ВХОД
Вернуться
15 октября 2009, 10:30

МВФ взялся за украинских налогоплательщиков

Международный валютный фонд (МВФ) потребовал от правительства Украины улучшить сбор налогов в рамках программы по предоставлению стабилизационного кредита на $16,4 млрд. Предложения МВФ уже систематизированы в документе Кабмина, который называется «Национальный план по улучшению администрирования налогов». Ключевым требованием Валютного фонда является создание в Киеве единого офиса по обслуживанию крупных плательщиков налогов (КПН).

Об этом сообщил заместитель главы Государственной налоговой администрации (ГНАУ) Сергей Чекашкин. «Инициатор плана — МВФ. Готовил его Минфин, а мы (ГНАУ. — «ДЕЛО») были соисполнителями», — сообщил он. По словам Чекашкина, план был вынесен на рассмотрение Кабмина вчера, но правительство рекомендовало доработать его. «Сделаем мы это очень быстро и на следующем заседании правительства опять представим», — пообещал замглавы ГНАУ.

Сейчас в Украине с крупными плательщиками налогов работает девять офисов, восемь из которых расположены на юго-востоке страны. Предложение МВФ оставить только киевский офис идет вразрез с политикой Налоговой — об этом можно судить хотя бы по тому факту, что в начале сентября ГНАУ приняла решение открыть еще одну специализированную инспекцию по обслуживанию КПН — в Симферополе.

По словам заместителя главы ГНАУ Сергея Чекашкина, не исключено, что некоторые из действующих офисов правительство для удобства налогоплательщиков все же сохранит (если будет добро МВФ). «Дополнительных затрат на создание единого офиса не потребуется, так как деньги будут получены в ходе закрытия остальных инспекций», — говорит Чекашкин. Замглавы Налоговой отмечает, что МВФ добивается максимального задействования электронного документооборота в налоговой сфере Украины. «Будем практиковать (в отношениях с представителями крупнейших налогоплательщиков. — «ДЕЛО») дистанционное сотрудничество», — говорит он.

Специалисты Международного валютного фонда считают, что, отправив всех крупных налогоплательщиков «общаться» с киевскими налоговиками, правительство Украины снизит уровень коррупции, разорвав уже установившиеся тесные связи предпринимателей с местными мытарями. «Есть мнение, что это уменьшит коррупционные проявления», — подтверждает Чекашкин. Однако в Ассоциации налогоплательщиков Украины (АНУ) в этом сомневаются. «Конечно, основания считать, что создание единого офиса уменьшит взяточничество, есть, — говорит вице-президент АНУ Александр Карелов. — Но собственники предприятий — крупных налогоплательщиков стоят на политическом олимпе и для них не составит труда отстоять свои интересы».

Вынужденные планы правительства оставить лишь один офис по работе с крупными налогоплательщиками последними пока воспринимаются равнодушно. «Сейчас для предприятий актуальны совершенно другие проблемы — например,

7 млрд. грн. не возвращенного налога на добавленную стоимость (НДС)», — говорит Карелов. Об этом говорят и на самих предприятиях. «Нас интересует, когда же государство возместит нам НДС. Задолженность не погашена еще за июль, — возмущен генеральный директор Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко. — А где обслуживаться, в Киеве или Донецке, нам все равно». По его словам, перевод предприятия на обслуживание в Киев из Донецкой специализированной налоговой инспекции неудобств подчиненным не принесет. «Мы туда (в Киев. — «ДЕЛО») ездить не будем. Если им надо, пускай приезжают, как это делают сотрудники Донецкой инспекции, и проверяют», — говорит собственник ММК им. Ильича.

В отличие от Бойко, представители других крупных налогоплательщиков отмечают массу трудностей, с которыми они столкнутся, если их все же переведут на обслуживание в Киев. «Дистанционное общение не всегда дает позитивный результат. Тем более, когда речь идет о сотрудниках налоговой. Кроме того, специалистам головного офиса придется минимум несколько раз в неделю ездить в Киев. Зачем такие расходы средств и, главное, времени?» — спрашивает генеральный заместитель председателя правления ПриватБанка Юрий Пикуш.

С такими доводами соглашаются и в Налоговой, да еще и добавляют потенциальные проблемы «от себя». По словам Сергея Чекашкина, трудности возникнут на законодательном уровне. «МВФ требует включить единый офис в структуру центрального аппарата ГНАУ. Но это не позволит указанному органу проводить проверку налогоплательщиков, ведь этим, согласно законам «О системе налогообложения» и «О государственной налоговой службе», может заниматься только инспекция, а не администрация. Нужно будет вносить соответствующие изменения в законодательство», — говорит чиновник. По его словам, создать единую Киевскую инспекцию (именно инспекцию) также не получится, так как центральному аппарату подчиняются только администрации. «Все эти проблемы мы и постараемся решить, дорабатывая план», — говорит он.


К крупным налогоплательщикам ГНАУ относит предприятия, оценивая их по следующим основным критериям: совокупный валовой доход; общая сумма начисленных и фактически уплаченных налогов.

По словам Сергея Чекашкина, эти требования будут модернизированы, так как они были утверждены ГНАУ 11 лет назад и с тех пор не менялись (приказ ГНАУ «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей)» от 19.02.98 г.).


Опубликовано на minfin.com.ua 15 октября 2009, 10:30 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд