Минфин - Курсы валют Украины

Установить
4 декабря 2009, 16:30 Читати українською

За акционерами устроят слежку. Миноритариям разрешили приглашать наблюдателей ГКЦБФР на общие собрания

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку намерена утвердить новый Порядок надзора за проведением общих собраний и регистрацией акционеров для участия в них. Расширив полномочия своих наблюдателей, ГКЦБФР надеется предотвратить участившиеся незаконные захваты компаний.

В соответствии с документом комиссия может направлять своих наблюдателей по просьбе акционеров (вне зависимости от размера пакета принадлежащих им акций), органов управления АО, регистратора и других госорганов, контролирующих предприятие — эмитента ценных бумаг. Для этого достаточно обосновать причину их приглашения. Кроме того, ГКЦБФР может самостоятельно инициировать визит своих наблюдателей (как правило, она проявляет интерес к собраниям акционеров АО с государственным участием). «В документе нет исчерпывающего перечня данных, которые необходимо предоставить в комиссию, чтобы она направила своих наблюдателей на общее собрание акционеров. К тому же, в Порядке не расшифровано, как именно нужно обосновывать соответствующую просьбу, чтобы ГКЦБФР приняла положительное решение. Поэтому при желании любое такое обращение можно будет проигнорировать, ссылаясь на его необоснованность или неполноту предоставленных сведений», — говорит младший юрист ЮФ Magisters Юлия Стусова. Это означает, что у акционеров нет гарантированной возможности привлечь наблюдателей от контролирующего органа.

Разработчики нового Порядка предприняли попытку предотвратить возможный сговор чиновников комиссии и представителей компании. В соответствии с документом участвовать в надзоре за проведением общего собрания запрещено близким родственникам (мужу, жене, детям, родителям, родным братьям и сестрам) должностных лиц органов управления АО или акционеров, а также членам ГКЦБФР — держателям любого количества акций предприятия. Однако акционерам или руководству компании, заинтересованным в присутствии (либо отсутствии) представителей комиссии на общем собрании, ничто не помешает просто договориться с ними об этом.

Главным новшеством, по мнению юристов, станет право наблюдателей от ГКЦБФР проверять достоверность зафиксированных в протоколе собрания результатов подсчета голосов акционеров. «Осуществление такого контроля ранее не было нормативно урегулировано. Хотя именно манипуляции с подсчетом голосов во время проведения общих собраний акционеров зачастую играют ключевую роль в рейдерских схемах», — поясняет Юлия Стусова. «Заключения представителей ГКЦБФР о результатах контроля за проведением общего собрания акционеров, голосованием и подсчетом результатов могут и должны являться основными доказательствами правомерности принятия решений данным собранием. В случае их оспаривания в судебном порядке суды должны при вынесении решений в первую очередь учитывать заключения представителей комиссии», — дополняет ее партнер международной юридической фирмы Salans Игорь Мегедынюк.

Кроме того, за контролерами также закреплено право проверять список акционеров, их полномочия, наличие кворума, соответствие регистрации процедурам, предусмотренным в законодательстве, а также рассматриваемых собранием вопросов повестке дня, утвержденной наблюдательным советом и разосланной акционерам. При осуществлении надзора представители ГКЦБФР имеют право беспрепятственно входить в помещение, где проводятся собрание и регистрация акционеров, а также идет подсчет голосов и письменно оформляются соответствующие результаты. Кроме того, им открыт доступ к документам и другим материалам, имеющим отношение к проведенному собранию (представители комиссии могут изымать их на срок до трех дней), и позволено требовать письменные разъяснения от руководящих органов о ходе собрания. В случае выявленных нарушений наблюдатели ГКЦБФР смогут возбуждать дела о правонарушениях на рынке ценных бумаг, а также составлять протоколы об административных нарушениях относительно акционеров или должностных лиц предприятия.

Действия контролеров могут быть обжалованы председателем наблюдательного совета АО, акционером или его представителем, по инициативе которых созвано собрание, тогда как до сих пор соответствующие права имели лишь должностные лица предприятия. Однако многие миноритарные акционеры воспользоваться новым правом не смогут, поскольку инициировать собрание можно лишь обладателям как минимум 10%-ного пакета акций. Более того, их возможность защитить свои права, пригласив на собрание представителей ГКЦБФР, практически сводится к нулю. «Например, согласно новому Порядку при совершении надзора представители комиссии обязаны не допускать действий и поступков, могущих негативно повлиять на их и регулятора репутации. Данный пункт может послужить причиной многочисленных формальных жалоб на действия представителей контрольной группы», — поясняет Юлия Стусова.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться