцион проводят в два этапа. На первом подаются предложения без указания цены, из них по техническим и качественным требованиям отбираются лучшие, на втором — рассматриваются ценовые предложения. «Особое беспокойство вызывает установленный срок для подачи ценового предложения — пять дней. Достаточно будет вовремя не проинформировать компанию о возможности участвовать во втором туре редукциона, чтобы отсеять неугодного конкурента», — отмечает г-н Никоненко.

Особого внимания заслуживают изменения, вносимые в процедуру запроса ценовых предложений. «На сегодняшний день она применяется только при небольших объемах закупок товаров и услуг (до 200 тыс. гривен), для которых существует постоянно действующий рынок. Документ Кабмина вводит для нее дополнительные основания, среди которых — возникновение острой необходимости в осуществлении закупки в связи с особенными экономическими или социальными обстоятельствами, которые заказчик не мог предвидеть. Подобная формулировка позволит проводить любой тендер по упрощенной процедуре», — уверена Галина Богданова. Кроме того, сфера применения процедуры запроса ценовых предложений расширяется на закупку любых товаров, работ и услуг без ограничения стоимости. То есть вполне вероятно, что она будет использоваться как средство избежать проведения торгов при любом удобном для заказчика случае.

Опубликовано на minfin.com.ua 16 декабря 2009, 10:00 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд